04 октября день памяти святого Францисска Ассизского.
Сразу оговорюсь- это святой католической церкви и согласно нынешним правилам православной церкви дни памяти этих святых не празднуются и более того, как таковыми святыми они официально не являются. Однако с некоторыми католическими святыми есть некие отступления от данных правил реализуемые большей частью в частном порядке или лучше сказать, не особо гласном. Впрочем, в некоторые времена эта гласность увеличивалась, а во времена усиливающегося противостояния с западным миром- эта гласность ослаблялась, чтобы проще говоря дать кесарю - кесарево. Поэтому в нынешнее время проще было бы промолчать, но посколь другого времени может и не быть поэтому я все таки поговорю.
Итак, для начала предложу посмотреть сразу несколько фильмов. Они дополняют друг-друга создавая более-менее полную картину представления о личности Франциска.
Первый- анимация- общее представление о Франциске от Александра Меня:
https://www.youtube.com/watch?v=I2YWT87KseIДалее это художественные фильмы. Сначала- фильм для всех, где роль Франциска играет Микки Рурк.
https://www.youtube.com/watch?v=ObDfuYyoRj8Затем- фильм не для всех 1950 года он наиболее сложен к восприятию реальности происходящего-
https://www.youtube.com/watch?v=DlUh1OGK4XsИ наконец,– музыкально-романтический, где на мой взгляд сыграли самые красивые актеры-
http://god-tv.ru/Брат-Солнце-сестра-Луна-мотреть-онлайн
А те кто не хочет ничего смотреть могут просто почитать.
«Человек, которому впоследствии суждено было стать основателем крупнейшего монашеского ордена, проповедовавшего бедность, родился в богатой семье в 1182 г. Его отец Пьетро ди Бернардоне был из так называемого «жирного народа», был преуспевающим торговцем сукном. Поначалу жизнь Франциска не представляла ничего особенного. Это был молодой провинциальный повеса, наслушавшийся необычайных тогда рассказов и песен о великих провансальских рыцарях-трубадурах. Сам снедаемый жаждой рыцарских подвигов, Франциск в 1202 г. участвует в войне между Ассизи и Перуджей, где в стычке у моста Сан Джованни попадает в плен. Год спустя, Франциск с помощью родных освобождается из плена. Он восстанавливает силы. В 1205 г. он отправляется в путь снова, чтобы вступить теперь уже в папскую армию. Вот этому странствию и суждено было стать его «дорогой в Дамаск».
Он добрался до Сполето, именно там, по преданию, на него снизошло видение, наставляющее его вернуться в Ассизи и ожидать зова к свершению благих деяний. Дома он уединяется и погружается в молитвы. Потом он совершает паломничество в Рим с толпой нищих, живя на подаяния и испытав здесь все тяготы бедности. Долгожданный зов он услышал в полуразрушенной церкви Сан Дамиани на окраине Ассизи. От Распятия над алтарем вдруг прозвучал призыв: «Ступай Франциск и восстанови разрушенный дом Мой». Здесь же, 24 февраля 1208 г., он вдруг с особенной силой проникся словами Христа, какими Он напутствовал Своих учеников в их проповедовании Его Благой Вести: «Не берите с собой ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха. Ибо трудящийся достоин пропитания. В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин, и там оставайтесь, пока не выйдете». (Мф 10,39)
Теперь, наконец, смысл жизни и призвание стали для Франциска предельно ясны. Отрекшись от всех мирских радостей и облачившись в самую бедную одежду, он начинает свой путь подражания Христу в проповеди, в молитве, в посте и покаянии. Эта одежда так и останется у него до конца дней-

Вокруг него быстро стали собираться последователи. 16 апреля 1209 г. составленные Франциском «Правила» для членов образовавшегося братства «Меньших братьев» получили одобрение папы, официально закрепившее существование Ордена. Почти с этого же времени ряды последователей Франциска пополняются и женщинами, для которых Франциск, спустя три года, учредил второй Орден, известный как Орден кларисс, по имени первой его последовательницы Клары Оффредучи. В 1212 г. Франциск намеревался посетить святые места, но судно потерпело кораблекрушение в Адриатическом море, и ему пришлось вернуться на родину. Затем, в 1219 г. он отправился в Египет, где крестоносцы вели осаду Дамьетты. Согласно преданию, Франциск проник в лагерь мусульман-сарацинов и пытался проповедовать там о Христе.
В последние годы жизни болезни особенно преследовали его. Ему пришлось отказаться от замысла побывать во Франции и Испании. Кроме того, духовная потребность, а так же расширяющееся движение его последователей настоятельно требовали изменения и дополнения «Правил». И он остается в Италии. В окончательном виде «Правила» были утверждены папой Гонорием III в 1223 г.
Эта настоятельная потребность духовного роста, эти труды в подражании Христу, в конечном счете, и выразились в том, что в 1224 г. он с тремя своими последователями отправляется на гору Верния в Тоскане, чтобы там стяжать новые, доселе невиданные, духовные подвиги. Потом, во время молитв и скорби о крестных муках Христа, на него снизошло видение шестикрылого серафима. Когда оно исчезло, на теле Франциска обнаружились «стигматы», т.е. следы ран Христа на кистях, стопах и на боку.

К Рождеству 1225 г. Франциск возвращается в церковь Санта Мария дельи Анджели, и, несмотря на окончательно подорванное здоровье и прогрессирующую слепоту, в течение нескольких месяцев 1225 г. он разъезжает по Умбрии, обращаясь с наставлениями и проповедями к жителям провинции. Зрение Франциска продолжало ухудшаться, поэтому братья по Ордену отвезли его в Риети на лечение, но оно оказалось безуспешным. После непродолжительного пребывания в Сиене Франциска привезли на его родину в Ассизи, где он и скончался в монастыре при Санта Мария дельи Анджели 3 октября 1226 г. на руках у своих первых братьев-сподвижников: Массео, Анджело, Сильвестро, Иллюминато.


Самое удивительное в св.Франциске — это поразительная цельность и целеустремленность пребывания его личности во Христе. Хотя сама его жизнь так сложна и многогранна, что каждое поколение верующих находит в нем то, в чем испытывает потребность, или что хочет отрицать. Духовная деятельность св.Франциска в разное время по-разному оценивалась русскими православными богословами и мыслителями, здесь мы остановимся лишь на некоторых оценках.
Ранний этап внимания к духовной деятельности св.Франциска представлен авторами, занимающими различное общественное положение, — это епископ Игнатий Брянчанинов и писатель Ф.М.Достоевский.
Епископ Игнатий (Брянчанинов) — духовный деятель православно - консервативного направления. Поэтому неудивительно то, что он объявил вообще всю католическую аскезу «прелестью», находя в ней «ложное понятие о духовных предметах и о себе, которое подвижник считает истинным».
Совсем другое мироощущение у Достоевского. Он целиком впитал в себя мистический опыт Запада и даже пошел дальше, пытаясь перенести его на почву России, но делал это очень осторожно. В «Братьях Карамазовых» он даже не решается ввести имя святого, а дает лишь его образ. Он сравнивает старца Зосиму с «Pater Seraphicus». Достоевскому импонирует в св. Франциске, прежде всего его широчайшая любовь. Эту любовь писатель пытается расширить до полной универсальности, до полного самозабвения по отношению к своему герою. Достоевский создал здесь образ «русского инока», спасающего мир от рабства неверия и Антихриста.
Среди авторов, уделявших много внимания св. Франциску есть историк, философ и богослов Л.П.Карсавин, Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский, М.В.Лодыженский, А.А.Блок, Д.С.Мережковский, прот. Г.Флоровский, И.А.Ильин и др.
В конце XIX — начале XX века все больше русских путешественников посещало Италию; некоторые из них бывали и в Ассизи.

К их числу относится известный в свое время искусствовед Егор Кузьмич Редин (1863–1908). Е. К. Редин посетил Италию в начале 1900-х годов и свои впечатления опубликовал на страницах церковной печати. Как искусствовед он описывает все места поклонения, связанные с именем святого Франциска.
Е. К. Редин приступает к описанию обители, воздвигнутой в Ассизи в память святого Франциска.

«Весь монастырь состоит из трех церквей, стоящих одна над другой, из которых каждая представляет собою как бы отдельный мир, — пишет русский автор. — Нижняя церковь — это крипта, где покоится тело святого. Вошедши в нее, испытываешь род страха, ужаса, тебя словно что-то придавливает; еле-еле мерцающий огонек в лампадах прекрасно гармонирует с этим общим настроением».

Здесь и я испытал что-то подобное когда проникся в эту почти гробовую тишину, где нет ничего ни в мыслях ни на устах кроме непрекращающейся молитвы, которая проявляется сама собою, когда человек оказывается перед лицом смертельной опасности. А здесь опасность очевидна, когда обращаешь взор на себя самого и ощущаешь соприкосновение своей мелкой низменно-греховной душой с той душой- громадиной, которая испепеляет и обличает всякую нечистоту. Так бывает- где-то ощущаешь утешение и любовь, а здесь бездну стыда…
Святой Франциск скончался 3 октября 1226 года и был временно погребен в храме святого Георгия. 25 мая 1230 года мощи святого Франциска были перенесены в новый храм, воздвигнутый в память о нем. Мощи так и находятся в закрытой могиле неизменно до сих пор.
Вместе с Е. К. Рединым проследуем из крипты, где покоятся мощи святого Франциска, в среднюю церковь. «Тебя окружает полусвет, — пишет русский ученый, — со стен глядят на тебя чудные святые лики, целые картины подвигов святых, которые, отрешившись от всех сует и благ этого мира, полные мистической веры, любви, стремились к иной жизни, к иному миру... Тут сам Франциск, вознесенный за все свои добродетели на небо, в славе, окруженный небесными силами, прославленный в песнях херувимами. Это — все фрески Джотто, одни из лучших его произведений». Везде – строгий запрет на фотосъемку.
Особое чувство Е. К. Редин испытал, переходя из средней церкви в верхнюю и осматривая там «громадный цикл росписи, завершающей общую идею, с которой был построен храм в память великого святого, поэта бедности и любви, Франциска». Вот несколько строк, посвященных фрескам верхнего храма: «Чудное, светло-голубое небо в виде прекрасно расписанного потолка с изображением святых, Христа, пред Которым молятся за грешных людей на Страшном Суде Богородица, Иоанн Предтеча и Франциск...» — пишет Редин.
Русскому ученому довелось побывать и в других храмах Ассизи, связанных с деятельностью святого Франциска и его ближайшей сподвижницы Клары Оффредучи — основательницы женской ветви францисканского ордена (клариссинки).


«Оттепель», последовавшая после Второго Ватиканского собора (1962–1965), способствовала развитию отношений между Римско-католической и Русской православной церквами. Едва ли не первая паломническая группа Московского патриархата, посетившая Италию после «Ватикана-II», побывала в Ассизи осенью 1969 года. В составе делегации, возглавляемой митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (+1978), находились протоиерей Борис Глебов, настоятель Князь-Владимирского собора в Ленинграде, и секретарь митрополита иеромонах Кирилл (Гундяев), студент Ленинградской духовной академии (ЛДА) (ныне патриарх Московский и Всея Руси), протодиакон Николо-Богоявленского кафедрального собора в Ленинграде Андрей Мазур. По прибытии паломников в Рим к ним присоединились обучавшиеся в Риме в католических учебных заведениях священники-студенты протоиерей Петр Раина и протоиерей Владимир Рожков.
«Русская Православная церковь остается верной своей традиции: ее духовенство и миряне благоговейно посещают христианские святыни в странах Востока и Запада, твердо веруя, что подвиг святых неразделенной церкви служит залогом единства христиан»- «Журнал Московской патриархии».
В Ассизи православных паломников встретил местный епископ и пригласил их присутствовать при совершении таинства миропомазания (конфирмации), которое по западному обычаю совершает сам архиерей. Православные пешеходцы провели ночь под кровом католического монастыря святого Дамиана, а наутро отправились на поклонение местным святыням. И, конечно же, в первую очередь, они направили свои стопы в базилику святого Франциска, чтобы помолиться перед гробницей великого подвижника. Вот что сообщал об этом автор «Хождения в Ассизи» — протоиерей Владимир Рожков: «Мы побывали в большом храме монастыря и видели неповторимые фрески Джотто и Чимабуэ. Джотто(1276–1336) — современник Андрея Рублева — изобразил всю жизнь святого Франциска. Его живопись еще проникнута ароматом Средневековья».
В декабре 1973 года в Ассизи побывала новая группа богомольцев из Русской православной церкви. На этот раз в состав делегации вошли архиепископ Дмитровский Владимир, ректор МДА (ныне — митрополит Киевский и Галицкий), епископ Зарайский Хризостом (ныне — архиепископ Виленский и Литовский), протоиерей Павел Красноцветов, настоятель Князь-Владимирского собора в Ленинграде (ныне — настоятель Казанского собора в Санкт-Петербурге), и священник Василий Фонченков. референт ОВЦС. Если в 1969 году «летописцем» паломнической группы был протоиерей Владимир Рожков, то на этот раз сие послушание нес священник Василий Фонченков. В статье, помещенной на страницах «Журнала Московской патриархии», он повествует о пребывании российской группы на родине святого Франциска Ассизского. «Город Ассизи расположен в живописной местности, на склоне горы Субазио; на самой вершине горы возвышаются развалины средневековой крепости, значительно ниже находятся город и монастырь, — сообщает свящ. В. Фонченков своим читателям. — Город богат средневековыми традициями. Религиозные праздники многочисленны, но среди них особенно празднуется память святого Франциска (4 октября), так как Франциск является покровителем всей Италии, и праздник отмечается на всем Апеннинском полуострове».

Поклонившись гробнице святого Франциска, православные богомольцы отправились в монастырь святой Клары, — туда, где уже побывали их предшественники в 1969 году. «В этом монастыре живут затворницы. Их можно видеть только через две решетки. Настоятельница монастыря в беседе с нами сказала, что она молится о Русской православной церкви, Святейшем патриархе Пимене, о митрополите Никодиме. Затворницы много читают. По «Журналу Московской патриархии», издаваемому на английском языке, они знакомятся с жизнью нашей церкви».
В свою очередь, владыка Владимир рассказал о жизни монашествующих в Русской православной церкви, особенно о женских монастырях Киева и Пюхтицком в Эстонии. В конце этой встречи настоятельница передала подарок Святейшему патриарху Пимену.
Возвращаясь на родину, православные пилигримы делились своими впечатлениями о посещении францисканских святынь на страницах церковной печати. Их мечтой было снова побывать у гробницы святого Франциска, и некоторые из них сподобились этого.
Летом 1975 года очередная делегация представителей Русской православной церкви посетила Ассизи в ходе новой паломнической поездки по Италии. Небольшую группу православных богомольцев снова возглавил митрополит Ленинградский Никодим, уже побывавший в Ассизи в 1969 году. В состав делегации входили: епископ Астраханский и Енотаевский Михаил (впоследствии — архиепископ Вологодский, профессор Петербургской духовной академии (+ 2000) и архимандрит Кирилл (Гундяев), ректор ЛДА. В паломнической поездке также принимали участие протоиерей Василий Стойков, доцент ЛДА (ныне — заслуженный профессор СПбДА), иеромонах Лев (Церпицкий), личный секретарь митрополита Никодима (ныне — архиепископ Новгородский и Старорусский), и А. И. Осипов, профессор МДА.
Церковные связи России с Ассизи не ограничивались лишь приездом православных богомольцев на родину святого Франциска.
Весной 1984 года нашу страну посетила делегация из Ассизи; в ее состав входили мэр города Ассизи Джанфранческо Коста, представитель муниципалитета Ассизи Луиджи Панелли, а также члены ордена святого Франциска Ассизского отец Рокко Полидоро и отец Микеле Джура. Вечером 29 марта гости посетили Богоявленский патриарший собор (Москва), где они молились за богослужением. В этот же вечер делегация из Ассизи посетила храм Воскресения Христова в Сокольниках. 30 марта делегация была принята в Новодевичьем монастыре митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.
В воскресенье 1 апреля богомольцы из Ассизи посетили Троице-Сергиеву лавру и Московскую духовную академию. 3 апреля члены делегации присутствовали на приеме, устроенном Святейшим патриархом Пименом; перед приемом Его Святейшество имел с гостями беседу.
О поездках российских пешеходцев в Ассизи сообщалось на страницах церковной печати, и это побуждало к отклику православных христиан, живущих на Западе. Вот что писал в связи с этим известный представитель русского зарубежья Никита Алексеевич Струве: «Православным образ Франциска особенно близок: его космическое восприятие мира во Христе... сродни именно восточной традиции. Но, увы, в силу разделения церквей, Православная церковь не знает Франциска «святого», не возносит к нему общественных молитв. Почитание Франциска, если совершается, то келейно, в сердце каждого».
Эти строки были опубликованы автором в 1976 году, а в 1992 году Н. А. Струве переиздал свою статью в сборнике «Православие и культура» (М., 1992), где снова ставил вопрос: «Справедливо ли такое разграничение?», имея в виду «отъединенность» подвижника из Ассизи от восточного православия. На свой же вопрос он попытался ответить таким образом: «Формально, поскольку официальная дата раскола восходит к 1054 году, Франциск находится уже вне истинной церкви (но как фальшиво звучит это безошибочное предложение). Но известно, что ссора между предстоятелями Рима и Царьграда весьма не скоро была осознана церковным телом: вплоть до XIII века, а то и позже, не редки были случаи церковного общения между западными и восточными христианами».
Вполне понятно, что данная мысль, высказанная мирянином, не профессиональным богословом, — это не теологумен и даже не частное богословское мнение. Но тем не менее вопрос был поставлен: «Церковное признание Франциска Ассизского святым, его прославление Восточной церковью, уж не говоря о радости. которую оно принесет верующим, не будет ли оно той вехой, которая на глубине, в тайном общении с величайшим из святых, приблизит нас к заповеданному единству?»
И подводя итог сказанному, можно привести строки о святом Франциске Ассизском, помещенные на страницах «Журнала Московской патриархии» и как бы являющиеся ответом на поставленный вопрос: «В этом подвижнике есть нечто, поднимающее его над эпохами и конфессиями».
