Православные праздники, памятные дни, посты

Вопросы, касащиеся религии, культовых зданий и ритуала.
Евгений(Judjin)
Сообщения: 309
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 95 раз

Re: Православные праздники, памятные дни, посты

#341

Сообщение Евгений(Judjin) » 26 мар 2019, 20:47

27 марта (14.03 ст.ст.) Преподобного Венедикта Нурсийского (543).

Два года назад я уже рассказывал о святом Бенедикте Нурсийском, основателе западного монашества, строгого ордена Бенедиктинцев и покровителя Европы, ну и моем покровителе тоже.

Изображение

Рассказ был тогда о монастыре Монте-Кассино, где закончил свой земной путь святой Бенедикт, а сегодня будет рассказ о том, где он ещё юношей положил начало своим подвигам и основал первый бенедиктинский монастырь- Субиако. Впрочем это будет более, наверное, не рассказ, а фото-показ. Правда большее количество фоток вы найдете в других местах, например у блоггера Sibeaster в ЖЖ, но моя цель рассказать больше не о фресках, а о вере. Фрески тоже покажу, но мне больше нравится ранневизантийское искусство колыбелей христианства, таких как Греция. Вот там действительно благоговейно прикасаешься к самим истокам реки под названием- православие. Надо ли говорить о том, что самый первый человек крещенный на территории Европы жил именно в Греции. Но всему свое время…

Сюда я приехал на автобусе из Рима и впереди было очаровательное горное путешествие километров на 5… ну люблю я уединенные горные походы и не люблю долго находится среди строений и толп больших городов, поэтому старался уезжать из Рима сначало в прекрасное Тиволи, а вот теперь в Субиако. Именно так убежал от суеты Рима святой Бенедикт поселившийся в здешних местах. Известно, что в это время ему было около 20 лет, и что его сестра-близнец Схоластика к тому времени уже посвятила себя Богу.
Автобус из Рима делает конечную остановку недалеко от холма, где расположено селение Субиако и его приходится обходить вдоль речки Аньене, но что поделать- строить городки на больших холмах это здешняя традиция.

Изображение

Фотографию остановки с видом на Субиако и сгущающимися тучами я сделал уже на обратном пути в ожидании автобуса, а когда мы сели в автобус грянул гром со шквалистым ливнем, но благо движению автобуса ничего не помешало.
Вдоль реки Аньене и шел святой Бенедикт основывая по пути монашеские обители, пока не пришел в Монте-Кассино. Паломническая карта и сейчас вам предложит пройтись примерно тем-же путем в 150 километров.

Изображение

А здесь в Субиако произошла встреча юноши Бенедикта с монахом Романом из монашеской общины, расположенной рядом с Субиако, что помогло ему осуществить его мечту вступив на путь отшельника. Монах показал Бенедикту пещеру и согласился приносить отшельнику еду. За три года, которые Бенедикт прожил в пещере, он закалился и физически и духовно. Именно на месте этой пещеры Сакро Спеко и построен монастырь, сама пещера тщательно почитается, а рядом нарисованы фрески подвигов святого Бенедикта, когда он будучи сильно искушаем плотской страсти бросился голым в кусты крапивы и колючек.

Изображение

Изображение

Слава его росла, люди начали совершать паломничества к пещере, чтобы посмотреть на отшельника; а монахи из Виковаро, одного из окрестных монашеских поселений, после смерти настоятеля уговорили Бенедикта возглавить их общину. Ничего хорошего из этого не вышло, у Бенедикта были слишком строгие представления о монашеской жизни, не понравившиеся общине. В результате он вынужден был покинуть это место и вернуться в пещеру после того, как его чуть не отравили.
Постепенно в голове у Бенедикта сложились представления о том, как должна быть устроена монашеская жизнь. Он разделил своих учеников, число которых к тому времени сильно выросло, на 12 групп, каждая из которых подчинялась своему настоятелю, а за Бенедиктом оставалось право общего надзора.
Как я сказал, путь я начал вдоль речки, пока не дошел до места тренировки подростков по каякингу, где наблюдая за ними и устроил себе пикник.

Изображение

А дальше прямиком в горы к монастырям по специальной мощеной тропе, пока не встретится первый монастырь святой Схоластики, сестры Бенедикта Нурсийского. Этот монастырь я осмотрел достаточно поверхностно и пошел дальше.

Изображение

Изображение

Ну вот казалось бы, ничем особо не примечательный интерьер храма…А на самом то деле это одна из первых работ архитектора Джакомо Кваренги, и возможно именно она стала тем стимулом для императрицы Екатерины 2, которая приглашает его в Санкт-Петербург и он строит здесь (а еще и в Москве и Харькове) десятки зданий, самое известное из которых- Смольный дворец.

Изображение

Изображение

На последнем фото святой Бенедикт изображен вместе со святой мученицей Анатолией.
Мученица Анатолия Римская – сестра мученицы Фотины Самаряныни (это та самая жена-самарянка, с которой беседовал Господь у колодца Иакова (Ин.4:5-42)). Пострадала за Христа при императоре Нероне в Риме, в 66 г., вместе с другими христианами была приведена на суд к Нерону в Рим, где исповедники решительно отказались отречься от Спасителя и претерпели жесточайшие мучения за исповедание веры во Христа. Ничего не добившись, Нерон приказал казнить мучеников.
…и вот мы у входа в монастырь.

Изображение

Говорю «мы», потому что внутрь пускают организованно всех прибывших разными путями паломников, а пока стоим, ждем, молимся, фотографируем.

Изображение

Вот люблю я именно такие скальные монастыри больше всего. Здесь чувствуется единение тварного и природного в одно целое, а чтобы это единение не нарушалось до окончания времен различными катаклизмами, служат небесные заступники.

Изображение

Внутри нам провели экскурсию на итальянском языке и транслируя основное по англицки для одной пожилой пары. Но так как я языкам особо не обучен, то решил походить по лабиринтам монастыря делая фото. Я так и не понял можно это делать или нет, монах вроде не одобрил, но экскурсовод вроде разрешил. А поскольку я в принципе не понимаю почему существует это правило на запрет фотографирования внутри церквей, когда одним можно, а другим- нет. Этот принцип разделения на «можно- не можно» мне именно и не понятен, поэтому я все больше фотографирую и там где «не совсем можно», исключая конечно места там, где запрещено- все-же послушание для православного на первом месте.
Очень интересно выглядит алтарь в стиле косматеско прямо вписанный в скальную породу без всяких искуственных прикрас.

Изображение

На нижнем этаже полы тоже в стиле косматеско, но меня более впечатлила фреска крещения в исконно-византийском стиле, где Господь полностью обнажен.

Изображение

Вообще же видно отличие одних более ярких средневековых фресок, от других именно в византийском стиле. Возникает ощущение как будто ты переводишь взгляд не от фрески к фреске, а от фрески одного монастыря к другому.
Например, посмотрите на сцену Распятия Христа- уже с V–VI вв. в иконографии данного образа по сторонам Креста появляются фигуры воинов. Один из них подает Спасителю губку с уксусом, а другой прободает Его копьем. На подавляющем большинстве древних православных икон эта рана приходится в правый бок, т.к. римский воин проффесионально бил именно в правый бок в обход щита, который его противник держал в левой руке, а т.к. удар наносился под углом, то он проникал влево вплоть до серца. Так и во время проскомидии из евхаристического агнца первая частица вынимается с правой стороны именно в связи с прободением у Господа правого ребра. Также на распятии мы видим Христа прибитого к кресту 4 гвоздями, а чуть выше- красную луну слева и потемневшее солнце- справа: «Солнце превратится во тьму, и луна в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный» (Деян. 2: 20).

Изображение

Изображение

Изображение

Экскурсия была достаточно продолжительной с посещением разных помещений и особенно чувствуется все величие монастыря когда выходишь в нижний двор.

Изображение

Кстати, именно в этом монастыре и находится прижизненная фреска святого Францисска Ассизского, которую я уже показывал в статье о Франциске. Самое интересное, что она находится в одном из помещений, которое я поначалу пропустил, но зайдя в иконную лавку мне на глаза попалась книжка о монастыре с этой фреской… вообщем, пришлось еще раз бегло-выборочно пройтись по всем этажам и закоулкам, когда экскурсия уже заканчивалась… а последнее, что попалось на глаза- это был трубный глас ангела. Пора на выход и пока только из монастыря…

Изображение

ВЕНЕДИКТУ НУРСИЙСКОМУ
Кондак, глас 6
Благодатию Божиею обогатился еси, / делы же известил еси звание, / и явился еси, Венедикте, угодниче Христа Бога, / в молитвах и постех дарований Божия Духа исполнен, / и был еси недужным исцелитель, / и прогонитель врагом, / и заступник скорый душам нашим.

P.S. В этот-же день происходит празднование посвященное Феодоровской иконе Божией матери. По-возможности я обязательно посвящу статью этой иконе, как очень важной в истории Российской государственности.


Евгений(Judjin)
Сообщения: 309
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 95 раз

#342

Сообщение Евгений(Judjin) » 30 мар 2019, 15:23

31 марта (18.03 ст.ст.) Неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная.

«… Что надо вам?.. Не ожидаете ли вы из-под камня, из недр могилы мрачной моего голоса?
Нет этого голоса! Вещаю одним молчанием. Молчание, тишина нерушимая- достояние кладбища до самой трубы воскресения. Прахи мертвецов говорят без звуков, в которых нуждается слово земное: тлением осуществленным они возглашают громкую проповедь. Убедительное увещевание к мятущимся, шумящим на земной поверхности искателям тления.
И есть еще у меня голос! И говорю с вами, и отвечаю на ваши неизъяснимые думы… Послушайте меня! Отличите мой голос в общем голосе, которым говорит вечность во времени!- Голос вечности один… Соединяющий все воедино- Христос.» Святитель Игнатий (Брянчанинов)

По некоей традиции я посвящаю статьи связанные с крестопоклонением именно местам, где происходит поклонение непосредственно древу Креста Господа. И сегодня – Турин. Это один из моих любимых городов, и самое большое, что мне здесь нравится- это бесконечные проспекты уходящие на километры вглубь к вершинам гор…

Изображение

Согласно легенде, видение Девы Марии появилось во сне у Иоанна Боско (это достаточно известный католический святой- покровитель молодежи) в 1844 или 1845 годах и раскрыло место мученичества туринских святых Солуторе, Адвентора и Октавия ( 3-й век). Богородица указало точное место на котором завещала построить церковь. Базилика dell'Ausiliatrice была построена на месте их смерти. В церкви хранятся мощи этих святых. Первоначально являвшаяся частью дома для бедных детей, основанного Джоном Боско. Базилика Пресвятой Богородицы Помощь христиан (итальянски: Базилика Санта-Мария-Аусилиатриче).

Изображение

Здание, построенное во второй половине девятнадцатого века, имеет фасад в стиле неоренессанса по палладианской модели церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции, на которых установлены статуи мучеников Солуторе Аввенторе и Оттавио. Первым епископом Турина был святитель Максим, его статуя находится чуть ниже- слева и его именем названа православная церковь в Турине. Настоятелем храма является иеромонах Амвросий (Кассинаско). Церковь, принадлежащая православному приходу, является одной из самых больших храмов, относящихся к Корсунской епархии на территории Италии.
На наличнике есть надпись: «Maria auxilium christianorum ora pro nobis» («Мария Помощница христиан молиться за нас») и под круглым окном-розой мраморная статуя Иисуса среди детей.
В 1867 году купол был украшен золотой статуей Богородицы.
Наконец, в 1920 году на кольцевой развязке напротив церкви был установлен памятник Дону Боско Гаэтано Челлини. Церковь имеет план латинского креста и отделку из полихромного мрамора. Над алтарем находится большая картина, на которой изображена «Дева Мария- помошница христиан».

Изображение

Но главное зачем сюда приходят православные- находится в особом нижнем помещении- из центрального нефа лестница ведет в склеп, расположенный справа от входа- «Капелла делле Релике».
В капелле Реликвий собраны частички мощей почти всех святых мира!!! Примерно 6000!

Изображение

Капелла была освящена 14 сентября 1934 года по случаю передачи в дар этой церкви святых реликвий, собранных почитателем святых, прихожанином церкви Микелем Бертом (Michele Bert). Устроена капелла в виде Креста. В первом пределе справа престол Божией Матери.

Изображение

В этом пределе находятся две раки. В одной почивают частички мощей покровителей города Турина: святого пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, святых мучеников Фиваидского Легиона, святителя Максима, епископа Туринского. В другой раке почивают мощи святых римских пап.

Изображение

По всей капелле стоят множество престолов с мощами святых, разделенных на большие группы Слевой стороны от входа в капеллу находится календарь-мощевик с мощами святых, память которых церковь празднует в каждый день года.
В главном престоле сохраняется большая часть Древа Господня размером 17 см на 10см. По некоторым источникам- это самая большая часть из всех доныне сохранившихся! Здесь же сохраняется часть Крови Господней, истекшей из ребра Господа. На своде главного алтаря написано: «Вот древо Креста, на Котором был распят Спаситель мира. Приидите поклонимся»
В нише напротив мраморной лесницы стоит надпись: «Все святые мужи и жены во Христе, чьи мощи здесь почивают, молите Бога о нас».
Периодически здесь проводятся молебны православных христиан.

Изображение


«Я могу поговорить с церковью Марии Помощь христиан?
-Да.
- Соедините меня с ризницей, пожауйста.
-Доброе утро, я читал, что у вас есть реликвия дерева Истинного Креста; Я хотел бы приехать и изучить его вместе с американским ученым".
«Ученый» был не кем иным, как Джо Никеллом, старший следственный сотрудник CSICOP и наш гость в Турине, хотя, возможно, вы не представляете, какой ответ не заставил меня заподозрить: «Конечно, у нас много реликвий, приходите когда хотите, даже сегодня днем хорошо».
Дождливым днем, после краткого, но продуктивного посещения Исторического архива города, мы с Никеллом движемся к «Марии- Помощь христиан». После недолгих поисков мы нашли вход в склеп справа. Склеп переполнен реликвиями всех форм и размеров, всех возможных и мыслимых святых, а также большим количеством благословенных, почтенных и других второстепенных персонажей.

Изображение

Никелл был в восторге. Он приехал в Италию, среди прочего, чтобы собрать материал для книги о реликвиях, теперь у него была невероятная коллекция: ряды на рядах черепов, голеней, бедер, зубов, ресничек, следов, неопределимых кусочков ткани, неузнаваемых фрагментов вероятно из кости, все тщательно каталогизировано с небольшим свитком с латинским названием Святого.
Старушка, которая внимательно следила за входом, надлежащим образом допрошенная, гордо показала нам в виде склепа более пяти тысяч реликвий, причем многие другие еще где-то хранятся в ожидании перестановки и показа в боковых часовнях ...
На расстоянии это казалось довольно невыразительно, но вблизи!!!- украшенным сотнями кусочков стекла, вставленных в гипс, при тщательном рассмотрении обнаружились буквально покрытые миниатюрными ящиками, каждый из которых содержал крошечный фрагмент кости с, конечно, именным латинским свитком.

Изображение

Самая важная реликвия,
фрагмент дерева Истинного Креста, который был целью нашего визита, прекрасно показывает себя на почетном месте в апсиде, в витрине, которая находится вместе с сосудом, содержащей несколько капель крови Христа. Получив разрешение властей, все еще в лице бабули на входе, мы приступили к фотографированию реликвий… но сюрпризы еще не были закончены.
Мемориальная доска у основания лестницы, объединенная с информацией от бабули, информировала нас о существовании неизвестной нам фигуры Микеля Берта- коллекционера, любящего реликвии. По-видимому, на самом деле, эта гигантская коллекция почтенных костей принадлежала частному лицу, что он собрал при жизни и завещал базилике около 1920 года. Я не могу представить, как мог выглядеть дом этого необычного персонажа...

Коллекция настолько обширна, что включает в себя всех святых в календаре и многих других ... Я потратил несколько беззаботных минут и, откровенно говоря, немного неуважительно, ища святого с самым невероятным именем, наконец остановившись довольным перед фалангой Святого Гингульфа; чтобы помочь сбитому с толку паломнику,на некой доске объявлений возле входа "Реликвия дня" отображается каждое утро.

Никелл, обычно болтливый, потерял дар речи и решил позволить мне немного поработать. Мы переехали в ту часть склепа, где хранятся, реликвии самых древних туринских святых, Сан-Массимо и мученики Фиванского легиона, где мы проводим добрые полчаса, переводя события первых пьемонтских христиан с латыни на английский и переписывая надгробия на тетради, в целях безопасности. Переведя (и точно переписав) также нескончаемую надпись, указывающую место, где Дон Боско, во сне, Мадонна приказала построить базилику, заявила, что удовлетворена, и мы отправились к выходу.»

P.S. Для справки- CICAP (комитет по контролю претензий по лженаукам) является некоммерческой образовательной организацией, основана в 1989 году для содействия научным и критическим исследованиям так называемых паранормальных явлений и, в более широком смысле, лженаукам.
Он является членом Европейского совета организаций (ECSO), международного органа, объединяющего многочисленные проверочные ассоциации по контролю над лженауками и лжефактами или проще говоря языком молодежи- антифейковая организация.

Тропарь Кресту, глас 1
Спаси, Господи, люди Твоя, / и благослови достояние Твое, / победы на сопротивныя даруя, / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак Кресту, глас 7
Не ктому пламенное оружие хранит врат Едемских, / на тыя бо найде преславный соуз, древо Крестное, / смертное жало и адова победа прогнася, / предстал бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде: / внидите паки в рай.

Евгений(Judjin)
Сообщения: 309
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 95 раз

#343

Сообщение Евгений(Judjin) » 06 апр 2019, 14:28

07 апреля (25.03 ст.ст.) БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

«Он пришел спасти, но должен был и пострадать. Как могло быть то и другое вместе? Простой человек не мог спасти; а Бог в одном только Своем естестве не мог страдать. Каким же образом совершилось то и другое? Так, что Он, Еммануил, пребывая Богом, соделался и Человеком; и то, чем Он был, спасло, – а то, чем Он соделался, страдало.»

Иконография Благовещения, помимо Евангелия от Луки (1:26–38) опирается на Протоевангелие от Иакова:
(«…взяв кувшин, пошла за водой; и услышала: Радуйся, благодатная!
2 Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
3 И стала огладываться Она, чтобы узнать, откуда этот голос.
4 испугавшись, возвратилась домой, поставила кувшин и, взяв пурпур, стала прясть его.
5 И тогда предстал перед Нею Ангел Господен и сказал: Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога и зачнешь по слову Его.»)

Сцена Благовещения описывается и в Евангелии псевдо-Матфея
(«И на третий день, когда Она приняла пурпур руками Своими, явился Ей юноша, красоту которого невозможно описать.
3 Увидев его, Мария, охваченная страхом, стала дрожать, и он сказал Ей: "Не бойся ничего, Мария; Ты обрела милость у Бога. Ты зачнешь и родишь Царя, царство Которого будет не только над всей землей, но и над небесами, и будет царствовать во веки веков. Аминь".)

Таким образом, "решение вопроса о литературных источниках Благовещения склоняется более в сторону Протоевангелия, как памятника древнейшего".
Изначально сцена Благовещения располагалась в храме на алтарных столбах — например, как в киевском соборе Святой Софии (северо-восточный и юго-восточный столбы). С появлением в восточных храмах высоких иконостасов сцена Благовещения была перенесена с алтарных столбов на царские врата или просто врата, причем удержалось прежнее разделение композиции на две части.

Изображение

При изображении Благовещения сформировалось несколько базовых изводов:

I. На колодце (Благовещение у источника или кладезя). Этот сюжет иногда еще называют "предблаговещением" — то есть подготовительным этапом к самому Благовещению и подобные сюжеты используются очень редко.

II. С веретеном (с рукоделием). Здесь изображение пурпурной пряжи в руке Богоматери— деве Марии выпал жребий прясть пурпурную завесу для Иерусалимского храма. Вспомните, как при распятии Господа завеса в Иерусалимском храме- разрывается на двое.

Изображение


III. В храмине. Богоматерь сидит на престоле, покорно склонив голову, а к ней подходит архангел Гавриил, поднявший правую руку в благословляющем жесте. Данный вариант полностью согласуется с Евангелием от Луки.

Изображение

Благовещение с книгой. Впервые появляется в памятниках византийской иконографии, а первоначальный литературный мотив следует искать в Евангелии псевдо-Матфея. Отсюда можно сделать предположение, что и в момент явления благовествующего ангела Мария занималась чтением Святого Писания. Вполне вероятно, что это могла быть книга пророка Исаии. Именно такой вариант описан в иконописном подлиннике Филимонова: "Пречистая сидит, а пред нею лежит книга разгнутая, а в ней написано: се дева во чреве зачнет и родит сына и наречеши имя ему Еммануил".

Изображение

Изображение

Вы уже могли заметить изображение Ветхого Деньми в полусфере вверху иконы, либо Его благословляющая десница там же. Имя Ветхого Деньми соотносится в первым лицом Троицы и восходит к тексту Книги пророка Даниила (7:9). От правой благословляющей руки Ветхого Деньми отходит луч, символизирующий Святого Духа. Часто в этом луче изображается голубь.

Изображение

Все эти сюжеты в «мирской форме» отражаются и на сценах Благовещения в сюжетах картин в католических храмах.

Изображение

И даже восприняв радость Благовестия мы все равно движемся по ходу Великого поста со смиренным молчанием и благоговейной печалью…

Изображение

БЛАГОВЕЩЕНИЮ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Тропарь, глас 4
Днесь спасения нашего главизна / и еже от века таинства явление: / Сын Божий Сын Девы бывает, / и Гавриил благодать благовествует. / Темже и мы с ним Богородице возопиим: / радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою.
Кондак, глас 8
Взбранной Воеводе победительная, / яко избавльшеся от злых, / благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, / но, яко имущая державу непобедимую, / от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: / радуйся, Невесто Неневестная.
Величание
Архангельский глас / вопием Ти, Чистая: / радуйся, Благодатная, / Господь с Тобою.

Евгений(Judjin)
Сообщения: 309
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 95 раз

#344

Сообщение Евгений(Judjin) » 12 апр 2019, 21:29

13 апреля (31.03 ст.ст.) Священномученика Ипатия, епископа Гангрского (ок. 326).

Святой Ипатий Гангрский был уроженцем г. Гангры (ныне город Чанкыры (недалеко от Анкары, Турция) и воспитывался благочестивыми родителями. С юных лет он спал на земле на жесткой подстилке, помогал нуждающимся, никогда не празднословил, но большую часть времени находился в церкви на молитве. После смерти епископа Афанасия святой Ипатий был избран его преемником и мирно управлял паствой: в городе и окрестных селениях Ипатий воздвиг молитвенные дома; построил большое здание для трапез, где радушно принимал язычников, склоняя многих силою любви к христианской вере.

Однажды ночью святой Ипатий переходил вброд р. Галис (ныне Кызылырмак), внезапно из глубины показался свет, озаривший камни и ямы в труднопроходимых местах. Согласно Житию, это чудо ежегодно повторялось в тотже день и местные жители могли видеть сияние из реки. После того как епископ осенил крестным знамением поток, протекающий по склону горы Мала к востоку от Гангр, прежде соленая вода в нем стала пресной, и с тех пор не только люди, но и домашний скот получали здесь исцеление от различных недугов. Вскоре святой Ипатий прославился чудесами во всей Византийской империи.

Святой Ипатий управлял паствой 40 лет и претерпел мученическую кончину в 90-летнем возрасте. Последователи Новата, жившие в селении Лазиана, устроили засаду, и, когда СВЯТОГО ИПАТИЯ объезжал епархию,стали бросать в него камни. Затем они потащили его к реке, и там одна женщина бросила в голову СВЯТОГО ИПАТИЯ тяжелый булыжник и убила его. Согласно Житию, святой Ипатий скончался 14 ноября недалеко от селения Ковары, где на месте гибели святого забил целебный источник. Вскоре преступники понесли наказание: ночью в их деревню ворвались демоны и напали на них. Охваченные страхом еретики принесли тело СВЯТОГО ИПАТИЯ в свое селение,но когда бесы отступили, они спрятали останки святого под сеном в амбаре. На рассвете хозяин амбара увидел дивный свет и услышал ангельское пение, он нашел останки СВЯТОГО ИПАТИЯ и рассказал в городе о случившемся.Тело святого было перенесено в Гангры.
После смерти мощи святителя Ипатия прославились многочисленными чудотворениями, в особенности изгнанием бесов и исцелением болезней.

Древнейшие списки жития священномученика Ипатия были широко распространены в русской письменности, и один из них вошел в состав Четиих Миней митрополита Макария (1542-1564). В этом житии сохранилась запись о явлении Спасителя святителю Ипатию накануне мученической кончины.
Вероятно, святой Ипатий присутствовал на Вселенском I Соборе в Никее, хотя в большинстве списков участников Собора имя епископа не встречается. Церковные историки V в. Сократ Схоластик и Созомен упоминают СВЯТОГО ИПАТИЯ среди участников Гангрского Собора.

Почитание СВЯТОГО ИПАТИЯ на Руси было особенно распространено в Великом Новгороде, где святой считался покровителем новгородских посадников и тысяцких, а также в соответствии с его Житием помогал в борьбе с ересью и нечистой силой.
В 1330 году в Костроме был построен Ипатьевский монастырь.

Изображение

Изображение

Этот монастырь впоследствии занимал значительное место в духовной и общественной жизни нашего народа, особенно в годы Смутного времени, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве. В XIV-XV веках, в период "собирания" Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова.

2 марта 1997 г. представитель Антиохийского Патриархата при Московском Патриархе передал в монастырь частицы мощей СВЯТОГО ИПАТИЯ.

Икона Богородицы и предстоящих Ей апостола Филиппа и святого Ипатия из Третьяковской галереи- одна из наиболее ранних сохранившихся икон, отражающих легендарные события основания обители,- образ изТроицкого собора монастыря «Богоматерь «Воплощение», с предстоящими апостола Филиппом и сщмч. Ипатием Гангрским» (кон. XVI в.). Из монастырской описи 1595 г. известно, что в соборе помимо названной находилось еще 2 иконы того же извода, возможно являвшиеся вкладом семьи Годуновых. В центре изображена Богородица с Младенцем Христом (вариант Богоматери Печерской), по сторонам Ее трона - апостола Филипп (слева) и святого Ипатия (справа; такая ориентация святых по сторонам, согласно иерархии их небесных чинов, соблюдается и в других памятниках).

Изображение

Клейма: 1.Сошествие Святого Духа. Апостол Филипп вместе с сестрою Мариамной и апостолом Варфоломеем отправляются во Фракию 2.Исцеление Никаноры, жены игемона, укушенной ядовитой змеей 3.Язычники приносят в жертву ехидне новорожденных младенцев, апостолы уничтожают ехидну 4.Распятие апостолов Филиппа и Варфоломея вниз головами 5.Язычники во главе с градоначальником и жрецами в пропасти 6.Снятие тел распятых апостолов и крещение народа I. Богослужение в храме и поставление Ипатия в епископы II. Обличение свмч. Ипатием еретика Ария на первом Вселенском соборе в Никее III.Огни, чудесным образом появившиеся на реке, указывают свмч. Ипатию дорогу IV.По молитве свмч. Ипатия образовался источник, исцеляющий людей V.Свмч. Ипатий покоряет змия VI.Свмч. Ипатий исцеляет больных VII.Убиение свмч. Ипатия и обретение его тела VIII.Отпевание свмч. Ипатия.
Икона находилась в приделе Филиппа и Ипатия, где стояла в местном ряду иконостаса справа от Царских врат.

Икона Воплощение (на престоле, с предстоящими апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским)

Изображение

Изображение Богоматери с апостолом Филиппом и Ипатием служит прямой иллюстрацией "сонного видения" легендарного основателя Ипатьевского монастыря Мурзы Чета, пращура Годуновых. Это предание складывается не ранее середины XVI века. Весьма вероятно, что вкладные годуновские иконы "Воплощения Богоматери, с Ипатием и Филиппом" были созданы в подтверждение этого предания с использованием иконографической схемы Богоматери Печерской.
Уточняющая датировка: 16 в. Конец
Место хранения: Костромской государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Ипатьевский монастырь"

Частицы мощей святого Ипатия Гангрского находятся в различных храмах в Греции. Например, в церкви Успения Пресвятой Богородицы в горном городке Калаврита, расположенном недалеко от монастыря Мега-Спилеон, о котором я уже рассказывал.

Изображение

Часть честной главы святого Ипатия находится в монастыре пророка Илии рядом с Лутраками, этот монастырь расположен рядом с монастырем святого Потапия, о котором я также уже говорил.

Изображение

Изображение

Изображение

ИПАТИЮ ГАНГРСКОМУ
Тропарь, глас 4
Изволением Божественнаго разума / вперив ум свой в Небесныя обители / и равно Ангелом житие пожив на земли, / сего ради мучения красоты венец на своем версе утвердив, / священномучениче Ипатие, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Кондак, глас 2
Римскому отечеству светильник, / богозарными лучами концы светя, / ныне просвети твое празднество поющия, Ипатие, / прося свыше мира и грехов оставления, / молитвами защити ны, Ипатие многострадальне.

Евгений(Judjin)
Сообщения: 309
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 95 раз

#345

Сообщение Евгений(Judjin) » 20 апр 2019, 11:47

20 апреля (07.04 ст.ст.) Лазарева суббота. Воскрешение праведного Лазаря.
21 апреля (08.04 ст.ст.) Неделя 6-я Великого поста, ваий (цветоносная, Вербное воскресенье).
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ


Изображение

Сразу два праздника следуют друг за другом в церковном календаре православной церкви. Первый из них- это престольный праздник Никольского храма в Кузнечиках. Так как один из 5-ти пределов строящегося храма будет посвящен именно праведному Лазарю, епископу Киттийскому. Именно в этом пределе будут происходить отпевания усопших, как-бы в знак будущего воскресения, как и поется в тропаре праздника.

В ЛАЗАРЕВУ СУББОТУ
Тропарь, глас 1
Общее воскресение / прежде Твоея Страсти уверяя, / из мертвых воздвигл еси Лазаря Христе Боже. / Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, / Тебе Победителю смерти вопием: / осанна в вышних, / благословен Грядый во имя Господне.

Изображение

Этому святому я уже посвящал большую статью и храму в Ларнаке(Кипр), где почивают его святые мощи. Поэтому лишь дополню сюжет парой фотографий прекрасного иконостаса храма, как образец старинной резьбы по дереву, вмещающий в себя 120 икон критских и русских иконописных школ и иконой праведного Лазаря в епископском облачении, сан который он принял от апостола Варнавы.

Изображение

По поводу фотографии, сделаю два комментария. Первое- на Кипре разрешается подходить и прикладываться к иконам на иконостасе храма и второе- Православные гречанки к платкам испытывают настоящую аллергию еще со времен турецкого владычества. Четыреста лет исламские власти пытались заставить греческих женщин покрывать голову подобно мусульманкам. Что касается послания апостола Павла относительно покрытия женской головы, то греческие священники указывают на тот факт, что нигде в Евангелие не указано, что женщинам запрещается входить в храм без головного убора. А значит, гречанки ничем не нарушают религиозные правила. Более того, я где-то читал о некоем церковном указе разрешающим греческим женщинам молиться без платка.

Изображение

Вход Господень в Иерусалим, событие из последних дней земной жизни Иисуса Христа.

Изображение

Собиравшиеся отовсюду к большим праздникам толпы богомольцев имели обыкновение входить в город торжественно, со всевозможными выражениями радости. Таков был на этот раз, в отличие от прежних, и Вход Христа, пожелавшего теперь всенародно заявить о Себе как о Мессии. Он решил вступить в Иерусалим, как не раз вступал туда его царственный предок Давид, именно сидя на осле.

Изображение

Это животное высоко ценилось на Востоке. Вход Господень в Иерусалим произошел 9 нисана. Ученики, чтобы выразить свое высокое почтение Учителю, сняли с себя плащи и сделали из них сиденье на осле, а народ стал устилать дорогу свежесрезанными, только что распустившимися пальмовыми ветвями, как это было в обычае на Востоке при встрече особенно чтимых лиц.

Изображение

Когда шествие двинулось через гору Елеонскую, то ученики воскликнули (слова 117 псалма): "Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!" (Мф. 21, 9).
От обычая употреблять в этот праздник ваии (пальмовые ветки) он и называется "Неделею Ваий" – а в просторечии – "Вербным Воскресеньем" по замене у нас ваий вербою, как ранее других древесных ветвей дающей почку.

В НЕДЕЛЮ ВАИЙ
Тропарь, глас 1
Общее воскресение / прежде Твоея Страсти уверяя, / из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. / Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, / Тебе Победителю смерти вопием: / осанна в вышних, / благословен Грядый во имя Господне.

Кондак, глас 6
На престоле на Небеси, / на жребяти на земли носимый, Христе Боже, / Ангелов хваление / и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: / благословен еси, Грядый Адама воззвати.

Величание
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / осанна в вышних, / и мы Тебе вопием: / благословен Грядый во имя Господне.

Изображение

Евгений(Judjin)
Сообщения: 309
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 95 раз

#346

Сообщение Евгений(Judjin) » 22 апр 2019, 19:58

СТРАСТНАЯ СЕДМИЦА

Изображение
Фреска Страстей Христовых. Кипр.

На Страстной седмице Церковь вспоминает последние дни земной жизни Спасителя: Его деяния и беседы с учениками, установление Таинства Евхаристии, предательство Иуды, заключение Господа под стражу, Его страдания и уничижение, распятие, смерть и погребение.

Изображение
Страсти Христовы. Турин. Музей Королевского дворца.

В Великий Понедельник церковь вспоминает событие связанное с проклятием бесплодной смоковницы.
Великий Вторник. Притча о десяти девах и притча о злых виноградарях.
Великая Среда. Предательство Иуды.
Великий Четверг. Умовение ног апостолов и Тайная вечеря- время, по-возможности, обязательного участия в Евхаристии всех верных православной церкви. В народе этот день называется – Чистый Четверг. В богослужебных книгах такого названия нет, поскольку оно имеет исключительно народное происхождение.

Изображение
Фреска Умовение ног. Кипр.

Изображение
Тайная вечеря. Музей собора Сан-Лоренцо. Генуя.


ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА. ВОСПОМИНАНИЕ СВЯТЫХ СПАСИТЕЛЬНЫХ
СТРАСТЕЙ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.

Изображение
Фреска Страсти Христовы. Кипр.

Совершая в Великую пятницу "последование святых и спасительных страстей Господа нашего Иисуса Христа", Православная Церковь в этот великий день все времена священных событий спасения мира ознаменовала богослужением: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть (Мф. 27, 1)

Изображение
Фреска Поцелуй Иуды. Крипта Сиенского собора. Италия.

– богослужением утрени; время ведения Спасителя на суд к Пилату – Богослужением первого часа (Мф. 27, 2); время осуждения Господа на суде у Пилата – совершением третьего часа; время крестных страданий Христа – шестым часом; время смерти – девятым часом; а снятие тела Христова со креста вечернею.

Изображение
Фреска Распятие. Крипта Сиенского собора. Италия.

В Великую Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву, а совершаются Царские Часы. Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте, в воспоминание снятия с креста тела Христова и погребения Его.

Изображение
Картина из музея Королевского дворца. Турин.

На вечерне священнослужители поднимают Плащаницу (то есть изображение Христа, лежащего во гробе) с Престола, как бы с Голгофы, и выносят ее из алтаря на середину храма.

Изображение
Плащаница. Музей Ипатьевского монастыря. Кострома.

Плащаница полагается на гробнице, особо приготовленный стол. Затем священнослужители и все молящиеся поклоняются перед Плащаницей и лобызают язвы изображенного на ней Господа – прободение ребра, руки и ноги Его. Плащаница находится на середине храма в продолжение трех (неполных) дней, напоминая этим трехдневное нахождение Иисуса Христа во гробе.

Изображение
Икона "Не рыдай мене, мати". Музей Ипатьевского монастыря. Кострома.

На утреннем Богослужении в Великую Пятницу Церковь торжественно произносит благовестие о страданиях и смерти Богочеловека, разделенное на 12 чтений Евангельских, называемых страстными Евангелиями. Чтение 12 Евангелий в Великую Пятницу взяло начало свое от предания Апостольского. Чтения страстных Евангелий предваряются и сопровождаются пением: "Слава долготерпению Твоему, Господи". Действительно, долготерпение Его было чрезвычайно, страдания страшны. По словам Церкви и святителя Иоанна Златоуста, во время страшных и спасительных страданий Господа каждый член святой плоти Его "претерпел бесчестие нас ради".

Изображение
"Восхождение на Голгофу" Тинторетто. Скуола Гранде. Венеция.

Каждое чтение Евангелия возвещают благовестом и при каждом чтении предстоящие зажигают светильники: это знаменательно указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения среди поругания и страданий и свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве. Богочеловек на кресте; один из распятых с Ним разбойников, обличая другого за богохульные слова, исповедует Иисуса Христа Господом, и Его невинность и Божество. Наконец, для славы Распятого следуют один за другим страшные знамения, возвещавшие о искупительных страданиях и смерти святых Святейшего и вразумлявшие распинателей (1 Кор. 2, 8). Во храме Иерусалимском завеса раздирается надвое, показывая, что со смертью крестной всемирной Жертвы настал конец древней скинии и открылся всем путь в самое святилище (Евр. 9, 8).

Изображение
Грандиозное полотно "Распятие" Тинторетто. Скуола Гранде. Венеция.

Изображение
Фреска монастыря Дафни. Афины. Греция

Евгений(Judjin)
Сообщения: 309
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 95 раз

#347

Сообщение Евгений(Judjin) » 07 май 2019, 22:25

08 мая (25.04 ст.ст.) Апостола и евангелиста Марка (63).

Апостолу Марку я уже посвящал одну из статей, поэтому сегодня дополню недосказанное. Фотографии будут в основном из базилики Святого Марка в Венеции, которые из-за запрета на фотографирование мне в прошлый раз не удалось запечатлить интерьер, поэтому в этот раз я просто пошел напролом :-)

Изображение

Святой апостол и евангелист Марк, апостол от 70-ти, племянник апостола Варнавы (память 11 июня), родился в Иерусалиме. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Изначально он был назван Иоанном. Позднее был прозван Марком (греч. Markos, от лат. Marcus — "молот") перед отправлением в чужую страну, по обычаю того времени. Как говорит церковное предание, в ночь Крестных страданий Христа он следовал за Ним, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14, 51-52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12, 12).

Святой Марк был ближайшим сподвижником апостолов Петра, Павла и Варнавы. Вместе с апостолами Павлом и Варнавой святой Марк был в Селевкии, оттуда отправился на остров Кипр и прошел его весь с востока на запад.
После трудов с апостолом Павлом святой Марк вернулся в Иерусалим в дом своей матери и отправился в Рим вместе с Апостолом Петром. Апостол Петр своею проповедью и чудесами, при содействии св. Марка, еще более распространил и утвердил Церковь Христову в Риме, обратив ко Христу множество людей как из иудеев, так и язычников. Это было время первых страшных гонений на Церковь Христову.
В этих тяжелейших обстоятельствах, когда вся мощь Римской империи обрушилась на маленькую общину и христиане так сильно нуждались в поддержке, звучало слово Евангелия.
Римские христиане не удовольствовались одною устною проповедью Апостолов об Иисусе Христе, а пожелали иметь у себя и письменный памятник устно преподанного им учения. Марк исполнил их благое желание и написал свое Евангелие.
Евангелие от Марка в древности единогласно признавалось подлинным и считалось воспроизведением того, что он слышал от апостола Петра, как своего учителя. По выражению блаженного Иеронима, «при составлении этого Евангелия Пётр рассказывал, Марк писал».

Изображение

Поскольку св. Марк писал евангелие для язычников – римских христиан, то в нем отсутствует то, что было бы особенно интересно для иудеев: ссылки на Ветхий завет, генеалогии, указания на значение Моисеева закона и т.д. Зато здесь много пояснений необходимых для язычников, не знакомых с иудейскими традициями (например, замечание об обычае евреев умывать руки перед едой - VII, 8 и 4). Св. Марк дает в своем Евангелии сильное, яркое впечатление о чудесах Христовых, подчеркивая этим царское величие Господа. У него Иисус Христос не «сын Давидов», как у Матфея, а Сын Божий, Владыка и Повелитель, Царь вселенной.
Именно поэтому в иконографии символом св. Марка является лев - царственное животное, символ мощи и силы. Крылатый многоочитый лев, реющий над Вселенной, возвещая Славу Господню, заимствован из Откровения святого Иоанна Богослова, которому было видение четырех животных, стерегущих четыре угла Трона Господа и четыре предела рая. Позднее эти животные были истолкованы как символы четырёх евангелистов: Матфея стал символизировать ангел, Марка - лев, Луку - телец, Иоанна - орел. Каждый из них крылат и держит Евангелие.
После трудов в Риме святой Марк, по повелению Апостола Петра отправился для проповеди Евангелия в Египет, где еще со времен Александра Македонского было очень много иудеев.

Изображение

Они населяли здесь целые города, имели свои синагоги, свой синедрион, даже храм наподобие храма Иерусалимского, а также священников и левитов по закону Моисееву. Проповедь святого Марка имела большой успех. Коптская традиция гласит, что первым египтянином, которого обратил в христианство Марк, был некий Анианус.

Изображение

Через некоторое время Марк, чувствуя начало гонений и преследований христиан, назначил Аниануса епископом небольшой общины. В самой Александрии, главном городе Египта, святой Марк основал церковь и был первым ее епископом.

Изображение

Довольно часто апостол Марк отправлялся в другие страны для проповеди Евангельского учения, перед самой смертью апостола Павла посетил его в Риме, где тот находился в заключении. Здесь в Риме святой Марк был свидетелем мученической кончины за Христа обоих апостолов, которые в одно и тоже время пострадали за Христа в Риме.
По кончине своих великих учителей Марк возвращается в Александрию. Столица Египта была средоточием греческой образованности. Здесь было знаменитое книгохранилище, здесь процветала языческая наука; сюда стекались люди из разных областей. Знаменитая Александрийская библиотека- ныне являет собой ультрасовременное здание.

Изображение

Изображение

Здесь апостол Марк положил основание христианскому училищу для утверждения Христовой веры, позднее это училище стало центром христианского просвещения, отсюда вышли такие знаменитые отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский, святитель Дионисий, святитель Григорий Чудотворец и другие. Ревнуя об устроении церковного Богослужения, святой апостол Марк составил чин Литургии для Александрийских христиан.
В богослужении египетских христиан (коптов) и доселе сохранились некоторые молитвы, приписываемые Евангелисту Марку. В настоящее время Александрийские патриархи, справедливо почитающие святого Марка основателем и покровителем своей церкви и первым патриархом александрийским.

Изображение

Марк, первый епископ Александрийской церкви, был и первым ее мучеником. Он пострадал в праздник святой Пасхи, случившийся в одно время с языческим празднеством. Когда апостол совершал священнодействие, язычники, озлобленные успехом его проповеди, ворвались в церковь, схватили, обвязали апостола веревками и влачили по улицам и предместьям города, а потом, истерзанного, ввергли в темницу. В полночь святому страдальцу явился ангел Господень и укрепил на подвиг мученичества радостной вестью о предстоящем блаженстве на небе, а затем и сам Господь утешил Своим явлением. На следующее утро неистовая толпа с яростью извлекла апостола из темницы и опять безжалостно влачила по улицам города, от чего Марк вскоре скончался со словами: "В руки Твои, Господи, предаю дух мой". Было это 25 апреля 68 года. Злоба язычников не удовольствовалась смертью апостола - они решили сжечь его тело. Уже разведен был огонь, как внезапный мрак, страшный гром, землетрясение, дождь и град рассеяли пришедшую в смятение толпу язычников. Христиане же с честью предали погребению тело апостола.

В 310 году над мощами святого апостола Марка была построена церковь. В 828 году, когда в Египте установилась власть арабов-магометан и Христианскую Церковь теснили иноверные, мощи святого перевезли в Венецию. Венецианские купцы Буоно и Рустико, прибыв в Александрию, узнали, что мусульмане начали разрушение христианских храмов для возведения мечетей. Поскольку предание связывает проповедь христианства в городах Венецианской лагуны с апостолом Марком, то купцы решили спасти мощи святого от осквернения и привезти их в свой город. Чтобы перенести реликвию на корабль, торговцы прибегли к хитрости: тело евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надёжности корзину спрятали в складках паруса одного из судов.
Специально для мощей апостола Марка была построена базилика. Собор Святого Марка (итал. Basilica di San Marco)— является сегодня кафедральным собором Венеции (до 1807 года придворная капелла при дворце дожей) и представляет собой пример византийской архитектуры в Западной Европе.

Изображение

Изображение


Тропарь, глас 3:
У верховнаго Петера научився, Апостол Христов был еси, и яко солнце странам возсиял еси, александриом удобрение быв блаженнее: тобою Египет от прелести свободися, евангельским твоим учением просвещь вся яко свет, стлп церковный. Сего ради твою память чтуще светло празднуем, Марко богогласе: моли тобою благовестимаго Бога, да согрешений оставление подаст душам нашим.
Кондак, глас 2:
С высоты приим благодать Духа, риторская плетения разрушил еси Апостоле, и языки вся уловив Марко всеславне, твоему Владыце привел еси, божественное проповедав Евангелие.

Евгений(Judjin)
Сообщения: 309
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 95 раз

#348

Сообщение Евгений(Judjin) » 12 май 2019, 15:15

13 мая (30.04 ст.ст.) Святителя Доната, епископа Еврии (ок. 387).

Святитель Донат жил в царствование святого благоверного царя Феодосия Великого (379 - 397) и был епископом в городе Еврии. Недалеко от этого города в местечке Сориа находился вредоносный источник воды. Когда святитель узнал об этом, он вместе с клириками пришел на источник и изгнал из него чудовищного змея, который испустил дух. Святитель помолился, благословил источник и выпил воды без вреда. Видя это чудо, народ прославил Бога.
В другой раз, помолившись, святитель Донат извел воду в сухом каменистом месте, а во время засухи испросил у Господа дождь, который напоил землю.
Дочь святого царя Феодосия сильно заболела и была одержима нечистым духом. Святитель Донат пришел во дворец, и в его присутствии бес вышел и больная исцелилась. Один заимодавец, после того как его бывший должник, отдавший долг, умер, хотел вторично получить деньги с его вдовы. Святитель воскресил умершего, чтобы тот подтвердил возврат долга. Скончался святитель Донат около 387 года.

Мурано — Murano
Мурано, древний Amuranum, центр производства знаменитых на весь мир изделий из стекла, славится, как и другие острова севера лагуны, своей многовековой историей.

Изображение

Изображение

Остров заселяется в V в. жителями Альтино, бежавшими от нашествия гуннов, а затем спасавшихся от вторжения лангобардов в 635 г.

Церковь Пресвятой Девы Марии и св. Доната — chiesa dei Santi Maria e Donato

Изображение

Изображение

Изображение

История церкви Пресвятой Богородицы восходит к далекому седьмому столетию, когда епископ Мавр – основатель епископской кафедры на острове Торчелло – заложил и эту базилику. Документально же о ее существовании ничего неизвестно вплоть до 999 г., когда здешний настоятель, судя по дошедшей с того времени надписи, принес присягу послушания епископу Альтино. В последующие века правители острова и дожи подтверждали ее первенство среди остальных церквей острова.
Мне не удалось попасть внутрь этой церкви утром, но двери открылись вечером. Очень интересно было наблюдать за священником, который настолько глубоко погрузился в молитву, что поначалу мне показалось, что он просто заснул. К тому же и количество прихожан в лице трех женщин не способствовало активному проведению службы. Я буквально застыл в ожидании и лишь когда служба продолжилась- я принялся фотографировать интерьер.

Настоящим шедевром интерьера является мозаичный пол церкви, восходящий к 1141 г. Сохранившаяся яркость цветов, орнаментальные узоры, изображения мифических животных и птиц – все это оставляет незабываемое впечатление.

Изображение

Изображение

Изображение

В конхе алтарной абсиды – смысловой центр всей архитектурно-художественной композиции храма – мозаичная икона Пресвятой Богородицы «Оранта» (XII в.). Владычица изображена в акте Своего ходатайства за верующих, и к Ней устремляются взоры всех входящих в дом Божий.

Изображение

Мощи святителя Доната были вывезены из Эврии на остров Керкира (Корфу) в конце VI в. греческими беженцами во главе с епископом Иоанном Эпирским, спасавшимися от нашествия аваров и славян. Затем их перенесли на остров Кефалонию, где они пребывали вплоть до 1125 г., пока в конце палестинской военной кампании 1122–1125 гг., на обратном пути крестоносцев из Святой Земли, их не вывезли в Венецию. Дож Доменико Микель лично возглавлял поход, и, будучи в конфликте с тогдашним императором Иоанном II Комнином (1118–1143), стремился «взять дань» не только с неверных, но и с Византии. По прибытии в лагуну, дож распорядился поместить мощи св. Доната на острове Мурано, относившемся к епархии Торчелло, в древней базилике Пресвятой Богородицы.

Мощи святого, по утверждению хронистов Пьетро Кало и Андреа Дандоло (XIV в.), были в их время мироточивыми. Ныне они хранятся в ковчеге над главным алтарем, облаченные в епископские одежды. Глава святого помещена в гипсовый реликварий.

Изображение

В главном престоле церкви покоятся мощи святителя Герарда, просветителя Венгрии.
Герард родился в Венеции и принял постриг в бенедиктинском монастыре. В 1015 году Герард решил совершить паломничество в Святую землю, однако добраться до неё ему было не суждено: корабль, на котором он плыл, попал в бурю и причалил на острове.

По пути он познакомился с аббатом из Венгрии, который убедил его остаться на время в его стране, встретиться с королём Иштваном I и продолжить свой путь в Иерусалим через Константинополь. Однако оказалось, что Герарду было суждено провести здесь всю оставшуюся жизнь и посвятить её делу утверждения христианства в Венгрии.
В 1030 году король Иштван поставил Герарда епископом новых земель на юге страны, отвоеванных у языческих вождей. В дальнейшем Герард усердно трудился над распространением христианской веры в этих землях, а также и по всей Венгрии.

В 1038 году умер король, и язычники, воспользовавшись этим, начали мстить христианам. Епископ Герард был схвачен и казнён. Его посадили в бочку в которой были гвозди и бросили с горы. Сейчас гора находится в черте Будапешта и была названа в его честь. Канонизация состоялась уже в 1083 году. Память святого Герарда в Католической Церкви — 24 сентября.

Евгений(Judjin)
Сообщения: 309
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 95 раз

#349

Сообщение Евгений(Judjin) » 18 май 2019, 14:43

21 мая (08.05 ст.ст.) Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (ок. 98-117).

Часть 1. ПУТЬ.

Апостолу Иоанну я уже посвящал достаточно большую статью из нескольких частей. Сегодня постараюсь начать не менее большую статью, также состоящую из нескольких частей. Сразу предварив ожидания хочу сказать, что мы отправимся на остров Апокалипсиса или Откровения- Патмос. Именно на этом греческом острове, по собственным словам Апостола и произошло Откровение, известное как последнее произведение Нового Завета.
«Я, Иоанн, брат ваш и соучастник в скорби, и в царствии, и в терпении Иисуса Христа, был на острове, называемом Патмос, за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа.
Я был в духе в день воскресный и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний;
то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам, находящимся в Асии: в Ефес, и в Смирну, и в Пергам, и в Фиатиру, и в Сардис, и в Филадельфию, и в Лаодикию.» (Откр.1:9-11)

Об Эфесе мне еще предстоит рассказать, Смирне я уже посвящал статью о святом Поликарпе. Лаодикия остается все время где-то рядом, остальные постараюсь посетить если только Господь даст силы и возможности.
Откровенно говоря Патмосом я собирался когдато завершить свои статьи здесь на форуме, но время распорядилось иначе, поэтому буду продолжать пока…
Для того, чтобы попасть на Патмос мной был разработан довольно сложный, но наименее затратный план приехать сюда через Турцию- она здесь совсем рядом.
А наиболее живописный путь лежит через Бодрум, куда я именно и приехал. Бодрум- европейский, внешне красивый и так сказать, тусовочный курорт с ночными дискотеками, барами и прочими атрибутами увесилительной жизни. Однако основной свой отдых я проводил, к счастью, подальше отсюда, единственная интересовавшая меня здесь достопримечательность- замок ордена Иоаннитов была на реконструкции после землятресения 2017 года.

Изображение

Единственна церковь здесь- святого Николая Угодника имеет вид, в котором далеко не каждый узнает, что это вообще –церковь.

Изображение

Поэтому в сам Бодрум я приехал только чтобы купить билет на паром, уехать и приехать с парома.
Паромом с Бодрума можно уехать прямо на Патмос, но сделать можно это только летом, а летом я отдыхать не езжу- не мой ни ценник, ни климат. Поэтому ехать пришлось транзитом через греческий остров Кос, что было собственно и плюсом, когда еще приедешь в эту степь.

Изображение

У меня была возможность приехать на Кос изначально, хотя это было и дороже. Честно говоря- я не ошибся, мне было бы здесь не комфортно. Землятресение произошедшее здесь в 2017 году оставило здесь страшные следы. Основные церкви- главные достопримечательности Коса разрушены именно в алтарных частях, хотя с фасада вы можете даже не понять из за чего церкви закрыты. Вот церковь святой Параскевы:

Изображение

Изображение

А вот так выглядит церковь святого Николая Чудотворца:

Изображение

Изображение

Хотя обыкновенным туристам будет здесь достаточно уютно- остальное почти все работает в обычном ритме. Здесь много памятников археологии в свободном доступе, красивые достопримечательности…

Изображение

но береговая линия порта возвращает нас к бренности бытия.

Изображение

А потом, на обратном пути, мне вдруг захотелось поискать иконную лавку, и исходив разные улицы я так ее и не нашел, а в итоге и потерял билет на свой обратный билет на паром в Бодрум, стоил он кстати 17 евро.
Паром на Патмос мне обошелся подороже, но здесь были совсем другие скорости и расстояния. По пути паром на Патмос остановился на трех греческих островах, где ритм жизни утихает по мере приближения к Патмосу.

Остров Калимнос.

Изображение

Как это не покажется странным, но главное увлечение туристов здесь не пляжный отдых не смотря на благоприятный климат, а скалолазание. Говорят на острове одни из самых живописных скал в Греции.

А самой значительной святыней острова является монастырь Всех Святых. В нем хранятся мощи святого Саввы Калимносского. Святой Савва родился в 1862 году. Постоянное чтение житий святых с самого детства воспламенило его сердце желанием монашеской жизни, он бежал из дома и пришел в скит святой Анны на горе Афон. Через 12 лет Савва отправился паломником на Святую Землю и, поклонившись святым местам, принял постриг в монастыре святого Георгия Хозевита в 1890 году. Вернувшись в скит святой Анны, он совершенствовался в писании икон, а затем был рукоположен в священника и в течение года служил при Патриаршей школе в Иерусалиме. Опасаясь мусульман, которые грабили и разоряли земли, где жили христиане, он вынужден был вернуться в Грецию. Он несколько лет провел на острове Эгина, в келье, расположенной неподалеку от монастыря Святой Троицы, собирая подаяние для общины и преподавая иконопись и византийское пение монахиням. Поскольку приток посетителей в монастырь Святой Троицы мешал безмолвию, которое преподобный Савва считал драгоценнейшим благом, он переселился в монастырь Всех святых на острове Калимнос, где жил всю оставшуюся жизнь. Он отошел к Господу 25 марта 1948 года.
На фото вы можете увидеть этот монастырь на верху, а внизу у берега расположен прекрасный и величественный собор святого Николая Угодника.

Изображение

Здесь фотографии этого собора - https://otzovik.com/review_5000915.html

Остров Лерос - притягивает взгляд сильно изрезанной береговой линии. Он изобилует бухтами - живописными, уютными и надежно защищенными.

Изображение

Здесь находятся уцелевшие стены крепости Палеокастро третьего века и церковь Агия-Панайя, как говорят- с восхитительными мозаиками.

Изображение

Изображение

Однако хотя этот остров выглядит более живописно, чем следующий остров Липси, значимых православных святынь здесь особо нет.

Остров Липси —остров тишины и размеренной традиционной жизни, здесь мало туристов.

Изображение

На острове производят сладкое вино, мёд и сыр. В пустынных местах острова очень живописно смотрятся бело-голубые церквушки.

Изображение

Основная святыня острова - кафедрального собора в честь св. Иоанна Богослова. В храме хранится чудотворный образ Богоматери «Панагия ту Хару», на котором Божия Матерь держит в руках Распятие. Эта икона очень популярна в Греции. В кивоте этой иконы хранятся сухие лилии, которые необъяснимым образом, расцветают к празднику Успения Богородицы.

Изображение

Ну и наконец- Патмос… паром только остановился, а взгляд уже устремляется к самой вершине острова - к Хоре и величественному монастырю Иоанна Богослова.

Изображение

Евгений(Judjin)
Сообщения: 309
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 95 раз

#350

Сообщение Евгений(Judjin) » 19 май 2019, 14:41

21 мая (08.05 ст.ст.) Апостола и евангелиста Иоанна Богослова (ок. 98-117).
Часть 2. Монастырь.

Изображение

Изображение

Какая же здесь красота! Все здесь было чудно и восхитительно. На вопрос о том, где я побывал в отпуске? Ответил кратко: я побывал в раю. Все здесь было прекрасно, начиная с рассвета прямо в окно моего прекрасного 2-х звездочного отеля Blue Bay.

Изображение

Изображение

Монастырь и пещера там, высоко на верху, куда мне предстояло прогуляться, но пока вернемся на пару веков назад…
Особенно тяжкие гонения на христиан начались со вступлением на престол Рима в 81 г. императора Домициана. Гонение возникло отчасти из-за слухов о том, что из Иерусалима должен явиться великий царь, которого христиане давно ожидают и которому хотят передать верховную власть. Поэтому они отказывались называть Домициана богом, чего он требовал по своей неумной гордыне.

Из Рима гонения распространились на Малую Азию, где они были даже жестче, чем в самом Риме. Кто-то из граждан Эфеса донес на апостола Иоанна самому императору, и тот послал проконсулу Малой Азии такое письмо: «Мы узнали, что у вас есть какой-то Иоанн, сын Зеведея, по свидетельству многих христиан, и что он ученик того Назарянина, который за свои злодеяния был распят иудеями; пусть он оставит свое заблуждение и живет, или же погибнет». Но напрасно проконсул увещевал Иоанна покориться воле императора, на все уговоры апостол отвечал: «Должно повиноваться более Богу, чем людям. Я не отрекусь от Христа Бога моего и Наставника, Который возлюбил меня, и не оставлю проповеди Евангелия, пока не окончу служения, которое я принял». И тогда проконсул повелел заточить апостола в темницу, а потом по приказу императора закованного в цепи привел его в Рим. Здесь на суде Домициан стал порицать Иоанна за то, что своим учением он обольстил весь народ эфесский, проповедуя какого-то неведомого им Бога. После этого он приказал одному магу приготовить смертельный яд, действующий мгновенно. Но яд не причинил Иоанну никакого вреда, и тогда апостола стали жестоко истязать, но он оставался целым и невредимым. На этом месте в Риме построена часовня, о которой я уже рассказывал в одной из статей.

По повелению императора после всех мучений апостола снова отправили в Эфес, а позднее заковали в цепи и вместе с учеником его Прохором привезли на пустынный остров Патмос.
Ссылка на остров Патмос считалась у римлян тяжелым наказанием, равносильным смертной казни. Но однажды ночью в сонном видении узнику явился Сам Господь Бог и, утешив его, сказал: «Этот остров весьма в тебе нуждается». И действительно, за довольно короткое время Иоанн Богослов обратил в христианскую веру все население Патмоса; по его молитвам здесь совершались великие чудеса.

После смерти Домициана на римский престол вступил император Нерва — государь гуманный и не преследовавший за религиозные верования. При нем несправедливо осужденные и сосланные при императоре Домициане были возвращены на родину, им вернули их имущество. Император Нерва написал властям острова Патмос, чтобы они освободили всех христианских мучеников, и апостол Иоанн получил разрешение вернуться в Эфес. Но жители острова толпами стали приходить к нему и просить, чтобы он остался с ними. Апостол отвечал им, что Иисус Христос, «Который теперь уже между вами… повелевает мне возвратиться в Эфес по причине многих болезней, посетивших там братьев наших». И тогда жители стали просить у Иоанна «письменное повествование обо всех знамениях, бывших от Сына Божьего, и о словах, слышанных тобою из Святых уст Его, дабы нам не впасть в заблуждение и не уклониться от Него, и от светлого твоего учения, но пребывать в нем твердо и непоколебимо»…
О том что произошло далее я расскажу в следующей части. А теперь- непосредственно о монастыре.

Изображение

Монастырь Иоанна Богослова - православный монастырь на острове Патмос (Греция), находящийся в юрисдикции Константинопольского патриархата. Основан на месте где, по преданию, находясь в ссылке, проповедовал Иоанн Богослов. В 1999 году монастырь был включён в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Монастырь многоуровневый, включает в себя несколько часовен (по разным данным 5, 10 или 12)

Изображение


Изображение

Изображение


Изображение


и главный храм, он находится на вершине горы, откуда открывается фантастический вид на море и город.

Изображение

Изображение

Изображение

Монастырь был основан преподобным монахом Христодулом, пришедшего на Патмос также как и я, с острова Кос.
В 1088 году он получил от византийского императора Алексея Комнина золотую буллу - разрешение на строительство монастыря. Этот документ сегодня хранится в монастырском музее.
Преподобный Христодул покинул Патмос и вернулся на Кос, где через несколько лет скончался. Позднее мощи святого были перенесены в основанный им монастырь, где и хранятся в часовне, ему посвященной.
Монашеская обитель Иоанна Богослова до начала XVI века процветала, хоть и вынуждена была время от времени обороняться от пиратов. В 1522 году Патмос, как и соседние острова, был захвачен османами и вынужден платить дань султану.

В конце XVIII века Патмос занял русский флот под руководством адмиралов Федора и Алексея Орловых, кинжал одного из них находится в музее при монастыре. Также в монастырском музее хранятся подарки с изображением Русских царственных особ- царя Петра 1 и царицы Екатерины-2.
Окончательно остров освободился от турок лишь в 1912 году - тогда он попадет под власть Италии. Фашистский режим нанесет серьезный урон монашеской жизни на подвластных ему греческих островах.
Лишь по окончании Второй мировой войны острова архипелага Додеканес, а среди них и Патмос, присоединятся к Греции. Начнется реставрация старых и возведение новых храмов, возрождение монашеской жизни. На одном только острове Патмос на сегодняшний день на три тысячи жителей приходится пять сотен церквей.

Монастырь известен прежде всего своей библиотекой с огромным собранием книг и летописей. Монастырская библиотека обладает обширным собранием рукописных и старопечатных книг. Первые из них появились в монастыре при игумене Христодуле. Самые ранние рукописи относятся к V веку. В настоящее время библиотека является одной из наиболее крупных христианских библиотек. В ней хранится более тысячи рукописных книг.
Монастырь Иоанна Богослова, несмотря на все невзгоды минувших времен, переживает новый расцвет. В особой атмосфере спокойствия этого места скрывается сила страшных пророчеств, но вместе с ней и сила Любви, которую заповедовал людям апостол Иоанн Богослов.
В 1647 году монахи монастыря посетили Россию и преподнесли в дар царю Алексею Михайловичу «дивный и чудный камень с изображением Богородицы, выпавший из рук ангела в то время, когда евангелист Иоанн писал своё Евангелие». Данная реликвия вместе с частицей мощей святого Лазаря была помещена в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Монастырь Иоанна Богослова имеет непосредственную связь с русским православием ещё и тем, что здесь находятся и глубоко почитаются мощи преподобномученика - Пахомия Русского, Афонского (+ 1730).

Изображение

Память 7 мая, 21 мая (Греч.), в Соборах Афонских преподобных и преподобных русских Святогорцев.
В миру Прокопий, родился в Малороссии, и в детстве был взят в плен татарами, которые продали его в рабство одному турку в город Усаки (Филадельфия) в Анатолии. В рабстве он прожил 17 лет, снося терпеливо все обиды и поругания за веру.
Наконец хозяин полюбил его и хотел выдать за него свою дочь, но он отказался и получил свободу. Тогда же на него был сделан ложный донос, что он во время болезни обещал стать мусульманином, и он ушел на Святую Афонскую Гору к старцу Иосифу и принял монашеский постриг с наречением ему имени Пахомий. Впоследствии Пахомий переселился в Кавсокаливский скит, где жил под руководством старца Акакия.
Святой Пахомий прожил 12 лет на Афоне. Но, опасаясь, что он в бессознательном состоянии действительно обещал стать мусульманином, преподобномученик Пахомий с благословения старца Акакия решил искупить свой невольный грех и вернулся в город Усаки. Он открыто исповедал себя христианином, был узнан и заточен в тюрьму. На суде он отказался принять ислам и был обезглавлен в день Вознесения Господня, 7 мая 1730 года.
Житие его было составлено иеродиаконом Макарием, основателем Патмосской академии. В день его кончины на Патмосе совершается ему служба.

Практически все часовни расписаны или украшены мозаичными изображениями на тему пребывания Иоанна Богослова на Патмосе. А в соборе, справа у входа в неф хранится главное сокровище монастыря — икона апостола Иоанна, датированная 12 веком. Иконостас изготовлен из орехового и дубового дерева с позолотой в 1820 г., а образа на нем — подарок российской императрицы Екатерины II.

Фотографировать было, конечно нельзя, но не запечатлеть на память такую красоту, да ещё непосредственно связанную с историей моей страны я никак не мог…

Изображение


Подробно о монастыре о пещере Апокалипсиса и о самом Патмосе со множеством фотографий можно прочитать и посмотреть здесь- https://monastyri-mira.livejournal.com/294301.html
А здесь вы можете увидеть крестный ход вокруг монастыря с главными святынями в сопровождении русских паломников и другие фотографии: https://www.pravmir.ru/ostrov-patmos-ap ... gami-foto/

Ну и конечно не забуду про монастырского кошака, который так просился в фотоаппарат, что я не оставил его без внимания.

Изображение


Вернуться в «Религия»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя