Православные праздники, памятные дни, посты

Вопросы, касащиеся религии, культовых зданий и ритуала.

Модераторы: StepnoyAdmin, smooth, KOLEVAToff


Re: Православные праздники, памятные дни, посты

Сообщение Евгений(Judjin) » 09 авг 2018, 22:21

05 августа (23.07 ст.ст) Святого Аполлинария, епископа Равеннийского (ок. 75)
19 августа (06.08 ст.ст) ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА


Заключение.

Моисей и Илия.
Двое пророков, Моисей и Илия, предстали в славном великолепии, разговаривая с Иисусом. Они говорили о его отшествии, который он собирался выполнить в Иерусалиме. (Лк. 9: 30-31) Моисей и Илия изображены прямо с обеих сторон креста. Это единственные человеческие фигуры в нашей мозаике, которые полностью одеты в белое. Лука говорит нам, что они говорили о том, что Христос отправляется в Иерусалим. Обычно это принято связывать прежде всего с Его распятием, но можно предположить, что в то же время он может ссылаться на Его Вознесение, Его уход с Земли на небеса. Крест в мозаике золотистый и драгоценный, чтобы показать, что это не только инструмент распятия, но и знак завоевания и трансформации, способ, которым Христос попирает смерть смертью. Но возможно здесь крест также предлагает Вознесение, точнее слова ангелов, сопровождающих Вознесение: «Люди Галилейцы, - говорили они, - почему вы стоите здесь, глядя в небо? Тот же Иисус, который был взят от вас на небесах, вернется так же, как вы видели, как он ушел на не-беса» (Деяния 1:11). Другими словами, Его второе пришествие будет подобно Его Вознесению, с облаком свидетелей (звезд), сопровождаемым знаком Сына Человеческого (крест).

Альфа и Омега.
Обе стороны креста - это греческие буквы Альфа и Омега, первая и последняя буквы алфавита. Эти две простые буквы заканчивают всю тему мозаики апсиды. Мозаика направлена на то, чтобы охватить не только начало, но и конец, выполнение Божьего дела спасения во Христе. Следовательно, мы находим ниже креста также латинские слова, Салюс Мунди, «спасение мира». И над крестом есть знаменитый греческий акростих рыбы, ΙΧΘΥΣ, образованный инициалами из пяти греческих слов, означающих «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель».

Изображение

Иерусалим и Вифлеем.
Эта тема начала и конца далее упоминается изображением (выполненным в 7 веке) Иерусалима и Вифлеема на вершине триумфальной арки. Шесть овец выходят из каждого ворот к Христу, который изображен в центре. Вифлеем, Его место рождения, представляет собой начало земного служения Христа и исполнение Иерусалима. Некоторые также интерпретируют эти два святых места, как представляющие соответственно иудеев и язычников, которые собрались вместе в Церкви.

Петр и его спутники были очень сонными, но когда они полностью проснулись, они увидели его славу и двух мужчин, стоящих рядом с ним. Когда пророки покидали Иисуса, Петр сказал ему: «Учитель, нам хорошо быть здесь. Давайте возложим три приюта - один для вас, один для Моисея и один для Илии. (Он не знал, что он говорит.) Пока он говорил, появилось облако и покрыло их, и они испугались, когда они вошли в облако. (Лк. 9: 32-34) В нашей мозаике мы находим цветные облака как в апсиде, так и в самом верхнем регистре (выполненном в 9 веке) на вершине триумфальной арки. Такие облака типа восхода солнца распространены в апсидской мозаике в Риме. Их обычно принимают, чтобы указать на Второе Пришествие Христа, потому что Он придет, как восход солнца.

Изображение

Рука благословения
Из облака раздался голос: «Это Сын Мой, которого Я избрал; слушайте Его.' Когда голос произнес, они обнаружили, что Иисус был один. Ученики держали это в себе и никому в то время не говорили о том, что видели. Здесь голос Бога-Отца подсказывается наличием руки, идущей вниз от золотых небес. Это делает апсиду тринитарной, если взять золотой фон и белый, чтобы предположить присутствие Святого Духа.

Святой Аполлинарий, священник всего творения
Как мы можем понять большую фигуру святого Аполлинария? Можно сказать, что он там просто потому, что он был первым епископом Равенны. Но все, что касается этой апсиды, предлагает схему, очень хорошо продуманную и многозначную. То, как святой епископ и мученик находится внутри сцены, предполагает, что он имеет более широкое значение. Епископ Аполлинарий празднует литургию. Двенадцать ягнят рядом с ним представляют всех верующих («Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых»(Мф. 19:27), а окружающий его сад - это микрокосмос всего творения, которое он и все верующие предлагают в Евхаристии и на котором Святой Дух спускается и преображается. Можно предположить, что святой Аполлинарий здесь представляет всю Церковь в ее евхаристической полноте, благодарит и предлагает все творения. Его руки подняты в жесте оранты. Это признак заступничества и, что наиболее важно, жест, используемый священником, когда от имени всех верующих он просит Святого Духа спуститься на нас.

Церковь - священное существо, чье призвание - благодарить за все творение и предлагать его Творцу. Творец в свою очередь преображает и предлагает этот мир нам. Священное Писание после всего конца в городе Бога, сходящее с неба на землю, сияющее по своей полноте, потому что «слава Божия дает ему свет, а Агнец - светильник» (Откр. 21:23). Мозаика дает нам доказательства этого космического преображения. Будучи человеком, способным к отношениям с живым Богом, Святой Аполлинарий имеет полный ореол золота. Но остальная часть космоса, тем не менее, также способна участвовать в Божьей славе, каждая вещь в соответствии с ее способностью. Поэтому в наших мозаичных деревьях скалы и овцы окружены аурой либо желтых, либо насыщенных зеленых цветов. Напомним, что не только человек Христа сиял светом на Фаворе, но и Его неодушевленные одежды. Благодаря включению в Тело Христово и через нашу евхаристическую жизнь, всякая материя может преобразиться. Через нас космос может стать одеждой и украшением для Тела Христова.

Солнечный свет входит в каждую деталь мозаики и снова появляется как изумрудный. Таким образом, Свет буквально исходит из самой травы, а не просто отражается от ее поверхности. Мы видим материальное слово, сияющее светом, как одежда Христа на горе Фавор.

Общение святых
Ниже Святого Аполлинара, расположенного между окнами, находятся мозаики четырех предыдущих епископов Равенны: Экклесиус (ECLESIVS), который был епископом Равенны с 522 по 532 год и основателем Сан-Витале; Северус (SCS SEVERVS), почитаемый епископ Равенны в 340-х годах; Урсус (SCS VRSVS), епископ ок. 405-431 и строитель собора Равенны и баптистерия; и Урсицин (VRSISINVS), епископ 533 -536. Эти епископы вместе с святым Аполлинарием (первым епископом Равенны) служат для нахождения в апостольской последовательности каждого священника, который празднует в базилике. По ассоциации они также устанавливают всех, кто поклоняется в базилике в общении всех верующих, в прошлом, настоящем и будущем. Союз, утверждающий, что эта мозаика подтверждается не только между Богом и человеком и материей, но и между всеми верными на протяжении всего времени.

О пчелах, работе, царях и садах
Совершенно удивительно, что тщательный осмотр маленьких золотых рисунков на ризе св. Аполлинария показывает, что они на самом деле являются пчелами. В христианском символизме пчелы представляют бессмертие души и воскресение (по-скольку улей, возрождается из мертвых после месяцев зимней спячки). Но пчелы также представляют общинный преобразующий труд, поскольку работа улья изменяет нектар на мед. Это наглядно подтверждено двумя отрывками в древнем гимне Exsultet. Этот гимн был составлен, возможно, уже в пятом веке и, конечно, не позднее седьмого, так что, возможно, он был известен человеку, который разработал мозаику, и поэтому поддерживает эту интерпретацию пчел на ризе Аполлинария. Этот гимн прослеживает этапы от богоподобного нектара, к работающим пчелам, превращающим нектар в мед и воск, за которым следует мужская работа по замене воска на свечу. Все достигает кульминации в том, что материальный воск становится несущественным огнем в похвале Богу. Процесс завершается в преображении, живом свете, который не знает уменьшения его совместного использования.

Как короли, так и священники, мы призваны не просто благодарить за все творение, но и работать в нем, чтобы превратить его как пчелы. Или использовать другую аналогию, как духовных садовников, мы должны развить чудесный мир в саду. На больших деревьях на мозаике мы видим, что они были обрезаны. Мы явно смотрим не на дикий лес, а на сад, которого заботят мужчины и женщины. Наш епископ Аполлинарий - духовный садовник, а также священник. Таким образом, сад вокруг Аполлинария является результатом любви и ремесла, а также Бога и человека, работающих вместе в синергии.

Иногда в Евангелиях люди выговаривают вещи, которые кажутся ошибками, но в конечном итоге становятся пророческими. Так бывает, когда Мария Магдалина ошибается приняв садовника за воскресшего Христа: «Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! ес-ли ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его». (Ин. 20:15) Христос - второй Адам, устанавливающий и исполняющий все то, что первый Адам (то есть мы) не смог и не сделал. В этом случае Он стал Садовником в Эдеме. Интерес-но противопоставить эту сцену той, что в книге Бытия. В Бытие Адам и Ева пытаются скрыться от Бога в Эдеме. Здесь, в Евангелии от Иоанна, Мария Магдалина пытается найти Бога.

Этот сад имеет приятное сочетание упорядоченности и разнообразия. Самые высокие деревья расположены в ряд вдоль верха, на одинаковом расстоянии друг от друга, но не точно так, и каждый немного отличается от других. Кустарники, камни и цветущие растения также расположены с совершенным несовершенством. Однажды святой Паисий Святогорец сказал автору Айдану Харту: «Когда современный человек делает уличные фонари на ночь, он регулярно помещает фонарные столбы и делает каждую лампу одинаковой по яркости и цвету. Это механическое повторение утомительно для наших глаз. Но когда Бог создал звездные огни на ночь, Он изменил их размер, расстояние и цвет, и это успокаивает душу.» Здесь, в нашей мозаике, мы видим сад, выполненный по тому же божественному образцу совершенного несовершенства, а не стерильную симметрию. В Божьем плане эта королевская и ремесленная роль неразрывно связана с нашей священнической ролью, поскольку в Евхаристии мы предлагаем не пшеницу и виноград, а хлеб и вино, которые являются плодом человеческого труда. К этой теме мы сейчас обратимся.

Авель, Мелхиседек и Авраам (Не видно на фото)
На южной стене апсиды изображен священник царь Мелхиседек вместе с жертвоприносящим Авелем и Авраамом с сыном Исааком. На самом деле это объединение двух мозаик из Сан-Витале и, вероятно, было сделано около 670 г., в то же время, что и мозаика на противоположной стене Константина IV (668- 685). Это подходящая сцена, как из-за священной литургии, которая отмечается перед ней, так и из-за нашей священнической и царственной темы мозаики. Над одеждой из кожи, которую получили родители в результате падения, Авель приносит жертву. Это подчеркивает священническое значение его приношения. Одежда Мелхиседека идентична одежде первосвященников Аарона в фресках третьего века в Дура-Европосе и Каиафе в мозаике шестого века в соседнем Сант-Аполлинаре Нуово. Он также носит простую корону, чтобы обозначить его королевский статус короля Салема. Авраам также священник, готовый даже предложить своего сына на жертвенник. Но он так-же одет как римский сенатор, а его тога с сенаторским плечом к полоске. Это говорит о том, что, как и Мельхиседек здесь видим союз священнических и королевских министерств.

Мозаика «Привилегия» (на фото также не видна)
На северной стене апсиды, напротив работы Мелхиседека, изображен император Восточной Римской империи Константин IV (668-685), предоставляющий определенные привилегии - возможно, налоговые льготы - для архиепископов Равенны. Наша работа седьмого века, но низкого качества, вероятно, из-за многочисленных реставраций, которые она пережила на протяжении веков. Хотя его непосредственная цель - выступать в качестве свидетеля юридического контракта, напоминая будущим императорам о правах епископов Равенны, он также очень хорошо вписывается в нашу тему священнического короля. С левой стороны - светские власти: император и его братья Ираклий и Тиберий. Справа находится Архиепископский Репарат (671-677), получая от Императора свиток с обещанием привилегий. Он сопровождается еще одним епископом (возможно, его предшественником Мауром (642-671)).

Если в Мелхиседеке роли священника и короля объединяются в одном лице, здесь принцип выражался в гармоничных отношениях между двумя сторонами, государством и Церковью. Они независимы, каждый с границами согласно их Божьим обязанностям, но каждый также помогает другому исполнять Божью цель. Этот идеал позволяет избежать как цезаре-папизма, так и папско-цезаризма. Церковь может пророчески противостоять светской власти, действующей вопреки Божьим заповедям, но она также может принять материальную помощь от нее, если это действительно помогает духовной работе Церкви и приносит пользу жизни людей. Возможно, в этом и заключается смысл цибория, который держится сопутствующим императором.

Алтарный стол, символически говоря, является исключительной прерогативой Церкви, но циборий защищает этот алтарь, и эта защита государство может предлагать своими законами и привилегиями.

Фигурные пальмы
Ради полноты мы можем упомянуть финиковые пальмы, стоящие по обе стороны апсиды. Пальмы традиционно представляют собой рай и плодородную жизнь. В римские времена они также представляли победу. Их присутствие подтверждает чтение апсиды как рая, восстановленного Христом через победный крест. Такие пальмы можно увидеть во многих других итальянских мозаиках, например, в Сант- Аполлинаре Нуово в Равенне (6- го века), в Санта-Прасседе в Риме (9- й в),

Изображение

и в мозаике апсиды Санта-Сесилии также в Риме (9- го века).

Изображение

Верхний ярус: Христос и четыре живых существа.
Ученые датируют самый высокий уровень триумфальной арки до 9-го века. В центре находится Христос в медальоне. Каждая сторона - это четыре крылатых существа, каждая из которых имеет Евангелие. Они символизируют четырех евангелистов: орёл - Иоанн; человек Матфей, лев Марк и бык Лука. Этот уровень завершает все, что происходит ниже. Евангелисты суммируют всю работу Христа, о которой они писали, от Его рождения до Его Вознесения и посылки Святого Духа в Пятидесятницу. Цель Его воплощения состояла в том, чтобы собрать все творение в Себя и, в частности, объединить нашу человеческую природу с Его собственной божественной природой. Ибо, как пишет святой Павел: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены,и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,» (Еф. 2:4-6).

В итоге
Есть один отрывок из послания Апостола Павла к Эфесянам, (а как пишет святой Григорий Нисский – никто из людей не познал Господа Иисуса Христа так полно как это сделал Апостол Павел) который лучше всего описывает эту замечательную мозаику: «в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его, каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении, открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом. (Еф. 1: 7-10)

P.S. Для желающих есть два видео по этой мозаике, одно коротенькое:
https://youtu.be/x0VqhkrzMuQ

Второе предназначено для еще оставшихся православных фанатиков готовых два часа смотреть и слушать лекцию по этой мозаике и вообще византийском православном искусстве.
https://youtu.be/VAO0s1mLxbc

P.S. А следующую статью попытаюсь посвятить святому Валентину... так и навязалась в свое время эта песенка "А он придет, он придет Валентинов день". Вот именно об этом Валентине надеюсь и поговорим.
Евгений(Judjin)
 
Сообщений: 267
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 90 раз.

Google

Re: Православные праздники, памятные дни, посты

Сообщение Евгений(Judjin) » 11 авг 2018, 11:46

12 августа (30.07 ст.ст.) Священномученика Валентина (Уалента) епископа и трех учеников его мучеников Прокула, Ефива, Аполлония и праведного Авундия (ок. 273).

Подробно о святом Валентине читайте в «Житии святых» святителя Димитрия Ростовского: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rost ... jatykh/634

«Житие святого Валентина» (Passio Sancti Valentini), составленное в Риме в V-VI веках, свидетельствует, что он получил известность благодаря праведной жизни, великой любви к ближним и смирению, страстным проповедям и чудесам, которые он совершал. В 270 году его пригласил в Рим греческий и латинский оратор Кратон, который попросил исцелить больного сына. У мальчика был так искривлен позвоночник, что голова касалась колен.
После чудесного выздоровления ребенка вся семья Кратона, а также его ученики Прокул, Эфеб, Аполлоний и Абондий обратились в христианство. Абондий был сыном Плачидо Фурио, префекта Рима. Узнав об обращении сына, а также о проповедях и чудесах епископа Валентина, Плачидо Фурио приказал схватить его. Никакие увещевания, угрозы и пытки не могли заставить Валентина отказаться от своей веры.

В ночь на 14 февраля 273 года римские солдаты вывели его за город и отрубили голову. Вновь обращенные Прокул, Эфеб и Аполлоний тайно доставили останки Валентина из Рима в Терни. За это деяние они также приняли мученическую смерть.
Валентин был захоронен в Терни на холме рядом с древним некрополем. В IV веке на этом месте была возведена маленькая церковь. В 1609 году ее заменила новая базилика, куда были перенесены мощи Святого Валентина из кафедрального собора Терни. Рядом с ракой Святого Валентина захоронены его верные последователи Прокул, Эфеб и Аполлоний.
Интересно отметить, что в 2016 году местные церковные власти решили возвратить мощи святого Валентина обратно в кафедральный собор, но в назначенный день перенесения верующие плотным кольцом взявшись за руки обступили мощи святого … власти хоть и повозмущались, но в итоге решили оставить мощи в покое.

…Однажды в день 14 февраля мне довелось услышать следующую фразу: «Это святой из запада, он не имеет к нам отношения и прадник этот сатанинский»…
Касаемо отношений с западом, то здесь наш Господь сколько не говорил: «Любите врагов ваших»- здесь похоже все бестолку, правильный комментарий, чтобы гневаться или даже кого то убить подобные люди всегда найдут…кстати первым это сделал папа Римский, когда разрешил противоречие между «любовью к врагам» и крестовым походом, при котором требовалось убивать и убивать много. Вообщем, идеи заложенные этим еретиком живут и процветают, а слова Господа… ну их всегда можно понять по своему для удобства оправдания собственной совести. И в иотоге получаем, что Валентинов день стал для некоторых более враждебным, чем убийства «наших» врагов где-нибудь в…да впрочем- везде.
Но более интересно, чтобы ответил этот человек на следующее:
«15 января 2003 года в рабочей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий встретился с делегацией Римско-католической епархии и мэрии г.Терни (Италия).

Глава делегации епископ Винченцо Палья передал в дар Русской Православной Церкви частицы мощей священномученика Валентина Интерамского — святого покровителя г.Терни.
Идея передачи в дар Русской Православной Церкви мощей святого Валентина, священномученика III века, зародилась во время встречи Святейшего Патриарха Алексия с руководством католической миротворческой благотворительной организации "Община св. Эгидия", которая состоялась 12 июля 2001 г. В этой встрече принимал участие духовник "Общины св. Эгидия" епископ г. Терни Винченцо Палья. Поскольку священномученик Валентин является небесным покровителем г. Терни, епископ Палья выдвинул идею передать в Россию частицу мощей святого в знак доброго отношения "Общины св. Эгидия" и епархии г. Терни к Русской Православной Церкви.

Речь Святейшего Патриарха Алексия на церемонии передачи частицы мощей свмч. Валентина Интерамского:
- Ваше Преосвященство, уважаемые клирики епархии г. Терни, граждане города, члены делегации!

Я с большим волнением принимаю частицу мощей священномученика Валентина — святого Единой Неразделенной Церкви и небесного покровителя г. Терни.

Передача частицы мощей священномученика Валентина — акт духовный. Важно, что эта церемония состоялась в день памяти святого преподобного Серафима Саровского, которого почитают не только в России, но и далеко за ее пределами. В этот год Русская Православная Церковь празднует 100-летие прославления своего великого подвижника.

Частица мощей святого Валентина будет храниться в Храме Христа Спасителя в Москве, который является символом духовного возрождения России.»

Далее процитирую статью одного католика из интернет-журнала МГУ «Татьянин день»:
«Есть, на самом деле, два популярных сейчас во многих странах мира молодежных праздника, о которых нередко говорят и пишут, что это «католические праздники»: День св. Валентина как праздник влюбленных и Хэллоуин. Так вот и о том, и о другом можно с полной уверенностью утверждать, что они не являются католическими праздниками. Правда, нет дыма без огня – они оба основываются на календаре Римско-Католической Церкви. Так, Хэллоуин (англ. Halloween) — это «Hallow Even», «канун [дня всех] святых», католического праздника, приходящегося на 1 ноября. Вот и 14 февраля в святцах Католической Церкви римского обряда, именуемых Римским мартирологом, веками значится св. Валентин (и даже не один святой с таким именем).

А вот здесь уже следует сделать некоторые уточнения. Если мы откроем ныне действующий Общий литургический календарь (Общий он потому, что отражает празднования всей Католической Церкви римского обряда, в отличие от частных календарей, которые имеют местное значение и содержат некоторые собственные отличия), то увидим, что на 14 февраля приходится память свв. Кирилла и Мефодия и не упомянут никакой Валентин. Правда, если посмотреть ныне действующую редакцию Римского мартиролога, где отмечены все местночтимые святые, то там мы и в самом деле увидим в этот день двух святых с именем Валентин.
Св. мученик Валентин Пресвитер чтится 6 / 19 июля, а священномученик Валентин Интерамнский – 30 июля / 12 августа. Об обоих в православной житийной литературе можно найти некоторые короткие истории их мученичества, судя по всему, довольно позднего происхождения (сведения о Валентине Римском отчасти совпадают с «Золотой легендой»).
В числе наиболее известных упоминаний о Валентиновом дне находим у Шекспира в «Гамлете», где Офелия поет:
С рассвета в Валентинов день
Я проберусь к дверям
И у окна согласье дам
Быть Валентиной вам.
Он встал, оделся, отпер дверь,
И та, что в дверь вошла,
Уже не девушкой ушла
Из этого угла.
(Пер. Бориса Пастернака)

Но только в XIX в. различные обычаи, связанные с этим днем, вроде гаданий на суженого или любовных посланий (как правило, анонимных), приобретают широкую популярность, да и то их ареал ограничивается Англией, к которой чуть позже добавятся Североамериканские Соединенные Штаты. И лишь к середине XIX в., когда за раскрутку столь милых для молодежи обычаев берутся коммерсанты, популярность Валентинова дня начинает расти, как на дрожжах (хотя еще более столетия она почти не будет выходить за пределы англосаксонских стран). Именно тогда был поставлен на промышленную основу выпуск сердечек и открыток-валентинок.

Но вернемся к св. Валентину. Какое имеет отношение древний христианский мученик ко всему этому балагану? В «Золотой легенде», как и в более поздних средневековых памятниках, отсутствует какая бы то ни было романтическая окрашенность образа св. Валентина. Она появится много позже – по-видимому, тогда, когда понадобится увязать народные обычаи Валентинова дня с именем этого святого. Подобные легенды слагались английскими католическими агиографами XVIII в., среди которых ведущая роль принадлежала Албану Батлеру (1710—1773); возможно, он сам и сочинил остроумную благочестивую байку о тайных венчаниях (сознательно или неосознанно упуская из внимания то обстоятельство, что в первых века христианства церковное венчание отсутствовало как феномен).

И всё же почему игровые обычаи любовного содержания, в той иной форме встречающиеся у самых разных народов мира, здесь оказались связаны с именем св. Валентина? Впервые предположение на этот счет высказал в XVII в. французский церковный историк Л. С. де Тиймон. Он выдвинул гипотезу, что Валентинов день вобрал в себя рудименты эротических обрядов римского языческого праздника Луперкалий, приходившегося почти на тот же день. Кстати, именно папа Гелазий, утвердивший почитание Валентина Римского, запретил и празднование Луперкалий. Во время Луперкалий действительно имели место некоторые эротические обряды, и вполне вероятно, что языческий обычай и тесно сплелись с этим днем календаря немного изменив свою форму.
Итак, в Католической Церкви нет общецерковного(а только местное празднование) праздника св. Валентина, и, тем более, нет его как праздника влюбленных. Хотя он и привязан к датам церковного календаря, он имеет чисто светское происхождение. Его популярность основывается на хорошо продуманной раскрутке миром коммерции, умеющим нащупывать золотые жилы и эксплуатировать их с максимальным для себя успехом.

Как продолжает писать автор: «Столь широкому своему распространению праздник обязан наметившейся в последние полвека во всем мире тенденции американизации массовой культуры, особенно молодежной. Именно модность Валентинова дня в США сделала его столь привлекательным для молодежи самых разных стран».
Однако это не совсем так. В самом Терни дело обстоит иначе и здесь празднества, посвященные святому покровителю Валентину, продолжаются целый месяц. Кульминацией праздника является день 14 февраля, который начинается с торжественной мессы в базилике. Весь этот месяц в Терни проходят различные праздничные мероприятия: ярмарки, выставки, шествия, театральные представления, конкурсы и концерты. В воскресенье, предшествующее дню Святого Валентина, устраивается Праздник обручения (Festa della Promessa). Сотни женихов и невест со всей Италии приезжают в этот день в базилику Святого Валентина, чтобы еще раз дать клятву взаимной любви.

Так что в итоге получаем, что по сути благочестивая попытка заменить один языческий праздник Луперкалий, другим- христианским празднованием дня святого Валентина в итоге обернулась личностным переносом языческого персонажа на христианского.
Стоить отметить, что подобные переносы языческих обрядов на христианские в России то встречаются гораздо чаще. И один из самых известных это – полотенце, которым обрамляют иконы. Но об этом может быть в другой раз…
Когда мы приехали в Терни нас встретил мелкий осенний дождь, поэтому поездка на местный рукотворный водопад была отменена. От станции в сторону базилики мы поехали на местном автобусе заранее купив билеты в баре. В Италии так принято- нет кассы по продаже билетов, сразу ищи ближайший бар. Водители или не продают билетов или продают дорого.

Изображение

Когда мы подошли к базилике дождь усилился, а когда вошли превратился в ливень. В базилике проходила католическая литургия…подумав с минуты мы сели на последнюю лавку. Мы пришли на поклонение к святому- значит нужно подождать. Честно говоря, кроме задушевного пения «Аве Мария» католическая литургия меня не цепляет- все как-то слишком скоротечно и обычно буднично. И хотя был на ней для ознакомления всего три-четыре раза, но лишь один раз только видел в крипте у мощей святой Сесилии, когда было огненно и вовлеченно- я аж опешил от такой энергетики.
Впрочем целенаправленно я пришел на католическую литургию только один раз, когда ещё был не особо православным, все остальные разы – частично, просто потому что так попадалось.

Изображение

А вот атмосфера после литургии здесь в Терни мне понравилась. Верующие были очень доброжелательны друг к другу приятно общались, что-то друг у друга расспрашивали, местный священник тоже участвовал во всем этом общении… вообщем чувствовалось единение Церкви.
Фотографировал я спокойно без суеты и не торопясь. Приятная базилика и память о ее посещении со временем не стерлась.

Изображение

Изображение
Евгений(Judjin)
 
Сообщений: 267
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 90 раз.

Re: Православные праздники, памятные дни, посты

Сообщение Евгений(Judjin) » 15 авг 2018, 21:27

16 августа (3.08 ст.ст.) Преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца (1147).

Изображение

16 августа Церковь отмечает память преподобного Антония Римлянина. Его имя как бы само намекает на связь святого с Вечным Городом, но на самом деле духовный подвиг Антония Римлянина, и все что мы о нем знаем связано с новгородской землей, а вовсе не с Италией.

О самом преподобном Антонии Римлянине мы знаем немного. Видимо, потому что сам он не стремился к мирской славе, а его духовный подвиг был связан с молитвой и монашеским уединением.
Устоявшееся предание называет его уроженцем города Рима. Считается, что святой еще на родине выбрал монашеский путь, однако жизнь его пришлась на непростую для Церкви эпоху: незадолго до этого случился великий раскол, положивший начало разделению христианского мира на католический и православный. Будучи православным Антоний на какое-то время стал отшельником и в одиночестве молился на камне. А спустя какое-то время оказался вдалеке от родины — в Великом Новгороде. Предание гласит, что он не просто пришел сюда в поисках нового места для монашеского подвига: во время бури камень, на котором молился преподобный Антоний откололся, упал в море и чудесным образом донес святого по воде до места, где ему суждено было продолжить свой духовный подвиг.

Изображение

О житии святого нам рассказывает текст, составленный через несколько столетий после его кончины.Текст этот скорее всего является пересказом более раннего документа, написанного современниками святого Антония Римлянина.
«По малом же времени дошел слух о нем до святителя Никиты. Святитель послал за ним и повелел привести его. Преподобный пошел в великом смирении к святителю. Святитель же ввел его в келию свою. По сотворении молитвы преподобный сказал «аминь» и принял благословение от святителя со страхом и любовию, как бы от руки Божией. Святитель же Никита, провидя Духом Святым о преподобном, начал вопрошать его об отечестве и о пришествии его в Великий Новград: откуда и как пришел. Преподобный же святителю не хотел поведать тайны, боясь человеческой славы. Святитель же Никита с великим прещением и даже с заклятием продолжал вопрошать преподобного к сказал: «Мне ли, брат, не поведаешь тайны своей? Знай же, что сам Бог может открыть нашему смирению о тебе, ты же тогда осуждение за ослушание примешь от Бога.» Преподобный пал пред святителем на лицо свое и с плачем молил святителя: да не откроет тайны сей никому, доколе преподобный будет находиться в жизни сей. И поведал о себе тайну наедине святителю Никите: все подряд об отечестве своем, и о воспитании, и о прихождении из Рима в Великий Новгород.

Святитель же Никита, сие услышав, не как человека его воспринял, но как ангела Божия и, встав со своего места, отложил жезл пастырский и долгое время стоял, молясь и дивясь бывшему – как прославляет Бог рабов своих.
Немногое время спустя поехал епископ Никита к преподобному Антонию увидеть камень сей и место. Преподобный же стоял на камне как столп, не сходя с него, молясь Богу день и ночь. Но как увидел святителя идущего к нему, сошел с камня и пошел навстречу ему, приняв благословение и молитву от святителя. Подивился святитель чуду, обошел все место села того и сказал преподобному: «Изволили Бог и Пречистая Богородица избрать место сие. Хотят да воздвигнется твоим преподобием храм Пречистой Богородицы, честнаго и славнаго Ея Рождества и будет обитель великая на спасение людям. Ведь на предпразднество сего праздника поставил тебя Бог на месте сем.» Преподобный же ответил: «Воля Божия да будет!»

Изображение

Совершилось чудесное путешествие в канун Рождества Пресвятой Богородицы 1105 г. Много лет спустя, в 1147 г., преп. Антоний скончался и был погребён в соборе основанного им монастыря, на месте прибытия камня.
В 16 веке новгородцы уже широко почитали преподобного в первую очередь из-за чудес, происходивших на его могиле. Так, исцеление у нее получил новый настоятель Антониева монастыря, присланный в него самим Иваном Грозным, игумен Кирилл.
В 1117 году под его руководством в обители возвели белокаменную церковь. Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы строился 2 года известным новгородским зодчим Петром. Роспись собора была выполнена в 1125 году. И только в 1131 году итальянский монах был возведен в священный сан и вскоре избран игуменом. Его обитель стала известна делами милосердия, которым Антоний был научен с юности, сам он еще при жизни стал известен и почитаем как подвижник и человек большого смирения.
Собор, который итальянский монах построил, сохранился до наших дней.

Изображение

Судьба его детища — Рождественского монастыря — оказалась трагична. В 1569 году Антониев монастырь стал жертвой похода царя Иоанна Грозного на Новгород. В ходе этой операции было замучено и убито множество народа, в их числе и игумен Геласий с монастырской братией. А богослужебные сосуды — наследие преподобного Антония, найденные рыбаками в бочке, — Иоанн Грозный увез в Москву, в ризницу московского Успенского собора.
В связи с этими событиями общерусское почитание новгородского преподобного стало возможно лишь в 1597 году, и с этого времени известен крестный ход в честь святого: он шел от Софийского собора в Новгороде до Антониева монастыря.
Обитель возродилась, и в начале XVIII столетия здесь была кафедра новгородских викарных епископов, в 1740 году открылась Новгородская духовная семинария, одним из первых выпускников которой стал Тихон, будущий Задонский святитель.
С приходом к власти большевиков в 1918 году семинария была закрыта, а следом был упразднен и монастырь, детище преподобного Антония. Сегодня тут музей. Но величественный древний собор Рождества Пресвятой Богородице напоминают о первом строителе обители и о его удивительной судьбе.
Башня собора под третьим куполом – круглая, а не квадратная. Башня, была “столпом” преп. Антония Римлянина. Внутри собора – росписи XIX века. К счастью, сохранились малые фрагменты росписей 1125 года!

Изображение

Изображение

Преподобный разделил печальную судьбу своего монастыря: в 1927 году его мощи были варварски извлечены из раки и помещены в музей атеизма, который устроили в Софийском соборе Новгородского Кремля. На протяжении 80 лет они считались утраченными...

Однако в начале 2016 года православный мир облетела приятная новость- в Великом Новгороде найдены, считавшиеся утраченными, мощи древнего святого — преподобного Антония Римлянина.
С останками, которые предположительно могли принадлежать преподобному Антонию, работал московский ученый, кандидат биологических наук Денис Пежемский.
— Удалось вычленить мощи Антония Римлянина из комплекса останков. Историко-антропологическое исследование закончено. Мощи Антония Римлянина переданы митрополиту Новгородскому и Старорусскому Льву, — заявил ученый.
Отмечается, что дальнейший вопрос с мощами будет решать Новгородская епархия Русской Церкви.
Вопрос этот однако не самый простой, по одной из версий некоторое время считалось, что мощи святого Антония находятся под спудом в построенном им соборе. Вот здесь-

Изображение
Евгений(Judjin)
 
Сообщений: 267
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 90 раз.

Re: Православные праздники, памятные дни, посты

Сообщение Евгений(Judjin) » 16 авг 2018, 21:29

17 августа (4.08 ст.ст.) Святых семи отроков, в Ефесе: Максимилиана, Иамвлиха, Мартиниана, Иоанна, Дионисия, Ексакустодиана (Константина) и Антонина (ок. 250; 408-450).

Изображение

Недалеко от руин античного города Эфес находится еще одно не менее легендарное место – Пещера семи спящих или Пещера семи спящих отроков (Yedi uyuyanlar).
Для того, чтобы посетить эту христианскую святыню Эфеса, нужно отклонится от обычных туристических троп. И пройти кругом вдоль горы от верхнего входа в Эфес до нижнего, до указателя Grotto Of The Seven Sleepers. Затем нужно по указателю подняться на вершину каменной горы Охлон (Селион, Пион – существуют разные вариации).

В середине III века, когда римский император Деций воздвиг гонение на христиан, семь эфесских мальчиков, убегая от преследователей, скрылись в расщелине восточной горы Охлон. По одной версии, они были замурованы гонителями. По другой, — сам Архангел Михаил скрыл это место от язычников. Отроки заснули в пещере. А спустя двести лет, во времена византийского императора Феодосия Младшего, в этом месте произошло небольшое землетрясение, и вход в пещеру открылся. Дети проснулись и, думая, что проспали несколько часов, послали в город одного из своих товарищей узнать обстановку и купить хлеба. Продавец хлебной лавки удивился поданной ему старинной монете, и когда истина раскрылась и стала известна народу, то сам император прибыл в Эфес, долго беседовал с отроками и лично удостоверился в истинности этой поразительной истории. Это было великое доказательство всему миру о грядущем и всеобщем воскресении мёртвых. После этого дети снова заснули, на этот раз уже навечно, до Второго Пришествия и Страшного Суда. Этот случай был известен и Магомету. И он упомянул о нём в Коране. А Церковь отмечает память семи спящих отроков каждый год 17 августа (4 августа по старому стилю).

Иоанн Колов в житии Паисия Великого приводит эфесских отроков как пример того, что «по плотскому естеству живущих, тело, дабы не изнемочь, требует для укрепления своего питания, а те, которые, наподобие бесплотных, преуспели в вышеестественной жизни, — тем зиждительная сила в изобилии подает сию благодать, которой естество человеческое и повинуется, и живет уже не столько телесною пищею, сколько духовною».
Именно про таких преуспевших и говорят, когда они почти ничего не едят- «питаются Духом Святым».

Православная церковь совершает память семи отрокам дважды: 4 августа и 22 октября (по юлианскому календарю). По одному преданию, которое вошло в русский Пролог, отроки вторично уснули в этот день; по заметке греческой минеи 1870 года, они в первый раз уснули 4 августа, а пробудились 22 октября. Святые отроки упоминаются и в службе церковного новолетия — 1 сентября.
Об отроках упоминает в своём «Хождении» в Святую землю русский игумен Даниил (начало XII века).Посетив Эфес, он записал в своей книге: «И ту есть пещера, иде же лежат телеса 7-ми отрок, иже спали 300 и 60 лет; при Декии цари успоша, а при Феодосии цари явишася» (12, 28).

На право называться «пещерой семи отроков» претендует также пещера в Аммане (в урочище Аль-Раджиб) (Иордания), с которым связывается мусульманское повествование.
Однако здесь стоит отметить, что имена используемые здесь для 7 отроков не совпадают с теми, которыми их именуют в православии, и более того в католицизме используют уже совсем другие имена. Однако все связывают происхождение отроков именно из Эфеса.

Храм в амманской пещере в форме равностороннего креста (что свидетельствует о его немусульманском происхождении), его потолок и стены выложены камнем. Слева стоят три белокаменные гробницы,справа — другие четыре. Вероятней всего, древний храм относился к раннехристианскому типу построек— мартириуму. Одна из гробниц справа застеклена: мощи, считающиеся мощами отроков, покоятся сейчас как раз ней.
Католическая традиция, считает, что мощи отроков покоятся во Франции, в церкви Сан-Виктуар в Марселе, куда они были перенесены во время Крестовых походов, когда была обнаружена пещера с останками около Эфеса. Эфесские пещеры раскапывались Австрийским археологическим институтом в 1926-28 гг. Было установлено, что остатки церкви и захоронений относятся к 4-5 вв. н.э.
Поднимаясь вверх по каменному оврагу зайти внутрь пещеры мне не удалось- все надежно закрыто забором с колючей проволокой.

Изображение

Однако попытки приблизится и даже войти в часть комплекса все же возможно.
Когда-то здесь была христианская церковь, но сейчас только семь пустых гробниц, как пустые глазницы, напоминают о давно прошедшем чудесном событии. Наверху ещё сохранилась часть замечательной мозаичной росписи в виде виноградной лозы, увитой плодами.

Изображение

Изображение

Вокруг можно увидеть целый некрополь, что говорит об особом почитании этого места.

Изображение

Изображение
Евгений(Judjin)
 
Сообщений: 267
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз.
Поблагодарили: 90 раз.

Пред.

Вернуться в Религия

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2