Православные праздники, памятные дни, посты

Вопросы, касащиеся религии, культовых зданий и ритуала.
Евгений(Judjin)
Сообщения: 281
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 93 раза

Re: Православные праздники, памятные дни, посты

#311

Сообщение Евгений(Judjin) » 11 сен 2018, 21:25

11 сентября (29.08 ст.ст.) Усекновение главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Сегодня как и обещано я покажу собор в котором хранится прах Святого Иоанна. Внешний вид собора я уже показал, а вот интерьерные фотографии вышли неудачными, поэтому исправлю недочеты и возможно повторюсь об истории собора.
Воздвигнутый около 1098 года на месте ранее существовавшей здесь в V - VI веках старой базилики и расширенный в последующие столетия, этот собор, названный в честь святого мученика Лаврентия, хранит останки покровителя города Святого Иоанна Крестителя, которые были доставлены в Геную по окончании Первого крестового похода.
Базилика Сан-Лоренцо становится собором, начиная с IX века, заменив собой базилику Двенадцати апостолов, посвященную в VI веке Святому Сиру ("Сан-Сиро"), епископу Генуи, которая в то время находилась за пределами старинного центра города.

Благодаря переносу собора и строительству городских стен, район "Сан-Лоренцо" становится центральной частью города, которая растет и изменяется: в городе без площадей, паперть собора Святого Лаврентия служит в течение всего средневекового периода главной сценой политической и общественной жизни города.
Папа Геласий I освятил собор в 1118 году и положил начало его реконструкции в стиле романской церкви за счет средств, поступающих от муниципальный сборов и от военных компаний, таких как крестовые походы. С 1133 года эта церковь получила архиепископский ранг.

После пожара 1296 года здание собора было частично отреставрировано, а частично реконструировано согласно канонам готической архитектуры: в период с 1307 по 1312 годы был завершен величественный фасад с чередующимися черно-белыми полосами; как случается часто в Генуе, романские конструкции продолжают сохраняться в хорошем состоянии.
В XIV-XV веках собор украшается новыми алтарями и капеллами.

Изображение

В левом нефе и расположена великолепная капелла, которая хранит останки Святого Иоанна Крестителя, настоящий шедевр искусства XV века.

Изображение

Изображение

Окончательно же работа над собором была завершена в XVII веке буйством позолоченной лепнины абсиды и росписями.

Изображение

Здесь вы также можете найти древнюю византийскую роспись «Судилище Господне»:

Изображение

Также в одной из капелл хранится православная икона Богородицы. Здесь она именуется «Заступницей», кто-то называет (возможно именно ее) Смоленской иконой Богородицы. Наиболее близок тип иконы «Умиление» и более она мне напоминает Владимирскую икону Богородицы, но здесь добавлены ангелы, так что возможно эта икона имеет особое название.

Изображение

Одна любопытная деталь: на вечную память об ужасах войны в соборе, в правом его нефе представлена точная копия невзорвавшегося взрывного устройства. Снаряд был выпущен в 1941 году британским флотом во время одного из самых страшных ударов по Генуе в ходе второй мировой войны.

УСЕКНОВЕНИЮ ГЛАВЫ ПРЕДТЕЧИ

Тропарь, глас 2
Память праведнаго с похвалами, / тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: / показал бо ся еси воистинну и пророков честнейший, / яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. / Темже за истину пострадав, радуяся, / благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, / вземлющаго грех мира / и подающаго нам велию милость.

Кондак, глас 5
Предтечево славное усекновение / смотрение бысть некое Божественное, / да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие. / Да рыдает убо Иродия, / беззаконное убийство испросивши: / не закон бо Божий, ни живый век возлюби, / но притворный, привременный.
Величание
Величаем тя, / Крестителю Спасов Иоанне, / и почитаем вси / честныя твоея главы / усекновение.

Евгений(Judjin)
Сообщения: 281
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 93 раза

#312

Сообщение Евгений(Judjin) » 19 сен 2018, 22:08

20 сентября (07.09 ст.ст.) Святой архиепископ Новгородский Иоанн (в иночестве Илия, в схиме Иоанн) на кафедре с 1165 по 1186 гг. † 1186 г.

Святой Иоанн был преемником святого Аркадия на святительской Новгородской кафедре, и он первый из святителей Великого Новгорода, хотя и десятый по преемству, почтен был саном архиепископским.
Святитель Иоанн, архиепископ Новгородский, родился в Новгороде от благочестивых родителей Николая и Христины. После кончины родителей Иоанн и его брат Гавриил, получив небольшое наследство, решили создать в родных местах обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вначале они построили деревянную церковь, а несколько позднее стали строить и каменный храм. Не окончив строительства каменного храма, братья полностью израсходовали свои средства. Только твердая живая вера побуждала их продолжать начатое дело. С ней они и обратились за помощью к Царице Небесной. По их неотступной молитве Она явила им Свою милость – предсказала во сне, что подаст все необходимое для окончания строительства. На следующее утро святые братья увидели прекрасного коня, нагруженного двумя мешками с золотом и, когда братья сняли мешки, конь тут же исчез. Так Божия Матерь послала средства на обитель.

По окончании устройства обители, здесь, под покровом Божией Матери, братья и приняли иноческий постриг. Святой Иоанн был наречен Илией, а святой Гавриил – Григорием. Летописи говорят о епископском поставлении святого Иоанна под 1162 годом, а в 1165 году святитель Иоанн был возведен во архиепископа (с тех пор Новгородская кафедра стала архиепископской).

Зимой 1170 года Суздальские войска с союзниками два дня осаждали Новгород за то, что новгородцы не приняли князя Святослава, а также собирали дань с неподвластной им Двинской области. В печали новгородцы молились Богу и Пречистой Богородице о спасении города. В третью ночь святитель Иоанн, когда он молился перед образом Спасителя, услышал голос, повелевший идти в церковь Спасителя на Ильине улице, взять икону Пресвятой Богородицы и поставить ее на остроге. Наутро Святитель рассказал собору о повелении и послал архидиакона с клириками Софийской церкви за иконой, но икона не двигалась. Тогда святитель со всем собором пришел в Ильину церковь и начал петь молебный канон, и по 6-й песни во время кондака "Заступнице христианом" икона сама двинулась с места. Народ со слезами взывал: "Господи, помилуй!" Тогда святитель Иоанн взял икону и вместе с двумя диаконами понес ее в острог.
Новгородцы в страхе предвидели свою погибель, потому что суздальцы с союзниками поделили уже их улицы для грабежа. В шестом часу вечера начался приступ, стрелы сыпались дождем. Тогда Божиим Промыслом икона обратилась ликом к городу, и из глаз Пресвятой Богородицы потекли слезы, которые святитель собрал в фелонь. Тьма, словно пепел, покрыла суздальцев, они начали слепнуть и с ужасом отступили. Это было 25 февраля 1170 года. Святитель Иоанн установил в честь этого торжественный праздник для Новгорода – Знамения Пресвятой Богородицы (празднование 27 ноября).

Здесь стоит отметить, что храм из которого была взята икона раньше был деревянный, но позже стал каменный. Это одна из самых известных церквей Великого Новгорода- Спаса Преображения на Ильине улице. На сегодня это единственный храм сохранивший фрески Феофана Грека.

Изображение

Для чтимой новгородской святыни был устроен специальный придел, сгоревший в 1340 году. После этого для иконы был построен специальный храм Знамения, где она хранилась с 1356 года (современный Знаменский собор, построенный в 1682—1688 гг. И именно по фрескам этого собора я провел чтение акафиста Пресвятой Богородицы.

Изображение

Знаменский собор находится совсем рядом с церковью Спаса Преображения.

Изображение

В настоящее время чудотворная икона Знамение находится в Софийском соборе.

Изображение

Суздальская война нанесла большой ущерб Новгородской области. Архипастырь и здесь не остался в стороне. Он проявил отеческую заботу о разоренных семьях, терпевших голод, щедро подавал помощь несчастным сиротам. Как и другие русские святители, он молитвой и доброделанием смирял и утешал междоусобные брани в многострадальной Руси. Святитель более всего заботился о духовном просвещении своего народа. Большое внимание уделял святитель Иоанн духовным беседам, которые часто проходили в кругу духовенства и мирян. Сохранилось до 30 его поучений: о Крещении, Исповеди, Святой Евхаристии.

Духовные благодатные силы святителя были необычайны. За его душевную простоту и чистоту сердца Господь дал ему власть над бесами. Однажды, когда святитель по обычаю молился ночью, он услышал, что в умывальнике кто-то плещет воду. Увидев, что никого рядом не было, святитель понял, что это бес пытается напугать его. Святитель оградил умывальник крестом и запретил беса. Скоро лукавый дух не стерпел молитвы Святителя, которая палила его огнем, и стал просить выпустить его из умывальника. Святитель согласился, но поставил условием, чтобы бес донес его в одну ночь из Новгорода в Иерусалим ко Гробу Господню и обратно. Бес исполнил повеление святителя, но просил его никому не рассказывать о своем позоре. (Об этом эпизоде мы поговорим немного подробнее когда поговорим об ещё одном святом чью память мы отмечаем в этот же день- о Пересвете.)

В одной из бесед святитель рассказал пастве, что он знает человека, который за ночь посетил Святую Землю. Месть лукавого не замедлила сказаться. Он стал подбрасывать в келлию святителя женские вещи. Однажды, когда большая толпа горожан, возбужденная завистливыми и недоброжелательными людьми, собралась у келлии святого, бес показал им, словно от него выбежала женщина. (Если вы смотрели фильм «Монах и бес», то там представлен почти аналогичный сюжет, интересно, что в этом же фильме монах и бес тоже совершают путешествие в Иерусалим, так что совпадение думаю не случайны).

Святитель вышел на шум и кротко спросил: "Что случилось, дети мои, о чем вы шумите?" Раздраженная толпа, выкрикивая разные обвинения в порочной жизни святителя, повлекла его к реке Волхов. Святителя посадили на плот и пустили вниз по течению реки, рассчитывая избавиться от него. Но плот, вопреки ожиданию, поплыл против течения прямо к мужскому Юрьеву монастырю, находившемуся в трех верстах от Новгорода.

Изображение

Видя это, люди раскаялись и с плачем и криком устремились по берегу за плотом, умоляя святителя простить их и вернуться в город. Сердце простодушного архипастыря было переполнено благодатной радостью не столько за себя, сколько за свою паству. Это событие произошло незадолго до кончины святителя. Предчувствуя ее, он отложил святительский омофор и принял схиму с именем Иоанн, которое носил в юности. Преемником себе он назначил своего брата, святителя Григория (память 24 мая). Скончался святитель 7 сентября 1186 года и был положен в притворе Софийской церкви.

В 1439 году усердием святителя Евфимия совершались починки в Софийском соборе; в притворе придела храма святого Иоанна Предтечи вдруг оторвался камень и сильно ударил в крышу стоявшей тут гробницы. Святитель Евфимий велел поднять пробитую камнем доску, и храм исполнился благоухания. В гробу увидели нетленные мощи святителя, но никто не мог сказать, кто этот архипастырь. В своей келлии святитель Евфимий стал усердно молить Бога открыть ему имя угодника. Ночью явился перед ним муж, облеченный в святительские одежды, и сказал, что он архиепископ Иоанн, удостоившийся послужить чуду Пресвятой Богородицы, честному Ее знамению. "Возвещаю тебе волю Божию, – продолжал
святитель, – совершать память о лежащих здесь архиепископах и князьях 4-го октября, я же буду молиться Христу за всех христиан". Память его празднуется также с собором Новгородских святителей 10 февраля; в 1630 году установлено празднование еще на 1 декабря.

Изображение

ИОАННУ НОВГОРОДСКОМУ
Тропарь
, глас 8
Днесь светло красуется славнейший Великий Новград, / имея мощи твоя в себе, святителю Иоанне, / яко солнечныя лучи испущающия / и подающия исцеления притекающим к раце мощей твоих. / Молися Христу Богу избавити град сей невредимь от варварскаго пленения, / и междоусобныя брани, и огненнаго запаления, / святителю богомудре и чудоносче, / Небесный человече и земный Ангеле: / да сошедшеся любовию в память твою, / светло празднуем, в песнех и пениих радующеся / и Христа славяще, тебе таковую благодать даровавшаго исцелений / и Великому Новуграду заступление и утверждение.

Кондак, глас 4
Возвеселися явленно честная Церковь Христова / в память днесь приснословущаго святителя Иоанна, / от Великаго Новаграда возсиявшаго, / и всю страну удивившаго преславными чудодеянии, / и всеми добродетельми украсившагося. / И по преставлении бо честное тело его обретеся нетленно, / источающее велия чудеса. / Темже зовем ему: о всеблаженне! / Моли Христа Бога непрестанно о всех нас.

Евгений(Judjin)
Сообщения: 281
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 93 раза

#313

Сообщение Евгений(Judjin) » 20 сен 2018, 22:40

20 сентября (07.09 ст.ст.) Преподобный Алекса́ндр Пересвет, воин,схимонах

Александр Радонежский, в миру Пересвет, был брянским боярином, опытным ратником. Он принял монашеский постриг с именем Александр.
18 августа 1380 года благоверный князь Московский Димитрий испросил у преподобного Сергия Радонежского благословение на Куликовскую битву и просил также дать ему в подкрепление двух воинов – братьев Александра-Пересвета и Андрея-Ослябю. (Замечу здесь, что Википедия дает мирское имя Осляби- Родион. Не делайте подобной ошибки- Ослябя это и есть мирское имя, а Андрей- монашеское). Призвание монахов-бойцов имело в первую очередь духовное значение. Преподобный Сергий дал им «вместо тленного оружия нетленное – крест Христов, нашитый на схимах, и велел вместо золоченых шлемов возложить на себя». Передав воинов-схимников в распоряжение князя, преподобный Сергий сказал им: «Мир вам, братья мои, крепко сражайтесь с погаными татарами, как добрые воины, за веру Христову и за все православное христианство».

По дороге на битву Александр-Пересвет остановился в келлии отшельника, жившего на месте будущего Димитриевского монастыря. Облачившись в воинские доспехи, монах-богатырь отдал отшельнику свой дорожный посох, сделанный из цельного яблоневого дерева. С тех пор посох сделался местной реликвией.
В день Рождества Пресвятой Богородицы перед началом Куликовской битвы Александр Пересвет принял вызов богатыря из войска Мамая и вступил с ним в единоборство. Воины ударились копьями, оба упали с коней и скончались. Ничейный исход поединка явил духовную силу благословения преподобного Сергия, воодушевил русские войска и стал залогом их исторической победы.

Тело преподобного Александра-Пересвета было погребено близ церкви в честь Рождества Богородицы «на старом Симонове». Здесь же положили тело преподобного Андрея-Осляби.
Подвиг святого Александра-Пересвета стали сразу стали прославлять в повествованиях о Куликовской битве – древнейший известный рассказ «О побоище, иже на Дону», а также летописная «Повесть о Куликовской битве» сообщают о его гибели на Куликовом поле. Также о ней повествует и наиболее полный рассказ о схимниках-воинах Александре и Андрее, изложенный в «Сказании о Мамаевом побоище». Его имя вошло в летописные списки убиенных на Куликовом поле и в синодики.

Приход храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове основан в 1370 году преподобным Сергием Радонежским со своим племянником Феодором будущим святителем Ростовским.
Рядом находится знаменитый Симонов монастырь.

Изображение

К сожалению, монастырь закрыт, но действует один храм во имя Тихвинской иконы Божией матери. Приход здесь особый- богослужения ведутся специально с рассчетом на слабослышащих и глухонемых людей, т.е. голосом и языком жестов. Несмотря на неприглядный внешний вид, внутри все очень хорошо и благолепно.

Изображение

Именно от этого монастыря я и пошел в храм Рождества Богородицы.

Изображение

Изображение

В 1380 году на территории храма были захоронены привезенные с Куликова поля, после битвы, останки преподобномученников Александра ПЕРЕСВЕТА и Андрея ОСЛЯБИ, а так же других отличившихся воинов и военноначальников.
Современное здание трёхпрестольного храма построено в 1509 году.
Главный Престол освящен во имя Рождества Пресвятой Богородицы, приставной Престол во имя преподобного Кирилла Белозерского. Два других престола преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая Мирликийского.
Вот так замечательно получилось- память двух праведников привела нас к предстоящему празднику Рождества Богородицы…

Изображение

Тропарь преподобным Александру Пересвету и Андрею Ослябе
глас 1
Во́ини Христолюби́вии, страда́льцы послуша́ния прехва́льнии,/ Алекса́ндре ди́вный Пересве́те и Андре́е Осля́бей имену́емый,/ Се́ргия игу́мена благода́тные насле́дницы,/ Кулико́вския бра́ни ра́тницы духо́внии,/ вы́ бо зми́я ага́рянскаго победи́сте./ Но и на́с свои́м заступле́нием не оста́висте,/ тела́ми в хра́ме Рождества́ Богоро́дицы почива́ете,/ душе́ю в превы́шнем селе́нии пребыва́ете./ Моли́те за ве́сь ро́д ру́сский правосла́вный,// преподо́бнии сро́дницы на́ши.
Кондак преподобным Александру Пересвету и Андрею Ослябе
глас 7
На по́ле Кулико́вом ага́рян победи́сте/ и венца́ми сла́вы увенча́стеся,/ преподобному́ченицы Алекса́ндре и Андре́е,/ моли́те Христа́ Бо́га и на́м врага́ ро́да челове́ческаго побежда́ти,/ Правосла́вие храни́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Евгений(Judjin)
Сообщения: 281
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 93 раза

#314

Сообщение Евгений(Judjin) » 22 сен 2018, 22:01

22 сентября (09.09 ст.ст.) Праведных богоотцов Иоакима и Анны.

Праведные Иоаким и Анна встретились в Иерусалиме, где, по обетованию Божию, у них родилась Дочь, нареченная Марией. Святой Иоаким преставился через несколько лет по введении во храм Благословенной своей Дочери, в 80-летнем возрасте. Святая Анна скончалась 70-ти лет, через два года после него, проведя их при храме, рядом с Дочерью.

Изображение

Часть мощей (руки) Святой Анны хранится в сокровищнице собора Святого Лаврентия в Генуе, о которой я недавно рассказывал.

Изображение

Празднование памяти родителей Пресвятой Богородицы происходит на следующий день после празднования Рождества Богородицы. А одним из начал празднования в церковных службах является чтение –паремий. По простому- это чтение отрывков ветхозаветных писаний, которые пророчествуют о Новозаветных событиях. Все паремии богородичных праздников соответственно имеют три чтения пророчествующих о явлении в мир Богородицы от которой родится Бого-человек.
Первым отрывком читается отрывок из Бытия - 28:10-17. И начинается он следующими словами-
«Иаков вышел из Вирсавии и пошел в Харран, и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте. И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней…»

Изображение

Связь этого отрывка с Богородицей мы можем найти в Акафисте Пресвятой Богородицы, который я недавно опубликовал, где во 2-м икосе есть такая строка: «Ра́дуйся, ле́ствице небе́сная, Е́юже сни́де Бог». Еще со времен Византии Дева Мария рассматривалась как небесная лестница, по которой Бог спустился к людям и посредством которой он может поднять их на небо.

В завершении отмечу интересное решение авторов древних византийских фресок, которые более отчетливо дают понять пророчество, посредством того, как Богородица спускает вниз по лестнице, упертой в древо креста, своего распятого Сына.

Изображение

Евгений(Judjin)
Сообщения: 281
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 93 раза

#315

Сообщение Евгений(Judjin) » 26 сен 2018, 21:52

27 сентября (14.09 ст.ст.) ВСЕМИРНОЕ ВОЗДВИЖЕНИЕ СВЯЩЕННОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освещения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
В дни посвященные священному кресту Господню я стараюсь показать наиболее значительныеместа связанные с храненим частиц животворящего креста. И одно из этих мест- Генуя, сокровищница собора Святого Лаврентия. Так уж получилось, что череда христианских праздников касается святынь именно этой сокровищницы, о которой я уже рассказывал в предыдущих постах. И сегодня речь пойдет вот об этом кресте.

Изображение

Этот крест был изготовлен византийскими мастерами 9 века по приказу Барда- брата императрицы Теодолинды и в дальнейшем передан в дар Базилике Святого Иоанна Евангелиста. В 1308 году Базилика падает под натиском турок. Со следующего года генуэзская купеческая семья Заккария, торговавшая по восточному средиземноморью, является последним собственником реликвии. В 14 веке Крест семьи Заккария передается в дар Собору Сан-Лоренцо и используется архиепископом Генуи для благославления новоизбранных дожей.
Крест изготовлен из золота и серебра и украшен жемчугом, изумрудами, сапфирами, гранатом, рубинами, агатом, сердоликом и горным хрусталем.
В середине креста- часть Древа креста Христа Спасителя. На обратной стороне древнегреческая надпись, образ Богородицы, Святого Иоанна Евангелиста, архангелов Михаила и Гавриила и лик Христа.

И, конечно, в этот праздник почтим и Богородицу и празднование в этот день Ее Иконы- Божией Матери Лорецкой (XI).

Изображение

Эта икона хранится в собрании Третьяковской галереи. А оригиналом является статуя Богородицы, которая находится в итальянском городе Лорето, где расположено Святилище Святого дома.
Согласно древней легенде, подтвержденной позднейшими историко-археологичсескими открытиями и найденными документами, святилище Святого Дома в Лорето представляет собой часть дома, где родилась и получила Святое Благовестие от архангела Гавриила Пресвятая Дева Мария.
Когда в 1291 году крестоносцы были окончательно вытеснены из Палестины и утратили свой последний оплот- порт Аккон, именно эта пристройка была перенесена поначалу на побережье Хорватии, а затем на корабле семьей Ангелов (эта такая фамилия!) – властителей Эпира 10 декабря 1294 года – в Лорето.
Сейчас эта часть дома Богородицы из Назарета находится внутри декоративных элементов из мрамора, покрывающих Святой Дом, а все это внутри базилики 15-16 веков.
Именно здесь и находится статуя Богородицы, оригинал которой к сожалению сгорел при пожаре 1921 года и теперь здесь хранится копия.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Евгений(Judjin)
Сообщения: 281
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 93 раза

#316

Сообщение Евгений(Judjin) » 02 окт 2018, 22:48

03 октября (20.09 ст.ст.) Великомученика Евстафия Плакиды, жены его Феопистии и сыновей их Агапия и Феописта (ок. 118).

Полное житие великомученика Евстафия Плакиды вы можете прочитать в Четьи- Минеи святителя Дмитрия Ростовского, например здесь- https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rost ... jatykh/804

Ну и конечно- опять в Рим. Недаром, в частности, для меня сказано, что все дороги ведут в Рим, так что время от времени я буду сюда возвращаться по мере сил и возможностей.

Церковь во имя святого великомученика Евстафия Плакиды близ Пантеона
(Chiesa di S. Eustachio in Campo Marzio; Via S. Eustachio, 19)
Выйдя из пантеона ( это место одно из культовых в Риме и здесь всегда ) и обойдя его с левой стороны, направо и через 1 квартал у церкви.

Изображение

Фасад церкви зажат в узком проходе. Это я сейчас пытаюсь делать фото подобных объектов панорамной съемкой, а тогда не зная как сделать фото фасада, мой взгляд был направлен на небольшую книжку, фото которой я и предлагаю-

Изображение

Церковь, основанная при святом равноапостольном царе Константине на том самом месте, на котором в гонение Адриана, в 120 г. пострадали святой великомученик Евстафий Плакида, бывший начальник римских войск, его супруга Феопистия и чада их Агапий и Феопист. Вместо главного престола служит из красного порфира рака; в ней почивают их честные мощи.

Изображение

Однажды сам Господь Иисус Христос является Евстафию на охоте, в чудном видении Креста и Распятого на нем-среди рогов, преследуемого оленя и призывает его к обращению и крещению. Евстафий крестится с женою Феоптистией и двумя сыновьями. Такое обретение Плакидой Христа через явление Креста выступало как явственная параллель обращению императора Константина Великого. О «константиновой модели» в Житии Евстафия Плакиды неоднократно и даже независимо друг от друга писали разные исследователи.

Для Древней Руси Житие великомученика на многие века стало источником аналогии для определения сакральной роли князя Владимира (апостол Павел – император Константин – Евстафий Плакида – князь Владимир). Возможно, впервые параллель «Владимир – Евстафий Плакида – Константин» появилась в росписи Софийского собора в Киеве (40-е годы – середина XI в.) Аналогия «Владимир – Евстафий Плакида», видимо, отразилась в выборе имени внука Владимира, сына его сына Мстислава, о котором осталась запись под 1033 г.: «Мьстиславичь Еустафий умре» (Повесть временных лет).

Параллель «Евстафий Плакида – Владимир Святой» получила широкое распространение на протяжении последующих веков, она возникает в памятниках как книжности, так и изобразительного искусства – в Сказании о Мамаевом побоище, на рельефах Дмитриевского собора во Владимире и на ферапонтовских фресках; ее следы можно увидеть в Повести о Петре царевиче Ордынском, Повести о Петре и Февронии, Сказании о Феодоровской иконе и других произведениях.
Подробнее, можно прочитать здесь- http://www.drevnyaya.ru/vyp/2012_1/part_3.pdf

Изображение

Но продолжим повествование о великомученике Евстафии. За безбоязненное исповедание имени Христова император Адриан осудил вместе с женою и детьми на растерзание зверям в Колизее, но выпущенные звери не коснулись мучеников, при одном виде смягчили свою ярость. Тогда их решили бросить в раскаленного медного вола, но подобно трем отрокам в пещи халдейской, они оставались невредимыми. Наконец, помолившись Господу, они предали Богу души свои и перешли в Царствие Небесное. Когда же открыли двери вола, то тела их оказались целыми и невредимыми

P.S. В одном из паломнических отчетов по Риму прочитал следующее: «Напротив базилики расположена самая знаменитая в Риме кофейня, где варят самый вкусный в городе кофе, а в Риме самый вкусный кофе в мире.»
Так что тому, кто побывает в Риме советую зайти в местную кофейню «Sant' Eustachio Il Caffè», чтобы прочувствовать вкус настоящего кофе.

Евгений(Judjin)
Сообщения: 281
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 93 раза

#317

Сообщение Евгений(Judjin) » 04 окт 2018, 22:10

04 октября день памяти святого Францисска Ассизского.

Изображение

Сразу оговорюсь- это святой католической церкви и согласно нынешним правилам православной церкви дни памяти этих святых не празднуются и более того, как таковыми святыми они официально не являются. Однако с некоторыми католическими святыми есть некие отступления от данных правил реализуемые большей частью в частном порядке или лучше сказать, не особо гласном. Впрочем, в некоторые времена эта гласность увеличивалась, а во времена усиливающегося противостояния с западным миром- эта гласность ослаблялась, чтобы проще говоря дать кесарю - кесарево. Поэтому в нынешнее время проще было бы промолчать, но посколь другого времени может и не быть поэтому я все таки поговорю.
Итак, для начала предложу посмотреть сразу несколько фильмов. Они дополняют друг-друга создавая более-менее полную картину представления о личности Франциска.

Первый- анимация- общее представление о Франциске от Александра Меня:
https://www.youtube.com/watch?v=I2YWT87KseI

Далее это художественные фильмы. Сначала- фильм для всех, где роль Франциска играет Микки Рурк. https://www.youtube.com/watch?v=ObDfuYyoRj8

Затем- фильм не для всех 1950 года он наиболее сложен к восприятию реальности происходящего- https://www.youtube.com/watch?v=DlUh1OGK4Xs

И наконец,– музыкально-романтический, где на мой взгляд сыграли самые красивые актеры-
http://god-tv.ru/Брат-Солнце-сестра-Луна-мотреть-онлайн

А те кто не хочет ничего смотреть могут просто почитать.
«Человек, которому впоследствии суждено было стать основателем крупнейшего монашеского ордена, проповедовавшего бедность, родился в богатой семье в 1182 г. Его отец Пьетро ди Бернардоне был из так называемого «жирного народа», был преуспевающим торговцем сукном. Поначалу жизнь Франциска не представляла ничего особенного. Это был молодой провинциальный повеса, наслушавшийся необычайных тогда рассказов и песен о великих провансальских рыцарях-трубадурах. Сам снедаемый жаждой рыцарских подвигов, Франциск в 1202 г. участвует в войне между Ассизи и Перуджей, где в стычке у моста Сан Джованни попадает в плен. Год спустя, Франциск с помощью родных освобождается из плена. Он восстанавливает силы. В 1205 г. он отправляется в путь снова, чтобы вступить теперь уже в папскую армию. Вот этому странствию и суждено было стать его «дорогой в Дамаск».

Он добрался до Сполето, именно там, по преданию, на него снизошло видение, наставляющее его вернуться в Ассизи и ожидать зова к свершению благих деяний. Дома он уединяется и погружается в молитвы. Потом он совершает паломничество в Рим с толпой нищих, живя на подаяния и испытав здесь все тяготы бедности. Долгожданный зов он услышал в полуразрушенной церкви Сан Дамиани на окраине Ассизи. От Распятия над алтарем вдруг прозвучал призыв: «Ступай Франциск и восстанови разрушенный дом Мой». Здесь же, 24 февраля 1208 г., он вдруг с особенной силой проникся словами Христа, какими Он напутствовал Своих учеников в их проповедовании Его Благой Вести: «Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания. В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете». (Мф 10,39)

Теперь, наконец, смысл жизни и призвание стали для Франциска предельно ясны. Отрекшись от всех мирских радостей и облачившись в самую бедную одежду, он начинает свой путь подражания Христу в проповеди, в молитве, в посте и покаянии. Эта одежда так и останется у него до конца дней-

Изображение


Вокруг него быстро стали собираться последователи. 16 апреля 1209 г. составленные Франциском «Правила» для членов образовавшегося братства «Меньших братьев» получили одобрение папы, официально закрепившее существование Ордена. Почти с этого же времени ряды последователей Франциска пополняются и женщинами, для которых Франциск, спустя три года, учредил второй Орден, известный как Орден кларисс, по имени первой его последовательницы Клары Оффредучи. В 1212 г. Франциск намеревался посетить святые места, но судно потерпело кораблекрушение в Адриатическом море, и ему пришлось вернуться на родину. Затем, в 1219 г. он отправился в Египет, где крестоносцы вели осаду Дамьетты. Согласно преданию, Франциск проник в лагерь мусульман-сарацинов и пытался проповедовать там о Христе.

В последние годы жизни болезни особенно преследовали его. Ему пришлось отказаться от замысла побывать во Франции и Испании. Кроме того, духовная потребность, а так же расширяющееся движение его последователей настоятельно требовали изменения и дополнения «Правил». И он остается в Италии. В окончательном виде «Правила» были утверждены папой Гонорием III в 1223 г.

Эта настоятельная потребность духовного роста, эти труды в подражании Христу, в конечном счете, и выразились в том, что в 1224 г. он с тремя своими последователями отправляется на гору Верния в Тоскане, чтобы там стяжать новые, доселе невиданные, духовные подвиги. Потом, во время молитв и скорби о крестных муках Христа, на него снизошло видение шестикрылого серафима. Когда оно исчезло, на теле Франциска обнаружились «стигматы», т.е. следы ран Христа на кистях, стопах и на боку.

Изображение

К Рождеству 1225 г. Франциск возвращается в церковь Санта Мария дельи Анджели, и, несмотря на окончательно подорванное здоровье и прогрессирующую слепоту, в течение нескольких месяцев 1225 г. он разъезжает по Умбрии, обращаясь с наставлениями и проповедями к жителям провинции. Зрение Франциска продолжало ухудшаться, поэтому братья по Ордену отвезли его в Риети на лечение, но оно оказалось безуспешным. После непродолжительного пребывания в Сиене Франциска привезли на его родину в Ассизи, где он и скончался в монастыре при Санта Мария дельи Анджели 3 октября 1226 г. на руках у своих первых братьев-сподвижников: Массео, Анджело, Сильвестро, Иллюминато.

Изображение

Изображение

Самое удивительное в св.Франциске — это поразительная цельность и целеустремленность пребывания его личности во Христе. Хотя сама его жизнь так сложна и многогранна, что каждое поколение верующих находит в нем то, в чем испытывает потребность, или что хочет отрицать. Духовная деятельность св.Франциска в разное время по-разному оценивалась русскими православными богословами и мыслителями, здесь мы остановимся лишь на некоторых оценках.

Ранний этап внимания к духовной деятельности св.Франциска представлен авторами, занимающими различное общественное положение, — это епископ Игнатий Брянчанинов и писатель Ф.М.Достоевский.

Епископ Игнатий (Брянчанинов) — духовный деятель православно - консервативного направления. Поэтому неудивительно то, что он объявил вообще всю католическую аскезу «прелестью», находя в ней «ложное понятие о духовных предметах и о себе, которое подвижник считает истинным».

Совсем другое мироощущение у Достоевского. Он целиком впитал в себя мистический опыт Запада и даже пошел дальше, пытаясь перенести его на почву России, но делал это очень осторожно. В «Братьях Карамазовых» он даже не решается ввести имя святого, а дает лишь его образ. Он сравнивает старца Зосиму с «Pater Seraphicus». Достоевскому импонирует в св. Франциске, прежде всего его широчайшая любовь. Эту любовь писатель пытается расширить до полной универсальности, до полного самозабвения по отношению к своему герою. Достоевский создал здесь образ «русского инока», спасающего мир от рабства неверия и Антихриста.
Среди авторов, уделявших много внимания св. Франциску есть историк, философ и богослов Л.П.Карсавин, Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский, М.В.Лодыженский, А.А.Блок, Д.С.Мережковский, прот. Г.Флоровский, И.А.Ильин и др.

В конце XIX — начале XX века все больше русских путешественников посещало Италию; некоторые из них бывали и в Ассизи.

Изображение

К их числу относится известный в свое время искусствовед Егор Кузьмич Редин (1863–1908). Е. К. Редин посетил Италию в начале 1900-х годов и свои впечатления опубликовал на страницах церковной печати. Как искусствовед он описывает все места поклонения, связанные с именем святого Франциска.

Е. К. Редин приступает к описанию обители, воздвигнутой в Ассизи в память святого Франциска.

Изображение

«Весь монастырь состоит из трех церквей, стоящих одна над другой, из которых каждая представляет собою как бы отдельный мир, — пишет русский автор. — Нижняя церковь — это крипта, где покоится тело святого. Вошедши в нее, испытываешь род страха, ужаса, тебя словно что-то придавливает; еле-еле мерцающий огонек в лампадах прекрасно гармонирует с этим общим настроением».

Изображение

Здесь и я испытал что-то подобное когда проникся в эту почти гробовую тишину, где нет ничего ни в мыслях ни на устах кроме непрекращающейся молитвы, которая проявляется сама собою, когда человек оказывается перед лицом смертельной опасности. А здесь опасность очевидна, когда обращаешь взор на себя самого и ощущаешь соприкосновение своей мелкой низменно-греховной душой с той душой- громадиной, которая испепеляет и обличает всякую нечистоту. Так бывает- где-то ощущаешь утешение и любовь, а здесь бездну стыда…
Святой Франциск скончался 3 октября 1226 года и был временно погребен в храме святого Георгия. 25 мая 1230 года мощи святого Франциска были перенесены в новый храм, воздвигнутый в память о нем. Мощи так и находятся в закрытой могиле неизменно до сих пор.

Вместе с Е. К. Рединым проследуем из крипты, где покоятся мощи святого Франциска, в среднюю церковь. «Тебя окружает полусвет, — пишет русский ученый, — со стен глядят на тебя чудные святые лики, целые картины подвигов святых, которые, отрешившись от всех сует и благ этого мира, полные мистической веры, любви, стремились к иной жизни, к иному миру... Тут сам Франциск, вознесенный за все свои добродетели на небо, в славе, окруженный небесными силами, прославленный в песнях херувимами. Это — все фрески Джотто, одни из лучших его произведений». Везде – строгий запрет на фотосъемку.

Особое чувство Е. К. Редин испытал, переходя из средней церкви в верхнюю и осматривая там «громадный цикл росписи, завершающей общую идею, с которой был построен храм в память великого святого, поэта бедности и любви, Франциска». Вот несколько строк, посвященных фрескам верхнего храма: «Чудное, светло-голубое небо в виде прекрасно расписанного потолка с изображением святых, Христа, пред Которым молятся за грешных людей на Страшном Суде Богородица, Иоанн Предтеча и Франциск...» — пишет Редин.
Русскому ученому довелось побывать и в других храмах Ассизи, связанных с деятельностью святого Франциска и его ближайшей сподвижницы Клары Оффредучи — основательницы женской ветви францисканского ордена (клариссинки).

Изображение

Изображение

«Оттепель», последовавшая после Второго Ватиканского собора (1962–1965), способствовала развитию отношений между Римско-католической и Русской православной церквами. Едва ли не первая паломническая группа Московского патриархата, посетившая Италию после «Ватикана-II», побывала в Ассизи осенью 1969 года. В составе делегации, возглавляемой митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (+1978), находились протоиерей Борис Глебов, настоятель Князь-Владимирского собора в Ленинграде, и секретарь митрополита иеромонах Кирилл (Гундяев), студент Ленинградской духовной академии (ЛДА) (ныне патриарх Московский и Всея Руси), протодиакон Николо-Богоявленского кафедрального собора в Ленинграде Андрей Мазур. По прибытии паломников в Рим к ним присоединились обучавшиеся в Риме в католических учебных заведениях священники-студенты протоиерей Петр Раина и протоиерей Владимир Рожков.

«Русская Православная церковь остается верной своей традиции: ее духовенство и миряне благоговейно посещают христианские святыни в странах Востока и Запада, твердо веруя, что подвиг святых неразделенной церкви служит залогом единства христиан»- «Журнал Московской патриархии».

В Ассизи православных паломников встретил местный епископ и пригласил их присутствовать при совершении таинства миропомазания (конфирмации), которое по западному обычаю совершает сам архиерей. Православные пешеходцы провели ночь под кровом католического монастыря святого Дамиана, а наутро отправились на поклонение местным святыням. И, конечно же, в первую очередь, они направили свои стопы в базилику святого Франциска, чтобы помолиться перед гробницей великого подвижника. Вот что сообщал об этом автор «Хождения в Ассизи» — протоиерей Владимир Рожков: «Мы побывали в большом храме монастыря и видели неповторимые фрески Джотто и Чимабуэ. Джотто(1276–1336) — современник Андрея Рублева — изобразил всю жизнь святого Франциска. Его живопись еще проникнута ароматом Средневековья».

В декабре 1973 года в Ассизи побывала новая группа богомольцев из Русской православной церкви. На этот раз в состав делегации вошли архиепископ Дмитровский Владимир, ректор МДА (ныне — митрополит Киевский и Галицкий), епископ Зарайский Хризостом (ныне — архиепископ Виленский и Литовский), протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Князь-Владимирского собора в Ленинграде (ныне — настоятель Казанского собора в Санкт-Петербурге), и священник Василий Фонченков. референт ОВЦС. Если в 1969 году «летописцем» паломнической группы был протоиерей Владимир Рожков, то на этот раз сие послушание нес священник Василий Фонченков. В статье, помещенной на страницах «Журнала Московской патриархии», он повествует о пребывании российской группы на родине святого Франциска Ассизского. «Город Ассизи расположен в живописной местности, на склоне горы Субазио; на самой вершине горы возвышаются развалины средневековой крепости, значительно ниже находятся город и монастырь, — сообщает свящ. В. Фонченков своим читателям. — Город богат средневековыми традициями. Религиозные праздники многочисленны, но среди них особенно празднуется память святого Франциска (4 октября), так как Франциск является покровителем всей Италии, и праздник отмечается на всем Апеннинском полуострове».

Изображение

Поклонившись гробнице святого Франциска, православные богомольцы отправились в монастырь святой Клары, — туда, где уже побывали их предшественники в 1969 году. «В этом монастыре живут затворницы. Их можно видеть только через две решетки. Настоятельница монастыря в беседе с нами сказала, что она молится о Русской православной церкви, Святейшем патриархе Пимене, о митрополите Никодиме. Затворницы много читают. По «Журналу Московской патриархии», издаваемому на английском языке, они знакомятся с жизнью нашей церкви».
В свою очередь, владыка Владимир рассказал о жизни монашествующих в Русской православной церкви, особенно о женских монастырях Киева и Пюхтицком в Эстонии. В конце этой встречи настоятельница передала подарок Святейшему патриарху Пимену.
Возвращаясь на родину, православные пилигримы делились своими впечатлениями о посещении францисканских святынь на страницах церковной печати. Их мечтой было снова побывать у гробницы святого Франциска, и некоторые из них сподобились этого.

Летом 1975 года очередная делегация представителей Русской православной церкви посетила Ассизи в ходе новой паломнической поездки по Италии. Небольшую группу православных богомольцев снова возглавил митрополит Ленинградский Никодим, уже побывавший в Ассизи в 1969 году. В состав делегации входили: епископ Астраханский и Енотаевский Михаил (впоследствии — архиепископ Вологодский, профессор Петербургской духовной академии (+ 2000) и архимандрит Кирилл (Гундяев), ректор ЛДА. В паломнической поездке также принимали участие протоиерей Василий Стойков, доцент ЛДА (ныне — заслуженный профессор СПбДА), иеромонах Лев (Церпицкий), личный секретарь митрополита Никодима (ныне — архиепископ Новгородский и Старорусский), и А. И. Осипов, профессор МДА.
Церковные связи России с Ассизи не ограничивались лишь приездом православных богомольцев на родину святого Франциска.

Весной 1984 года нашу страну посетила делегация из Ассизи; в ее состав входили мэр города Ассизи Джанфранческо Коста, представитель муниципалитета Ассизи Луиджи Панелли, а также члены ордена святого Франциска Ассизского отец Рокко Полидоро и отец Микеле Джура. Вечером 29 марта гости посетили Богоявленский патриарший собор (Москва), где они молились за богослужением. В этот же вечер делегация из Ассизи посетила храм Воскресения Христова в Сокольниках. 30 марта делегация была принята в Новодевичьем монастыре митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

В воскресенье 1 апреля богомольцы из Ассизи посетили Троице-Сергиеву лавру и Московскую духовную академию. 3 апреля члены делегации присутствовали на приеме, устроенном Святейшим патриархом Пименом; перед приемом Его Святейшество имел с гостями беседу.
О поездках российских пешеходцев в Ассизи сообщалось на страницах церковной печати, и это побуждало к отклику православных христиан, живущих на Западе. Вот что писал в связи с этим известный представитель русского зарубежья Никита Алексеевич Струве: «Православным образ Франциска особенно близок: его космическое восприятие мира во Христе... сродни именно восточной традиции. Но, увы, в силу разделения церквей, Православная церковь не знает Франциска «святого», не возносит к нему общественных молитв. Почитание Франциска, если совершается, то келейно, в сердце каждого».

Эти строки были опубликованы автором в 1976 году, а в 1992 году Н. А. Струве переиздал свою статью в сборнике «Православие и культура» (М., 1992), где снова ставил вопрос: «Справедливо ли такое разграничение?», имея в виду «отъединенность» подвижника из Ассизи от восточного православия. На свой же вопрос он попытался ответить таким образом: «Формально, поскольку официальная дата раскола восходит к 1054 году, Франциск находится уже вне истинной церкви (но как фальшиво звучит это безошибочное предложение). Но известно, что ссора между предстоятелями Рима и Царьграда весьма не скоро была осознана церковным телом: вплоть до XIII века, а то и позже, не редки были случаи церковного общения между западными и восточными христианами».
Вполне понятно, что данная мысль, высказанная мирянином, не профессиональным богословом, — это не теологумен и даже не частное богословское мнение. Но тем не менее вопрос был поставлен: «Церковное признание Франциска Ассизского святым, его прославление Восточной церковью, уж не говоря о радости. которую оно принесет верующим, не будет ли оно той вехой, которая на глубине, в тайном общении с величайшим из святых, приблизит нас к заповеданному единству?»
И подводя итог сказанному, можно привести строки о святом Франциске Ассизском, помещенные на страницах «Журнала Московской патриархии» и как бы являющиеся ответом на поставленный вопрос: «В этом подвижнике есть нечто, поднимающее его над эпохами и конфессиями».

Изображение

Евгений(Judjin)
Сообщения: 281
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 93 раза

#318

Сообщение Евгений(Judjin) » 07 окт 2018, 18:57

08 октября (25.09 ст.ст.) Преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца (1392).

Изображение

Наверное я не буду говорить общеизвестных вещей, потому что не представляю себе православного, который не знает имени преподобного Сергия Радонежского.

Однако если такие есть или хотят узнать поподробнее о личности преподобного Сергия, я вам предложу балладу известной православной исполнительницы Светланы Копыловой под названием «Печальник земли Русской» она длится всего 7 минут, так что для желающих-https://www.youtube.com/watch?v=gc3TXK84Y0Y

Так уж получается, что я временами плавно перетекаю от предыдущей статьи к последующей, находя некие взаимосвязи. И затронув личность Франциска Ассизского, как аскетичного подвижника западной церкви, перетечем к аскетичному подвижнику в церкви православной.
А поможет мне в этом известная личность советских времен академик Дми́трий Серге́евич Лихачёв и его статья «Сергий Радонежский и Франциск Ассизский». Вы всегда можете прочитать эту статью полностью в интернете, здесь-же я приведу отдельные высказывания.

«В данной статье меня интересует типологическое сравнение двух наиболее значительных фигур Предвозрождения, итальянского и русского: Франциска Ассизского и Сергия Радонежского. Обоих характеризует стремление к уединению и к уединённой молитве, нищета, частичный отход от официальной церкви, общение с природой и т.д.
Жизнь Сергия отделяет от жизни Франциска почти целое столетие. Родился Сергий примерно в 1314-1322 или 1323 г., умер 25 сентября 1392 г. Хронологический разрыв понятен: культурная жизнь Руси была сильно заторможена татаро-монгольским игом, начавшимся с нашествия орд Батыя в 1237г., продолжавшимся при жизни Сергия и закончившимся только в 1471г., когда великий князь московский Иван III в присутствии татарского посла изломал изображение хана, бросил обломки на землю и растоптал ногами.

Как и святой Франциск, святой Сергий выше всего из христианских подвигов ставил нищету, духовное преодоление всех телесных страданий и деятельную любовь ко всему живому – к людям и животным.
Это их сближает. Но разделяет – отношение к нищете. Сергий Радонежский строго запрещал своей духовной пастве просить милостыню, но требовал подавать милостыню нищим из последнего. Вот что рассказывается в Житии: «Случилось однажды такое испытание, - потому что с испытанием совершается и милость Божья: как-то не было хлеба и соли у игумена, и во всём монастыре истощилась всякая еда. А была заповедь у преподобного игумена для всех братьев такая: если когда-нибудь приключится такое испытание – или хлеба не будет, или кончится всякая еда, - то не выходить за этим из монастыря в деревню какую-нибудь или село и не просить у мирян нужного для пропитания, но сидеть терпеливо в монастыре, и просить, и ждать милости от Бога. Как братьям он повелевал и заповедовал, так и сам поступал, и терпел, и оставался три или четыре дня без всякой еды».

Об отношении Сергия к выпрашиванию милости говорит и следующий факт. Однажды, когда Сергий не ел уже три дня, он на четвёртый день взял в руки топор и пришёл к одному из старцев, живших в монастыре, и сказал: «Слышал я, что хочешь ты сени соорудить перед кельей своей. И я для этого пришёл, чтобы руки мои не были праздными, - построю сени тебе». Старец согласился и вынес ему, как плату, заплесневелый и ломаный хлеб. Но Сергий только тогда к нему прикоснулся, когда закончил постройку сеней. Так он показал, что не только подаяние, даже плату вперёд брать не хочет…
Сергий постоянно трудился, делая сам всю крестьянскую работу. Это был его христианский подвиг. Он умел строить избы и церкви, сам шил себе и братии одежду, носил на плечах своих дрова из леса, «и, разбив и наколов, на поленья, разрубив, разносил по кельям (своей братии), толок зерно и жерновами молол, и хлеб пёк, и еду варил, и остальную пищу, нужную братии, готовил; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника, бывшего там, воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил».

Изображение

Составитель Жития подчёркивает, что трудился Сергий для братии – не для себя. Крестьянский труд был для Сергия актом христианского смирения. Это особенно видно по эпизоду, когда Сергий работал на огороде и не был узнан приехавшим ему поклониться крестьянином. Сергий был очень обрадован тем, что поклонник его не мог признать в нём прославленного игумена. Он первым подошёл к крестьянину, поклонился ему, поцеловал с большой любовью и похвалил его за то, что гнушался им и был принят крестьянином за нищего, «сироту».

Главная добродетель Сергия – то, что он труженик. «Бог сделал его тружеником, наставником множества иноков, многочисленной братии игуменов и главой», - пишет автор его Жития. Сама служба в церкви была связана с его собственноручным трудом: «просфоры же он сам пёк: сначала пшеницу толок и молол. Муку просеивал, тесто месил и квасил. Так, испекши просфоры, служил он Богу от своих праведных трудов, а другому не разрешал никому, хотя очень хотели многие из братьев печь просфоры. Но преподобный старался быть учителем и исполнителем («делателем»): и кутью сам варил, и свечи делал, и кануны творил».
Физический труд Сергия был одним из проявлений его хозяйственной деятельности. Впоследствии многие из русских святых были, прежде всего, не только основателями, но и организаторами хозяйства. Таким был, например, Пафнутий Боровский в своём Благовещенском монастыре, игумен Филипп в Соловецком монастыре и даже Иульяния Осорьина, в своём собственном доме. Последняя не была монахиней. В числе главных её христианских подвигов был труд в её собственном поместье, от которого кормилась она сама и все её слуги. Если бы не её труд, - она не смогла бы оказывать помощь нищим и приходившим к ней голодающим крестьянам.

Почти сходно отношение Сергия и Франциска к животному миру. Вот один из рассказов его Жития:
«Однажды святой согласно своему правилу бодрствовал и за братию молился, чтобы Господь помог им в трудностях жизни и подвигах. Когда он так молился, уже поздним вечером, услышал он голос, говорящий: «Сергий!». Он удивился необычному для ночи звуку и, сотворив молитву, открыл в келье окошко, желая узнать, чей это голос. И вот узрел он видение чудесное: появился в небе свет яркий, который всю ночную темноту разогнал; и ночь эта озарена была светом, дневной свет превосходившим в яркости. Услышал он вторично голос, говорящий: «Сергий! Ты молишься за своих детей, и Господь моление твоё принял. Смотри же внимательно и увидишь множество иноков, во имя святой и живоначальной Троицы, собравшихся в твоё стадо, которое ты наставляешь». Святой взглянул и увидел множество птиц очень красивых, прилетевших не только в монастырь, но и в окрестности монастыря».

Согласно древнерусским воззрениям, символ – такая же реальность, как и то, что он символизирует. Птицы были такими же иноками Сергия, как и иноки, чьё появление в монастыре они предвещали.
О том же отношении Сергия к зверям свидетельствует и рассказ Жития о дружбе Сергия с медведем, ежедневно приходившим к нему в течение года. Сергий делился с ним последним куском хлеба. «Иногда же блаженный о себе не заботился и сам голодным оставался: хотя один только кусок хлеба был у него, но и тот он зверю этому бросал. И он предпочитал не есть в тот день, а голодать, нежели зверя этого огорчить и без еды отпустить».

Изображение

Характерно, что в обоих чудесах сверхъестественный момент относительно невелик. Это вообще одна из особенностей русских житий святых.
Сергий Радонежский – один из самых популярных среди русского крестьянства святых. Он был чрезвычайно популярен уже при своей жизни. Это можно объяснить в первую очередь тем, что он был близок к народу и своей святой бедностью, и своим крестьянским трудолюбием. Крестьяне были основным населением России, и недаром они назывались именно крестьянами, т.е. христианами.

Изображение

Даже служение Богу (совершение литургии) соединялось у Сергия с простым, крестьянским трудом. Был он «учителем и исполнителем: и кутью сам варил, и свечи делал, и кануны творил».
Сперва крестьянский труд, а потом хозяйственные заботы, особенно основателей монастырей, стали со времени Сергия постоянным элементом благочестивой деятельности русских святых из монахов.
Могут быть проведены и другие сближения Франциска Ассизского и Сергия Радонежского. Ученики обоих обращают внимание на народы Востока. Минорит Раймон Лулль добивается открытия факультетов восточных языков в некоторых европейских университетах. В России же ученик Сергия – Стефан Пермский создаёт в XIV в. письменность и просвещает народ финно-угорского происхождения – коми-зырян.

Ярче всего популярность Сергия проявилась в истории с нижегородским княжением. Не в первый раз выступал он миротворцем между князьями, но в 1365 г. Князь Борис Константинович Суздальский захватил у своего брата Дмитрия Константиновича нижегородское княжение. Дмитрий признавал главенство великого князя московского Дмитрия Ивановича, будущего победителя татар на Куликовом поле. И поэтому вернуть Дмитрия Константиновича на нижегородское княжение было особенно важно. Когда уговоры не подействовали, Сергий по одному своему слову затворил все церкви в Нижнем Новгороде, и Борис вынужден был сдаться. Народ не мог остаться без церковной службы.

Сила Сергия Радонежского, его слова особенно ярко выступает на фоне того факта, что он решительно отказывается принять сан главы русской православной Церкви. Сергий заявлял: «От юности я не был златоносцем; а в старости тем более желаю пребывать в нищете» и отказался принять от митрополита Сергия золотой «парамандный» крест митрополичий, усыпанный драгоценными камнями. Вот почему великий князь Дмитрий Иванович Московский перед выступлением в поход на хана Мамая приехал к Сергию в обитель и просил благословения. Это благословение необходимо было, чтобы огромная московская рать, большую часть которой составляли крестьяне, почувствовали бы святость предстоящей войны. Это не был очередной поход против войска Золотой Орды – это был крестовый поход христиан. Если права легенда о том, что Сергий дал ратниками Дмитрию, вопреки запретам монашества, двух схимников – Пересвета и Ослябю, то тем самым Сергий с особенной убеждённостью показал, что сражение в войсках Дмитрия – святое дело. Могущество нищего-крестьянина было здесь продемонстрировано с особенной убедительностью.

Различие между святым Франциском и святым Сергием состоит, однако, и в том, что во Франциске мы всё время ощущаем силу христианской любви, его улыбающуюся открытость миру – людям и природе. Сергий гораздо «серьёзнее». Во всяком случае, автор Жития Сергия Радонежского только в немногих случаях отмечает его приветливость, особенно в случае с крестьянином, отказывавшимся признать в нём прославленного игумена. Сергий поблагодарил его за это, обнял и поцеловал.

Тропарь, глас 4
Иже добродетелей подвижник, / яко истинный воин Христа Бога, / на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, / в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником, / темже и вселися в тя Пресвятый Дух, / Егоже действием светло украшен еси; / но, яко имея дерзновение ко Святей Троице, / поминай стадо, еже собрал еси, мудре, / и не забуди, якоже обещался еси, / посещая чад твоих, / Сергие, преподобне отче наш.

Кондак, глас 8
Христовою любовию уязвився, преподобне, / и Тому невозвратным желанием последовав, / всякое наслаждение плотское возненавидел еси / и, яко солнце, Отечеству твоему возсиял еси; / тем и Христос даром чудес обогати тя. / Поминай нас, чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: / радуйся, Сергие богомудре.

Евгений(Judjin)
Сообщения: 281
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 93 раза

#319

Сообщение Евгений(Judjin) » 13 окт 2018, 17:24

14 октября (01.10 ст.ст.) Преподобного Саввы Вишерского, Новгородского (1461).

Безусловно, главный праздник предстоящего воскресенья-Покров Пресвятой Богородицы. Однако этому празднику я уже посвящал одну из статей, поэтому сегодня воздадим память одному из русских святых чья память выпадает на этот же день.

С юных лет Савва отличался добродетельной жизнью, подражал иноческим подвигам и, приняв постриг в одном из тверских монастырей, безропотно нёс различные монастырские послушания. Он отличался необыкновенным смирением и вызывал глубокое почтение и у мирских жителей, и у монахов. Монахи почитали его за ангела и избрали игуменом. Но Савву тяготила слава человеческая, и он, покинув родные места, долгое время жил в совершенной безвестности, а позже, ревнуя о высших подвигах, отправился на Афон.

По возвращении с Афона под видом бедного неизвестного странника он, руководимый Богом, пришёл на реку Вишеру, водрузил крест и, устроив небольшой шалаш, стал проводить отшельническую жизнь. Однажды проходивший мимо житель Новгорода увидел преподобного погрузившимся в глубокую молитву и как бы не чувствующим, что все лицо его было покрыто комарами так, что его совсем не было видно. Изумлённый прохожий поведал другим о случившемся, и все поняли, что отшельник - истинно Божий человек. Но Савва удалился в ещё более уединённое место, продолжая упражняться в посте и молитве, проводя жизнь, исполненную лишений. Молва же о святой жизни преподобного распространилась по окрестностям, и соседние жители стали приходить к нему с посильными приношениями. Слух о святом угоднике Божьем дошёл до архиепископа Иоанна, бывшего тогда на Новгородской кафедре, и тот послал разузнать о преподобном Савве. А по получении ответа, уразумев в Савве человека духовного, сам отправился на встречу с ним. Смирение и нестяжательность Саввы покорили святителя. Он полюбил блаженного и оказывал ему помощь всем необходимым.

Между тем Савва задумал основать обитель и стал своими руками строить кельи для приходивших иноков. Однажды по внушению дьявола пришли к нему разбойники с коварным намерением. Он же, прозрев их замысел, попросил их помочь ему поднять дерево, при этом велел им взяться за тонкий конец, а сам взялся за толстый. Разбойники так и не смогли сдвинуть ствол с места, а Савва один поднял дерево, чем поразил их, и недоброжелатели со стыдом и страхом поспешили удалиться.

Позже Савва с братией поселились у реки Вишеры и соорудили церковь, освятив ее в честь Вознесения Господня. По устроении обители преподобный Савва поставил себе столп и, взойдя на него, всю седмицу до субботы проводил там в посте и молитве. В субботу же сходил со столпа к братии, причащался с ними Святых Тайн, выстаивал воскресную службу, разделял трапезу и после душеполезного поучения вновь всходил на столп до следующей субботы. Живя на столпе, Савва хранил обитель своими молитвами. Однажды к монастырю подошли разбойники, чтобы разграбить его, но святой, поняв их злой умысел, стал стучать жезлом по стене, обратив тех, объятых страхом, в бегство. Об этом чуде Церковь рассказывает в службе преподобному.

Между тем к старцу отовсюду продолжали стекаться и иноки, и миряне в надежде получить от него духовную пользу, ибо он, по апостолу, «всем был вся, всех наставляя, обо всех болезнуя и заботясь».
Пребывая в подвигах и перенося суровые лишения и всякого рода скорби, блаженный на восьмидесятом году жизни впал в телесный недуг. Готовясь разрешиться от тела и отдать последний долг природе, он призвал к себе всю братию и обратился к ней с предсмертными душеполезными наставлениями. В особенности же заповедовал им твёрдо и неизменно пребывать в православии и соблюдении иноческих обетов и более всего преуспевать в смирении. «В чем вы видели меня подвизающимся, то и сами творите» - сказал в заключение старец. Причастившись Святых Христовых Тайн, святой мирно предал душу свою Господу 1 октября 1460 года.

По прошествии довольно продолжительного времени в обители произошёл сильный пожар, так что она вся сгорела: и церковь, и кельи, и столп преподобного. Но гроб его, находившийся между церковью и столпом, и часовня над гробом не потерпели никакого вреда. Это было первое чудо по преставлении святого. С того времени при гробе стали совершаться различные чудеса. Однажды настоятель Саввинской обители игумен Геласий исцелился от отравления по молитвам Саввы, явившегося ему в сновидении. Он поведал об этом Новгородскому архиепископу Ионе, и тот совершил пред гробом преподобного Саввы молебное пение, приказав написать икону святого и составить ему службу и житие.
Празднование в честь преподобного Саввы установлено Русской Церковью соборным определением 1549 года и совершается 14 октября (1 октября по старому стилю).
В настоящее время мощи преподобного Саввы Вишерского покоятся в Покровском Соборе Великого Новгорода и открыты для поклонения.

Изображение

Покровский собор бывшего Зверина монастыря является сравнительно поздней постройкой: он сооружён на рубеже ХIХ-ХХ вв. Собор вплотную пристроен к западной стене древней церкви Покрова Божией Матери, от которой и получил своё название.

Изображение

Первое упоминание о церкви в летописи относится уже к 1148 г., в то время она была деревянной. Одноимённый каменный храм был заложен Архиепископом Новгородским Василием в 1335 г, а в 1399 г. он был построен и освящён Архиепископом Новгородским Иоанном в день празднования Покрова Божией Матери. В более позднее время храм претерпевал различные архитектурные изменения. Покровский собор, теперь, как и в старину, пятиглавый, - второй по величине храм Великого Новгорода.

Изображение

В ХVIII-ХIХ веках Зверин монастырь имел статус девичьей обители (Зверин - потому что в древности на этом месте разводили зверей для княжеской охоты).

Изображение

Тропарь, глас 4
От юности твоея весь Богу поработился еси, блаженне, / и Того ради любве отечество и род оставил еси, / в пустыню вселився / и в ней жестокое житие показав, / чудес дарования от Господа приял еси, / Савво преподобне, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 8
Отечества, преподобне, удалився / и вселився в пустыню, / и тамо на столп вшед, идеже жестокое житие показал еси, / и многих житием удивив, / отнюдуже дарование чудес от Христа приял еси, / поминай нас, чествующих память твою, да зовем ти: / радуйся, Савво, отче наш.

Аватара пользователя
Брик
Сообщения: 988
Зарегистрирован: 24 сен 2011, 08:31
Откуда: Кузнечики, ул. Генерала Стрельбицкого
Благодарил (а): 137 раз
Поблагодарили: 615 раз

#320

Сообщение Брик » 21 окт 2018, 13:45

Ученые были шокированы посланием Бога, зашифрованным в геноме человека :?
Ученые из Гарвардского университета пришли к выводу, что обнаружили внутри человеческого генома нечто невероятное, подтверждающее существование Бога.
Скрытый текст
По данным генетиков, в одном из разделов не кодирующих ДНК они нашли фрагмент из 22 слов на древнем арамейском языке, в котором Бог говорит о своем существовании и своей роли в зарождении жизни на планете. К этому посланию ученые подошли, когда в определенной части генома оказались необычные математические модели, которые в природе не встречаются.
«Мы решили провести перекрестный анализ ссылок на паттерны с базой данных для языков, - рассказывает автор исследования Чарльз Уотсон, - и мы были потрясены, обнаружив, что модели, найденные в ДНК, соответствуют древнему арамейскому языку». При помощи экспертов, знающих арамейский язык, который использовал Иисус Христос, ученые расшифровали послание. В переводе оно означает: «Здравствуйте, дети мои. Это Яхве, единый истинный Бог. Вы нашли тайну творения. Теперь поделитесь ею спокойно с миром».
Ученый Чарльз Уотсон признает, что его группа была шокирована посланием Яхве – так называется иудео-христианский бог в библейских преданиях. При этом, уточняет исследователь, открытие вовсе не опровергает теорию естественного отбора Чарльза Дарвина.
«Это не означает, что теория эволюции не верна, - говорит Уотсон. - Она просто не полна. Кажется, что иудео-христианский Бог действительно стоял у истоков процесса. Вместо того, чтобы просто говорить нам о естественном отборе, он оставил скрытую запись, которую мы смогли найти 200 000 лет спустя, когда мы изобрели нужную технологию. Это действительно имеет большой смысл… До этого открытия я был убежденным атеистом. Теперь я набожный христианин. Это именно тот вид доказательства, который мне был нужен, чтобы развеять мои сомнения».

https://nv-news.com/?nma=news&fla=stat&nums=4727


Вернуться в «Религия»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость