Православные праздники, памятные дни, посты

Вопросы, касащиеся религии, культовых зданий и ритуала.
Евгений(Judjin)
Сообщения: 291
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 93 раза

Re: Православные праздники, памятные дни, посты

#331

Сообщение Евгений(Judjin) » 18 янв 2019, 19:50

СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Одним из главнейших событий новозаветной истории является Крещение Господне или Богоявление. Этот праздник почитался ещё первыми христианами, о чём свидетельствует самое древнее изображение Крещения Иисуса Христа. Первая икона известная Крещения Господня датируется предположительно III веком и найдена в римских катакомбах.
Несмотря на всё разнообразие, иконы Крещения Господня имеют общие детали. Так, на иконах Господь Иисус Христос изображён полностью в воде реки Иордан. Это указывает на то, что Господь принимает на себя все грехи мира, каждого из нас.
Также при Крещении Господь благословляет правой рукой воды Иордана. Теперь вода — символ жизни, а не смерти, как это было при потопе. Как видим, в древней традиции Иисус Христос на иконах изображается обнажённым, что свидетельствует об уничижении Господа. В Крещении Спаситель берёт на себя наготу Адама, становясь новым Адамом и одевая всё человечество в одежды нетления.

Изображение

Позднее произойдет отступление от первоначального смысла и нагота Иисуса Христа будет прикрыта набедренной повязкой или даже туникой.

Изображение

Изображение

В верхней части икон Крещения Господня, как правило, изображается круг с лучами и Духом Святым в виде голубя, следующими к Иисусу Христу. Эти лучи символизируют присутствие Бога-Отца, Которого, согласно православным канонам, прямо изображать нельзя. В ногах Спасителя часто плавают рыбы вокруг мужской и женских фигур, которые символизируют реку Иордан и переход евреев через Чёрмное море.
Также на иконах Крещения Господня традиционно нарисованы ангелы. Об их присутствии во время Крещения Господня мы знаем из богослужебных текстов.
Интересно изображение двух будущих апостолов Андрея и Иоанна, учеников Иоанна Крестителя, которые как известно из Евангелия первыми обратились ко Господу.

Изображение

Тропарь В НАВЕЧЕРИЕ БОГОЯВЛЕНИЯ напоминает нам о пророках Илии и Елисее:
Вспять обращалась некогда Иордан-река / от милоти Елисея по вознесении Илии, / и разделялись воды туда и сюда, / и стал для него сухим путь по влаге, / как прообраз истинный крещения, / которым мы переходим путь текучей жизни. / Христос явился во Иордане, освящая воды.

Изображение

Название «Богоявление Господне» само по себе свидетельствует о Пресвятой Троице, ведь именно в этот момент на Иордане, как когда-то у дубравы Мамре Моисею, является Господь. Но уже не Моисею и богоизбранному народу, а всему миру.

КРЕЩЕНИЮ ГОСПОДНЮ
Тропарь, глас 1
Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, / Тройческое явися поклонение: / Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, / возлюбленнаго Тя Сына именуя, / и Дух в виде голубине, / извествоваше словесе утверждение. / Явлейся Христе Боже / и мир просвещей, слава Тебе.

Кондак, глас 4
Явился еси днесь вселенней, / и свет Твой, Господи, знаменася на нас, / в разуме поющих Тя: / пришел еси и явился еси, / Свет Неприступный.
Последний раз редактировалось Евгений(Judjin) 23 янв 2019, 21:01, всего редактировалось 1 раз.


Евгений(Judjin)
Сообщения: 291
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 93 раза

#332

Сообщение Евгений(Judjin) » 23 янв 2019, 21:00

24 января (11.01 ст.ст.) Преподобного Михаила Клопского, Новгородского (ок. 1453-1456).

Изображение

…А пришел в Иванову ночь. Поп Макарий, покадив в церкви на девятой песне, пошел в келью. Пришел к келье — а келья открыта. Вошел он в келью, а там старец сидит на стуле, горит перед ним свеча, а он переписывает деяния святого апостола Павла — рассказ о плавании. Поп, перепугавшись, попятился и вернулся в церковь. Пришел и рассказал о незнакомце игумену Феодосию и инокам. Игумен Феодосии, взяв крест и кадило, пошел к келье с братиею, а сенцы в келью уже заперты. И он заглянул в окно кельи — старец сидит и пишет. Тогда игумен Феодосии велел в келье и в сенцах крышу разобрать и в келье дверь выломать.

И спросил его игумен Феодосии: «Как ты пришел к нам, откуда ты? Что ты за человек? Как имя твое?» А старец отвечал его же словами: «Как ты пришел к нам? Откуда ты? Как твое имя?» Так и не могли допытаться о его имени. И Феодосии молвил старцам: «Не бойтесь, старцы, Бог нам послал этого старца».

Потом позвонили к обедне, и поп Макарий пошел в церковь. Начали служить обедню, видят — старец тот в церковь вошел и тоже начал петь. Когда поп кончил обедню, то подошел с просвирой к Феодосию игумену. И Феодосии, взяв просвиру, дал ее старцу, да молвил ему: «Иди, старец, к нам в трапезную хлеб есть». И он пошел со всеми в трапезную. А когда поели, то Феодосии сказал ему: «Оставайся у нас, старец, живи с нами».

Изображение

Преподобный Михаил Клопский происходил из боярского рода, был родственником великого князя Димитрия Донского. Он принял на себя подвиг юродства Христа ради, покинул Москву и в рубище пришел в Клопский монастырь близ Новгорода, где никто не знал, кто он. Об имени блаженного узнали нескоро. Младший сын Димитрия Донского, князь Константин Дмитриевич, в 1419 году лишен был своего удела и поехал в Новгород, где его помнили с 1408 года как великокняжеского наместника и теперь приняли с любовью. Когда блаженный Михаил читал на трапезе книгу Иова, то князь, услышав голос чтеца, подошел к нему ближе, всмотрелся, узнал и поклонился ему, сказав: «Это Михаил, сын Максимова, княжеского рода».

Преподобный Михаил был примером для братии во всех иноческих подвигах. 44 года прожил он в Клопском монастыре, изнуряя тело свое в трудах, бдениях и различных лишениях. И Господь Бог, ведая сердце человеческое, не восхотел, чтобы великий подвижник оставался потаенным, и скоро явил славу его пред людьми, сообщая ему и дар пророческого предвидения, и силу творить чудеса.

В то время в Великом Новгороде и его окрестностях настала засуха. Дождя не было три года. Пересохли не только ручьи, но и реки. И на месте, где преподобный на песке написал: «"Чашу спасения приму и имя Господне призову" (Пс. 115, 4). На сем месте будет источник воды неисчерпаемый», — пошла вода ключом. При наступлении голода, хотя хлебные запасы в обители не могли быть велики, но, по настоянию блаженного, кормили всех, при этом хлеб в житницах не убывал, сколько бы его ни брали. Святой обличал пороки людей, не страшась сильных мира сего. Предсказал рождение 22 января 1440 г. великого князя Иоанна III (1462-1505 г.) и взятие им Новгорода, обличал князя Димитрия Шемяку за его злодейства и, когда увещания его оказались напрасными, предсказал ему смерть. Многие пророчества будущего, относящиеся и к отдельным лицам, и к судьбе вольного Новгорода, все впоследствии сбылись.

Предчувствуя свое близкое отшествие, блаженный Михаил перестал ходить на обычное свое место в церкви, и во время богослужения стоял близ могилы недавно скончавшегося игумена Феодосия.
Скончался 11 января около 1453-1456 годов. Общецерковное прославление святого Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году.
Тропарь, глас 8
Иже на земли Христа ради волею в буйство преложився, / мира сего красо¬ты отнюд возненавидел еси / и, плотская играния увядив постом и жаждею и на земли леганием, / от зноя же и студени, от дождя и снега / и от прочия воздушныя тягости никогда же уклонился еси, / душу же очистил еси добродетельми, яко злато в горниле, / отче преподобне Богоносне Михаиле, / и ныне на Небесех предстоиши престолу Пресвятыя Троицы. / Но яко имея дерзновение многое, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

История Клопской обители
Троицкий Клопский монастырь был основан на правом берегу реки Веряжа недалеко от впадения в озеро Ильмень. Время основания Клопской обители неизвестно. Название «клопский» произошло от того, что в половодье речки Веряжа и Вдова разливаются и охватывают со всех сторон монастырь, тогда он стоит на острове, похожем формой на клопа.
В 1408 г., когда пришел в Клопскую обитель блаженный Михаил и когда впервые о ней упоминается в летописях, — она уже существовала. Из этого факта, что к приходу блаженного в обители имелись уже две деревянные церкви и трапезная, можно заключить, что обитель существовала до 1408 г. порядочно времени. В дальнейшем, до самой блаженной кончины преподобного Михаила в 1453 г., история Клопской обители тесно связана с его пребыванием в ней. Мы уже знаем, в 1419 г., по совету блаженного, ближайшим родственником его — князем Константином Димитриевичем — был построен в 60 дней первый в обители каменный храм во имя Святой Живоначальной Троицы.

Изображение

После кончины блаженного Михаила этот каменный Троицкий храм, построенный князем Константином Димитриевичем, существовал еще 110 лет. В 1562 г. он, за ветхостью, был разобран и на его месте выстроена новая, существующая доныне, каменная соборная церковь во имя Живоначальной же Троицы.

Изображение

Около этого же времени построена и трапезная церковь во имя святителя Николая чудотворца.

Изображение

В смутное на Руси время, в 1611 или в 1614 (по другим сведениям) году обитель была совершенно разорена и сожжена шведами. После этого на месте ее остались одни лишь голые стены, которые стояли в таком виде 20 лет, до 1631 (или 1634) года, когда обитель была возобновлена иждивением царя Михаила Феодоровича. Однако монастырь постепенно приходил в упадок. Насельники не в состоянии были вести продуктивное монастырское хозяйство. Не было в обители занимающихся ремеслом; не способствовали его благосостоянию удаленность от дорог, а также уровень жизни крестьянского населения округи.

Изображение

Указом Св. Синода от 10 апреля 1913 г. Клопский третьеклассный мужской монастырь был обращен в женский.
В 1923 г. монастырь был передан в ведение Новгородского музея, у которого не было возможности обеспечить его сохранность и реставрацию. Постепенно постройки начали разбирать на кирпич. Монастырский комплекс пострадал в годы Великой Отечественной войны. Разрушение построек продолжалось и после войны. Единственная постройка, в которой процесс разрушения был приостановлен, это Троицкий собор.

Изображение

В 2005 году возвращён Новгородской епархии. Восстановление обители ведётся под руководством наместника игумена Иакова (Ефимова). Сюда приезжают по мере своих сил помочь восстановлению обители все от одиночных паломников до школьных классов.

Изображение

Главная святыня монастыря — это мощи преподобного Михаила Клопского чудотворца, почивающие в Троицком соборном храме.

Изображение

Мой поезд прибывал в Новгород рано утром и первой обителью в моих планах значился именно Клопский монастырь, он расположен недалеко от населенного пункта Сельцо и находится на значительном удалении от города. Автобус на Сельцо отправлялся как раз после моего прибытия, а вот обратный уходил только вечером (но благо мир не без добрых людей- так что автостопом довезли от села до города). От Сельца к монастырю ведет уединенная дорога по краям которой- озера, реки да болота.

Изображение

В сторожке меня встретил охранник, который разрешил сделать фото внутри собора, а более никого я здесь и не встретил- все были на монастырском молебне в отдельной церквушке.

Изображение

Люблю такие места, где нет суеты, можно спокойно созерцать пространство, рассматривать фрески, где нимб над святыми ликами необычного черного цвета, тихо помолиться… ну а о том что обитель не страдает от богатства вы уже наверное и сами поняли.

Небольшой фильм о монастыре- https://youtu.be/W0DKMSrwSso

Евгений(Judjin)
Сообщения: 291
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 93 раза

#333

Сообщение Евгений(Judjin) » 31 янв 2019, 21:45

01 февраля (19.01 ст.ст.) Блаженного Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского (1392).

Блаженный Феодор был родом из Новгорода, с Торговой стороны. Подражая жизни святых, налагал на себя строгий пост (в среду и пятницу вообще ничего не ел), посещал храмы Божии и подавал милость нищим. Укрепив себя такими богоугодными упражнениями, принял на себя подвиг юродства.

Здесь отметим, что лишь имея высокий культурный уровень, жители Новгорода могли принять необычное, вызывающее, парадоксальное поведение юродивого. В течение непродолжительного времени (чуть более двухсот лет) в Новгороде подвизались пять подвижников в исполнении этого подвига: Николай Кочанов (ум. 1392), Федор Новгородский (ум. в 1395), Иаков Боровичский (ум. в 1440), Михаил Клопский (ум. в 1456), Арсений Новгородский (ум. в 1570).

Новгород — древнерусский город, который несет на себе отпечаток Нового Иерусалима. Расположения соборов связаны с образом креста и этим отражает главные богословские представления людей о граде Небесном. И если Михаил Клопский, жил в монастыре и не покидал стен своей обители, то остальные юродивые исполняли сей подвиг на улицах Новгорода. Ими избирались самые людные места. И все же очень важна была жизнь юродивого вблизи к храмовой территории. В Новгороде обилие соборов располагало к передвижению юродивого: он всегда находился в эпицентре бытовых событий и никогда не покидал освященные места, не уходил далеко от храмов.

Изображение

На Софийской стороне Новгорода существовала церковь святого Иакова на Яковлевой улице (1172−1175; 1226 гг.) и церковь Пантелеймона (1206−1207 гг.).

Святой Иаков — апостол, ученик Христа. Святой великомученик Пантелеймон — целитель. Впоследствии Пантелеймоновскую церковь переименовали в Николо-Кочановскую. Выстраивается логическая цепочка именных связей и посвящений храмов: Иаков — Пантелеймон — Николай Кочанов.

Торговая сторона представляет следующее наименование храмов, в которых мог находиться Феодор Блаженный: ц. святого Георгия — ц. Феодора Стратилата на Ручью:

Изображение

Георгий Победоносец — Феодор Стратилат — Феодор Блаженный. В житиях Федора Новгородского и Николая Кочанова есть указания на то, что свой подвиг они исполняли в конкретных местах. Зная особенности постоянного кочевания юродивых, это замечание проливает свет на изучение топографических соответствий. Оба святых жили в одно время, часто виделись, но не пересекали избранную друг другом территорию. Вероятно, как и все, что случается в земной жизни святого, избрание места для исполнения подвига у юродивых связано с божественным провидением. Николаю Кочанову велено было обосноваться на Софийской стороне, выбор Федора Новгородского пал на Торговую сторону.

В Новгороде Софийская сторона отделена от Торговой рекой Волхов.

Изображение

«Перейти через реку» значило нарушить пределы родной стороны, войти в чужие земли. Середина моста служила границей, которую ни тот, ни другой святой не смели нарушить. На мосту нередки были кровопролития враждовавших между собой сторон. Олицетворением распрей можно обозначить вызывающее поведение двух святых. Блаженный Федор «переходил Волховский мост», желая показаться своему современнику Николаю Кочанову, и тем самым вызвать публичное осмеяние, негодование с его стороны: «блаженный Федор от него бегаше, а святой Николай гоняше его точно до половины Волховского моста, до полумоста». Однако были случаи, когда св. Феодор ходил на Софийскую сторону, то блаженный Николай гнал его на Торговую. То же делал и Феодор, заставая Николая на своей стороне. Однажды св. Николай как обычно стал «преследовать» св. Феодора. «Спасаясь» от него, тот побежал по реке Волхову, идя по воде, как по суше. Блаженный Николай продолжил погоню до половины реки и бросил в убегавшего кочан капусты, вырванный перед тем в огороде.

Служения юродивых Федора и Николая Новгородских, Михаила Клопского направлены были и на воспитание духа вольного новгородца. Предчувствие скорой кончины свободолюбивого Новгорода раскрывается в пророчестве Михаила Клопского: «князь великий придет и город возьмет да все по своей воле установит».

До конца жизни блаженный Феодор соблюдал полную нищету, изнуряя себя постом, а всю получаемую милостыню раздавал бедным. Блаженный Феодор получил от Господа дар прозорливости и пророчества. Он предсказал новгородцам неурожай и пожар, опустошивший улицы Торговой стороны. О времени своей кончины святой был предуведомлен через Ангела Божия и мирно почил 19 января 1392г.

Святые юродивые Христа ради при своей жизни меньше других привязаны были к какому-либо месту. Их жизнь — сплошное кочевание, но по определенному маршруту. Излюбленными местами для творения подвига «буйства» были соборные и рыночные площади и многолюдные улицы. Для «буйства» во Христе, т. е. для одиночной самозабвенной молитвы они избирали уединенные, часто трудно проходимые места и ночное время. В силу обстоятельств творившегося ими подвига для блаженных храмы и церкви были закрыты. Поэтому им суждено было уединяться для общения с Богом на паперти храмов в ночное время обходя новгородские церкви и молиться за город. По свидетельству летописца, «не раз спасалась его земная родина от предстоявших ей зол молитвами угодника Божия».

Погребен святой блаженный Федор Новгородский 19 января 1393 года по завещанию на Торговой стороне у церкви святого великомученика Георгия, на паперти которой святой часто молился по ночам.

Изображение

Ныне сама церковь является музеем фресок, а мне довелось здесь попасть на концерт духовной музыки.

Изображение

После кончины блаженного Николая 27 июля 1392 года его тело было погребено, по завещанию святого, на краю кладбища, расположенного вокруг Иаковлевского собора, близ дороги. В 1554 году на могиле святого был построен каменный храм святого великомученика Пантелейимона.

Изображение

Изображение

По уставу Софийского собора этот храм должны были посещать новгородские святые в четверг Недели мясопустной.

Тропарь, глас 8:
И́же на земли́ Христа́ ра́ди во́лею в бу́йство преложи́вся,/ ми́ра сего́ красоты́ отню́д возненави́дел еси́/ и, плотска́я игра́ния увяди́в посто́м и жа́ждею и на земли́ лега́нием,/ от зно́я же и сту́дени, от дождя́ и сне́га/ и от про́чия возду́шныя тя́гости никогда́же уклони́лся еси́,/ ду́шу же очи́стил еси́ доброде́тельми, я́ко зла́то в горни́ле,/ о́тче преблаже́нне Фео́доре,/ и ны́не на Небесе́х предстои́ши Престо́лу Пресвяты́я Тро́ицы,/ но я́ко име́я дерзнове́ние мно́гое,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Евгений(Judjin)
Сообщения: 291
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 93 раза

#334

Сообщение Евгений(Judjin) » 12 фев 2019, 21:07

13 февраля (31.01 ст.ст.) Святителя Никиты, затворника Печерского, епископа Новгородского, чудотворца (1108).

Изображение

В молодые годы будущий святитель Никита поступил в Киево-Печерский монастырь, принял иночество и вскоре пожелал уйти в затвор. Игумен предупреждал его о преждевременности такого подвига для молодого монаха, но он, понадеявшись на свои силы, не послушался. В затворе святой Никита впал в искушение. Диавол явился ему в виде ангела, и неопытный подвижник поклонился ему. Бес дал ему совет как уже якобы достигшему совершенства: "Ты не молись, а только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя," - и стал около затворника, делая вид, что молится за него. Прельщённый инок Никита превзошёл всех в знании книг Ветхого Завета, а о Евангелии ни говорить, ни слушать не хотел. Киево-Печерские старцы пришли к прельщённому и, помолившись, отогнали от него беса. После этого преподобный Никита, оставив по благословению старцев затвор, жил в строгом посте и молитве, более всего упражняясь в послушании и смирении. Милосердный Господь, по молитвам святых старцев, возвёл его из глубины падения на высокую степень духовного совершенства.

В 1096 году он был поставлен епископом в Новгород и за свою святую жизнь был награждён от Бога даром чудотворений. Однажды во время засухи он молитвой низвёл дождь с неба, в другой раз по его молитве прекратился в городе пожар. Преставился святитель Никита 30 января 1108 г. после 12-летнего управления епархией. Его нетленные мощи были обретены ровно 450 лет спустя – в 1558г. Когда была поднята крышка гробницы, увидели священные сокровища благодати: не только тело угодника Божия, но и ризы его сохранились в нетлении. Тогда же с лика святого был нарисован посмертный портрет, уточнены детали облика и облачения святителя, и сведения отправлены в Москву митрополиту Макарию. Мощи впоследствии покоились в церкви святого апостола Филиппа.

Изображение

В 1942 году фашисты угнали в Литву свыше трех тысяч новгородцев. Осенью того же года в литовский городок Векшни, в который и определили новгородцев на поселение, немецкий военный эшелон привёз пять серебряных рак с мощами новгородских святых. Приехавший незамедлительно настоятель местного храма архимандрит Алексий (Черань) первой опознал раку святителя Никиты.и впоследствии он напишет «Лик святителя замечателен; всецело сохранившиеся черты его лица выражают строгое спокойствие и вместе с тем кротость и смирение… Правая рука, благословляющая, сложена двуперстием - на ней ярко выделяется сильно потемневшее место от прикладывания в течение 400 лет. Дивен Бог во святых Своих!"

Весь православный народ, оказавшийся в том литовском краю, с трепетом и воодушевлением встретил святые мощи. Тогда же иеродиакон Иларион, помогавший настоятелю храма привести в порядок мощи святых дважды увидел один сон: святитель Никита, облаченный в мантию, стоял посреди храма и читал покаянный канон. Иеродиакон, вошедший в храм и увидевший епископа, сразу же пал ему в ноги и попросил благословения. Святитель жестом благословил новгородца и произнес: "Молитесь все об избавлении от бедствий, грядущих на родину нашу и народ. Враг лукавый ополчается. Должно вам всем перед службой Божией принимать благословение".

После этих слов святитель стал невидим. Узнав об этом, митрополит Сергий установил правило, чтобы перед началом каждой службы при открытии раки святителя Никиты выходить священнослужителям и прикладываться к деснице святого Никиты, возвращаться в алтарь и тогда лишь начинать литургию.
Эта традиция чтится и ныне новгородским священством. Мощи святителя Никиты ныне почивают в Софийском соборе, и священники собора обязательно прикладываются к ним перед началом богослужения.

Мощи святителя Никиты († 1108) покоятся в маленьком юго-восточном Рождество-Богородицком приделе. В том же приделе – мощи благоверного князя Мстислава Храброго († 1180), знаменитого полководца, ходившего в поход на Новгород в 1170 г., но позже ставшего противником Андрея Боголюбского и разгромившего его войска под Вышгородом, в окрестностях Киева, в 1173 г.

Софийский собор Великого Новгорода (1045 – 1050 гг.)- самый старый сохранившийся храм в границах современной России. София Новгородская каким-то чудом умудрилась сохранить первозданный облик. Только купола из полусферических стали шлемовидными – но эта чуть заметная поправка XV века почти ничего не изменила.

Изображение

Кроме чудотворного образа Знамения, в южной части Софии, в арках меж основным объёмом и Мартириевской папертью – мощи создателя собора благоверного князя Владимира Ярославича († 1052) и его матери благоверной княгини Анны, дочери шведского короля Олафа, супруги Ярослава Мудрого. Напротив, в северной части – мощи благоверного князя Феодора, брата Александра Невского.

Если идти вдоль внутренней, северной стены собора на запад, то в арке меж Корсунской папертью и Предтеченским приделом предстанет рака с мощами святителя Иоанна († 1186), имя которого навеки связалось с историей Знамения Божией Матери. Здесь же погребён его брат и преемник по архиерейской кафедре святитель Григорий († 1193).
Славен собор и своими древнейшими образами. В 4-ярусном иконостасе – иконы XIV – XVI веков. Самые старые (Праздничный чин) – 1341 г., писаны греками по заказу архиепископа Василия Калики. Ни в одном другом действующем храме России нет больше такого древнего иконостаса!

Храмовая икона Софии Премудрости Божией – XV века. Это символическая иллюстрация к словам Писания: “Премудрость сотвори себе Дом и постави столпов семь”.
“Дом” – это двойной образ: Церкви Христовой и Пресвятой Богородицы, носившей во чреве Самого Господа. Но “Семь столпов” – это семь Таинств Церкви (и семь Вселенских Соборов), так что в данном случае “Дом” является всё-таки сугубым прообразом Церкви. Огневидный Ангел в царских одеждах восседает на престоле с семью символическими опорами, Богородица и Иоанн Креститель стоят по бокам, а Христос пребывает в небесах – над головой царствующей Софии-Церкви.
В Рождество-Богородицком приделе иконостас с древними иконами в серебристых окладах, напоминающих морозные узоры на окнах.
* * *
В соборе св. Софии хранятся два важнейших символа города – и два главных священных предания, связанных с ними. Всё самосознание Господина Великого Новгорода выразилось в сказании о деснице Господа Вседержителя, писанного в центральном куполе, и о голубе, что веками сидит над крестом этого купола. “Когда десница Спаса разожмётся, когда голубь с креста св. Софии улетит, тогда и Великому Новгороду конец”. Это – не просто суеверие! Попробуем разобрать, хотя бы в доступной нам мере, духовный смысл сказаний.
Написали древние мастера в куполе образ Спаса Вседержителя с благословляющей рукой, как положено по канону. Входят в собор на другое утро – а рука сжата! Трижды переписывали “неправильное” изображение, пока не услышали Глас: “Писари! О, писари! не пишите Меня с благословляющей рукою, а пусть рука будет сжата. Я в сей руке Моей Великий Новгород держу, когда сия рука моя распространится (разожмётся), тогда будет граду сему скончание”. К сожалению, это уникальное изображение, написанное около 1144 г., погибло во время Великой Отечественной войны.
Голубь же над нынешним церковным крестом- точная копия древнего креста с голубем, который находится сейчас внутри собора, перед иконостасом, символизирует, конечно, Святого Духа. Кто как не Он – выше всех! Конечно, если уж Он улетит, то ничто на Земле не спасётся!

Есть, увы, и позднейшая, куда более земная легенда. Летал над городом голубь во время опричного погрома Новгорода Иваном Грозным – в 1570 г. Приземлился на крест разграбленной, поруганной Софии – и окаменел в ужасе от созерцания дел рук человеческих...

Изображение

Тропарь, глас 4
Наслади́вся, богому́дре, воздержа́ния/ и жела́ние пло́ти твоея́ обузда́в,/ на престо́ле святи́тельства се́л еси́/ и, я́ко звезда́ многосве́тлая,/ просвеща́я ве́рных сердца́/ заря́ми чуде́с твои́х,/ о́тче на́ш святи́телю Ники́то,/ и ны́не моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Евгений(Judjin)
Сообщения: 291
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 93 раза

#335

Сообщение Евгений(Judjin) » 14 фев 2019, 21:17

15 февраля (02.02 ст.ст.) СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

«Хотя́щу Симео́ну от ны́нешняго ве́ка преста́витися преле́стнаго, вда́лся еси́ я́ко младе́нец тому́, но позна́лся еси́ ему́ и Бо́г соверше́нный. Те́мже удиви́ся Твое́й неизрече́нней прему́дрости, зовы́й: Аллилу́иа.»
Кондак 7 Акафиста Пресвятой Богородице.

Праздник Сретения упоминается уже в первых веках христианства и это не удивительно, ведь праздник обладает очень важной символичностью: Господь Иисус Христос передается в руки праведника Ветхого Завета Симеона Богоприимца и тот воздав Ему должное почтение – умирает. Тем самым олицетворяя то, что отныне праведности невозможно будет достичь законом Ветхого Завета, который «умер», а только рождением Нового Завета, данного нам Самим Богом. Кроме того, согласно преданию, Праздник Сретения был подтверждением пророчества Исайи, о рождении девой сына. Но эту известную в христианстве историю вы надеюсь знаете, я же постараюсь поговорить и показать менее известные вещи.
Иконография Сретения Господня – одна из немногих в христианском искусстве, имеющая два существенно различающихся композиционных варианта: симметричная композиция, в центре которой Богоматерь с Младенцем и Симеон Богоприимец,

Изображение

и несимметричный вариант, на котором представлено шествие Богородицы, Иосифа Обручника и пророчицы Анны к Храму.

Изображение

Оба примерных варианта изображения мне удалось найти в Юнесковских храмах Кипра.

А первое дошедшее до наших дней изображение Сретения находится на арке римской базилики Санта Мария Маджоре и датируется 432–440 годами. Об этом храме я уже много рассказывал и показывал, но к сожалению не сделал крупной фотографии именно этой фрески, которая находится справа вверху.
Однако изображение Сретения можно встретить и в других храмах Рима. Мне удалось найти изображение Праздника на потолке церкви Санта-Мария ин Трастевере, однако здесь мы видим непосредственное изображение Евангельского сюжета, а не иконографию.

Изображение

Все действие происходит во дворе Иерусалимского храма, что подчеркивается изображением аркады, поддерживаемой колоннами.
Между центральными фигурами помещается изображение храмового престола, осененного киворием, которое не может расцениваться просто как деталь интерьера. Богомладенец передается старцу над престолом, через престол, что указывает на искупительную жертву Спасителя.
При этом изображается именно престол христианского храма, а не жертвенник храма Иерусалимского. Иногда на престоле помещаются Евангелие, Чаша, дарохранительница. Облачение престола обычно насыщенного багряного цвета и содержит изображение Креста, что так же соотносится с темой Христовой жертвы, принесенной для спасения человечества.
Все это вы можете найти на множестве различных икон Праздника, но сейчас мы перенесемся в Венецию, где находится:
Церковь св. пророка Симеона или св. Симеона Великого — San Simeone Profeta.

Изображение

Первое упоминание о церкви святого Симеона Богоприимца восходит к 967 г. В 1150 г. на месте прежнего деревянного выстроен каменный трехнефный храм. С XIV по XVI в. одна за другой прошли реконструкции здания, призванные улучшить его функциональность. В этот период был снесен деревянный портик при входе, загораживавший фасад. С левой внешней стороны храма под сводами крытого перехода, являющегося, возможно, остатком прежней галереи-портика, в стену бывшей Скуолы святого Ермолая вмурован мраморной барельеф этого святого. Он появился здесь уже в 1382 г. и представляет собой крышку раки мощей священномученика из первоначального алтаря святого Ермолая.

Изображение

Перестройки продолжались и в последующие столетия. На сегодня церковь плотно вписана в прилегающую застройку, так что находясь рядом с ней с другой стороны, вы и не найдете эту церковь, если бы не находящаяся рядом колокольня.

Изображение

Именно в этой церкви хранятся святого Симеона Богоприимца, а также мощи священномученика и бессребреника Ермолая (память 26 июля/8 августа) (В православном календаре этот праздник именуется днем памяти Священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских (ок. 305).

После перенесения в 828 г. мощей святого апостола Марка среди представителей знатных семей началось настоящее состязание с целью обогатить почитаемыми святынями и «свои» храмы, существовавшие, как правило, на пожертвования аристократии. Так, двое венецианцев, участников IV Крестового похода, в 1204 г. вывезли из цареградской церкви Пресвятой Богородицы мощи св. Симеона Богоприимца. Эта церковь или часовня, по сообщению хрониста, была смежной с храмом св. Софии.

Мощи св. праведного Симеона Богоприимца (без руки, переданной в дар императору Карлу Великому во время одного из его паломничеств на Святую Землю в 775 или в 778 г.) хранятся под главным престолом церкви в раке, закрытой с лицевой стороны позолоченной крышкой, которая снимается лишь раз в году – в день его памяти – 3 февраля н. ст.
Мощи же священномученика и бессребреника Ермолая, смешанные с мощами св. великомученика и целителя Пантелеимона и других святых (сомучеников св. Ермолая священномучеников Ермиппа и Ермократа), как гласит надпись по-латыни на крышке саркофага, хранятся в нише над престолом первого алтаря по правой стороне, сооруженного на средства Скуолы св. Ермолая в 1521 г.

Мощи перевезли, как считают, непосредственно из Никомидии. Время их перенесения точно неизвестно, однако, на основании того, что первое упоминание о святыне в Венеции приходится на XIII в., почти наверняка это случилось в период существования на Востоке Латинской империи (1204–1261).
К сожалению, внутри этой церкви строго запрещено фотографировать.

Евгений(Judjin)
Сообщения: 291
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 93 раза

#336

Сообщение Евгений(Judjin) » 18 фев 2019, 23:18

19 февраля (06.02 ст.ст.) Мучениц Дорофеи(Доротеи), Христины, Каллисты и мученика Феофила.
В прошлой статье я закончил повествование Венецией, а теперь снова возвращаюсь в Рим. Количество христианских святынь здесь огромно. К первой поездке сюда я очень тщательно готовился продумывая маршруты, которые наиболее оптимизируют передвижения. Тогда мне удалось посетить около 60 церквей и катакомб, но даже этого числа оказалось недостаточно, чтобы охватить все более менее значимые святыни. Поэтому позже я приезжал сюда на день-два, как это делают туристы с экскурсиями, чтобы восполнить проявляющиеся пробелы…

САНТА ДОРОТЕА Santaа Dorotèa, Дева и мученица (Кесария, Каппадокия. 310 р.х.)

Изображение

Согласно преданию, святая Дорофея была жительницей Кесарии Каппадокийской. Дорофея была благочестивой девицей-христианкой, отличалась большой кротостью, смирением, целомудрием и данной от Бога премудростью, удивлявшей многих. Она была арестована во время гонений Диоклетианана, ее пытали и приговорили к отсечению головы. Когда святую вели на казнь, некий молодой человек по имени Феофил с издёвкой сказал ей: «Невеста Христова, пошли мне из сада жениха твоего розовых цветов и яблок». Перед смертью святая попросила дать ей время помолиться. Когда она окончила молитву, ей предстал ангел в виде прекрасного юноши и подал на чистом полотне три яблока и три розовых цветка. Святая попросила передать всё это Феофилу, сказав, что встретит его в саду, после чего была усечена мечом.
Получив благодатные дары, недавний гонитель христиан был поражён, уверовал в Христа и исповедал себя христианином. Подвергнутый за это жестоким истязаниям, святой Феофил принял мученическую кончину через усечение мечом.

Святая Доротея еще со времен Средневековья, почитается как особая "покровительница цветов и фруктовых деревьев". Мощи святой Доротеи прибывают в Европу в начале второго тысячелетия христианской истории, а авторитетные писатели XIII века говорят о распространении ее почитания в Германии, Франции, Португалии и в Италии. Очень почитаемой в Германии, ее изображения часто появляется в искусстве германии XV и XVI веков: существуют различные картины и скульптуры в музеях в Берлине, в Фрайбурге, в Карлсруэ, в музее Аугсбурга, где изображено мученичество Святой. В Италии есть знаменитый полиптих Амброджо Лоренцетти в Сиене, вошедший в число 1000 шедевров мирового искусства.
Говоря об ученице апостола Павла- святой Фекле я привел скульптурное изображение этой святой, а как раз справа оказалась размещена скульптура святой Доротеи.

Изображение

ИСТОРИЯ ЦЕРКВИ СВЯТОЙ ДОРОТЕИ
В древности здесь была построена часовня посвященная папе Сильвестру (314-335), известная с VIII века. Церковь, названная S. Silvestro a Porta Settimiana, упоминается с 1123 Каллисто II (1119-24) и в” Liber Censuum " 1192 года. Название происходит от близлежащих ворот Settimiana, дуги терм Септимия Севера (146-211). Остатки таких конструкций все еще наблюдаются под полом нынешней апсиды. При папе Сиксте IV (1471-84) церковь была реконструирована в рамках подготовки к 1500 Святому году, когда были перенесены мощи молодой мученицы святой Доротеи. Святые реликвии хранятся в урне под главным алтарем.

Изображение

Нынешняя церковь реконструирована в период с 1750 по 1756 год, знаменитым архитектором Рима семнадцатого века Джованни Баттиста Нолли, который умер сразу после завершения этой церкви. Апсида, лучше всего видимая с Via Garibaldi, увенчана террасой, опирающейся на больших квадратных столбах. Изображение фасада немного искажено из-за того, что из-за малого расстояния мне пришлось сделать панораму.

Изображение

По мнению некоторых историков, обозначение S. Dorotea использовалось уже с 1445 года, но реальный культ возрос совпадая со святым 1500 годом.

Интерьер имеет один неф с шестью приделами и апсидой. Картина Гаэтано Боккетти 1931 года, изображает эпизоды из жизни святой Доротеи и других францисканских святых.
"Купель", мрамор и медь XVIII века. На полу "францисканский герб" 1879 года по случаю освящения церкви.
ГЛАВНЫЙ АЛТАРЬ-АПСИДА Полихромный алтарь содержит марморейскую урну 19 века с мощами святой Доротеи. Алтарь украшают бронзовые канделябры(1834), крест (II половина XIX века.). Алтарная картина, на которой изображены папа Сильвестр и святая Доротея, которые поклоняются Деве Марии, написана Микеле Буччи (XVII); квадрат "Богоматери Божественной Любви" является неизвестным римским (конец XV и начало XVI века). "Похоронный медальон", справа, был построен в XVI веке по заказу Джулиано Де Датиса, в память о перемещении остатков мученицы Доротеи. Справа от алтаря находится "римский камень", по заказу Джулиано Де Датис, к которому также должны быть памятные надписи перенесения святой, в письмах капитала на самой стеле. Над ним было установлено распятие XII века.

Изображение

По утверждению некоторых источников – честная глава святой Доротеи хранится в церкви Санта-Мария ин Трастевере, однако обратной ссылки от описания этой церкви к этой святой я не обнаружил. Тем не менее приведу фото и этой церкви- одной из старейших и красивейших, которую мне довелось посетить:

Изображение

На фото обратите внимание- В 2006 году председатель Отдела внешних церковных связей Русской православной церкви, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (ныне — Святейший патриарх Московский и всея Руси) подарил этой базилике две православные иконы Спасителя и Богоматери, ныне установленные слева и справа от алтаря.


Вернуться в «Религия»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость