Православные праздники, памятные дни, посты

Вопросы, касащиеся религии, культовых зданий и ритуала.
Евгений(Judjin)
Сообщения: 326
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 95 раз

Re: Православные праздники, памятные дни, посты

#361

Сообщение Евгений(Judjin) » 18 сен 2019, 22:35

19 сентября (06.09 ст.ст.) Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV)

Изображение

«Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат,
находящимся в Колоссах святым и верным братиям во Христе Иисусе:
благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.» из послания к Колоссянам.

Мне достаточно долго не удавалось попасть в Колоссы. Информацию пришлось собирать
буквально по крупицам включая сведения не только о современном состоянии Колосс, но и о
ныне существующем турецком поселении Хоназ. Гугл-карты указали Колоссы в некоем месте по дороге на Хоназ. Само поселение решено было не посещать, никаких остатков христианских сооружений в поселке почти нет (кое-что есть, но об этом в самом конце повествования). Где-то рядом в горной местности, судя по просмотрам одного турецкого любительского ролика, находятся развалины похожие на церковь, но определить где они находятся конкретно не представлялось возможным. Однако, посещение поселения мной предварительно не исключалось из-за наличия транспорта, который мог не останавливаться в безлюдной местности Колосс. А место по-видимому было действительно практически пустым, как показал просмотр 3-4 роликов из ютьюба на иностранных языках, два из которых не содержали ничего, кроме одного вида и продолжительного рассказа о библейской истории, а по опыту известно- чем большую часть ролика автор говорит, тем меньше придется увидеть в реальности. Подобное мне пришлось видеть и на экскурсиях, когда стоя в практически пустом зале гид живописно рассказывает о том, как же здесь когда то было красиво…

В поездке в Колоссы очень помогла близость самой известной турецкой достопримечательности- Паммукале. Именно оттуда, откуда уходят долмуши из центра провинции Денизли на Паммукале и Карахаит(менее известный железисто-водный курорт), оттуда же долмуши следуют в сторону Хоназа (Honaz). А местом ночевки мной был выбран Карахаит - дешево, ново, природно, малолюдно и близко.
Однако если вы впервые едете в эти места, то выбирайте, конечно, непосредственно Паммукале.
В итоге, с Божией помощью все прошло хорошо. Водитель долмуша на просьбу «Стоп ин
Колоссаэ, плиз», отреагировал положительно, лишь уточнив, более по русски- «Колоссу»? и
высадил меня точно на указателе. Заранее скажу, что здесь же на обратной стороне дороги меня подобрал долмуш ехавший в обратную сторону, в Денизли…

Изображение


Во Фригии, в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила; около храма истекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника. Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила.

Изображение

К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа. В храме святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа.

Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим (к этому абзацу я вернусь в самом конце повествования).
Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшйеся к храму христиане прославили Бога и благодарили святого Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит "отверстие", "расселина".
Хоны (οι Χώναι, Chonæ), ранее Колоссы (οι Κολοσσαί, Colossæ), город во Фригии в Малой Азии, ныне Хоназ (Honaz) в Турции.

Изображение

Имя города - Колоссы - вероятно фригийского происхождения. Одно время был многолюдным
главным городом юго-западной Фригии. О нем упоминают Геродот в V веке до н.э.
как о большом городе, и Ксенофонт видевший город столетием позже еще в цветущем состоянии.
Сдвиг торговых путей и основание Лаодикии подорвали благосостояние города - он сохранил
муниципальную автономию, но сделался "малым гордом" ко времени Страбона. В 65 году был
почти совершенно уничтожен сильным землетрясением. Впоследствии был возобновлен,
продолжал чеканить свою монету в составе Римской империи.

После чуда, совершенного Архистратигом Михаилом поблизости в IV веке, город был переименован в Хоны. Значение города и прилегающего края снова стали расти. Вероятно благоверным царем Юстинианом к юго-востоку от старого города была выстроена сильная крепость на месте отверстой Архангелом Михаилом расселины. Населенный центр еще долго находился на старом месте, но около VIII века переместился к крепости. Город процветал в составе империи до XII века, после чего подпал под турецкое владычество.
В городе возникла одна из первых христианских общин Малой Азии. Начатком Колосской Церкви был целый апостольский сонм - семья апостола Филимона и равноапостольной Апфии, апостолы Архипп, Онисим и Епафрас. Церковь Колоссян известна Посланием, написанным для неё апостолом Павлом около 62 года. Первым Колосским епископом возможно был святой апостол Епафрас. Мощи апостола от 70-ти Епафраса хранятся в главном алтаре римской базилики Санта-Мария Маджоре, о которой я многократно рассказывал. Новый всплеск духовной жизни города связан с чудом Архистратига Михаила в Хонех, которое дало городу новое имя и предопределило его перемещение к юго-востоку от первоначального местоположения.

Как я уже сказал, на месте самих Колосс, практически ничего вразумительного не осталось, и хотя информационная табличка дает большой набор объектов, выглядят они удручающе.

Изображение

Изображение

Вдоль объектов, а проще говоря отдельных разбросанных камней ведет протоптанная тропинка, хотя вокруг все поросло бурьяном.

Изображение

Интересно отметить, что сами Колоссы, расположены на холмистой возвышенности, откуда открывается вид на травертины Паммукале.

Изображение

Более того, вы можете увидеть на фото часть автобуса на котором сюда приезжает охранник!!! с добродушной собачкой, с которой мы осматривали часть из достопримечательностей.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Вообщем, скажем откровенно- данная территория нуждается в раскопках и как ни странно, но кое-какие работы здесь ведутся. Но на сегодняшний день, если вы уж не совсем фанат христианских древностей, то смотреть тут практически нечего.

P.S. Как вы знаете религия штука достаточно консервативная и не любит фантазий и домыслов, так как впоследствии они же,возможно, будет использованы против нее на соблазн неокрепших душ в результате новейших научных изысканий. Поэтому дальнейшие домыслы чисто из любопытства в ответе на вопрос- а как там с этой расщелиной на сегодняшний день?
Вопрос, скажем прямо не праздный, расщелина имела большие размеры, а само чудо сотворенное Архистратигом Михаилом прогремело на весь мир, а в России в честь этого события было воздвигнуто множество храмов, а в самом Кремле — Чудов монастырь, где крестили будущих царей.
Если мы представим все логически, то выйдет следующее. С гор идет большой поток воды, готовый снести храм, находящийся в отдалении от города. Как остановить поток? Наиболее логичный вывод- это перенаправить поток в сторону по новому руслу. Т.е. сама расщелина-русло должна проходить как-бы поперек горы с уклоном в сторону. При этом расщелина должна быть большой, находится близко к храму- иначе чуда в горах никто не увидит, и по-своему уникальна, т.е. рядом не должно быть ничего подобного… И такая расщелина здесь действительно есть! Она обозначена на гугл-карте цифрой 1.

Изображение

А вот цифрой 2 здесь обозначено некое место названная у автора развалинами мечети. А вот что стояло здесь до мечети…? Впрочем, прошу все эти домыслы не воспринимать совсем всерьез.

Изображение

https://www.youtube.com/watch?v=MBO12M12hsM&t=204s

Изображение


Евгений(Judjin)
Сообщения: 326
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 95 раз

#362

Сообщение Евгений(Judjin) » 06 окт 2019, 14:35

04 октября. преподобный Иоанн Лампадист (12 век, Кипр)

Изображение

…45-й год от Рождества Христова. В этот год на Кипр прибыли два апостола, Павел и Варнава. Кипр был родиной апостола Варнавы. Они хотели добраться до Пафоса. Их стал сопровождать некий Ираклидий, сын местного жреца. В то время на Кипре поклонялись разным богам, в том числе, конечно, Афродите и Аполлону.
По пути к Пафосу апостолы убедили Ираклидия в том, что не дело поклоняться непонятным богам, а надо поверить в Христа. Юноша поверил, и апостолы рукоположили его в сан епископа Тамасоса − одного из тогдашних городов-государств. Но прежде всего Ираклидия надо было покрестить, что и было сделано Павлом в речке Сетрахос (Setrahos - Σέτραχος), протекающей в Калопанайотисе неподалёку от сегодняшнего монастыря.

Изображение

На дворе был уже XII век. В семье священника Кириака из деревни Лампада рос сын Иоанн. Когда ему было около двадцати, родители присмотрели ему невесту, но у юноши были другие планы. Иоанн твёрдо решил стать монахом, что очень не понравилось семье невесты. Настолько не понравилось, что они решили его отравить. Иоанн чудом выжил, но при этом ослеп. Правда это не помешало ему стать монахом и поселиться в близлежащем монастыре, основанном в честь упомянутого выше Ираклидия.
Иоанн Лампадист скончался в возрасте 22 лет и был похоронен в монастырском соборе святого Ираклидия. От его гробницы по ночам исходил свет, а спустя некоторое время двое больных эпилепсией получили исцеление от мощей Иоанна. Когда гробница была открыта, то оказалось, что сердце святого Иоанна Лампадиста осталось нетленным.

Изображение

Однажды отец святого пришел к гробнице сына и услышал голос: «Иди, посмотри, каков храм великомученицы Анастасии, и построй такой же для меня». Кириак нанял строителей, и они воздвигли церковь во имя Иоанна Лампадиста рядом с монастырским собором, куда были перенесены и мощи святого. Иоанн явился приглашенному иконописцу, чтобы тот мог запечатлеть его образ.

Изображение

Хронист Леонтий Махерас (1-я пол. XV в.) называет Иоанна Лампадиста великим святым и сообщает, что он был диаконом, а его мощи прославились исцелениями бесноватых.

Монастырь неоднократно перестраивался, расширялся. Главная церковь представляет собой несколько "сросшихся" помещений с хорошо сохранившимися фресками, восходящими к XIII веку. На сегодняшний день в монастыре живут только 2 монаха.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

На последнее фото даже попал наш гид из кипргуру, который вез нас по юнесковским церквям и монастырям Троодоса(горный массив Кипра), который и разрешил произвести съемку. Вообще разрешения на фотографирование в некоторых церквях Кипра очень специфические. Например в одном месте охранник нам запретил фотографировать, но особым тоном намекнул, что сейчас он пойдет на 5 минут покурить и внутрь смотреть не будет, но только ровно на 5 минут, не больше!

Рядом с монастырём есть очень интересный музей, в котором собраны иконы, начиная с XIII века, но вот здесь фотографировать запрещают без всяких условностей.

В настоящее время в этом монастыре хранится честная глава Иоанна Лампадиста.

Изображение

А кроме всего прочего здесь нас ждало неожиданное открытие - часть мощей (и по видимому часть главы Крестителя Господня Иоанна). К сожалению, я настолько неожидал здесь увидеть столь ценную реликвию, что даже не расспросил о ней подробно.

Но пусть это будет подарком к сегодняшнему празднику- дню зачатия честного славного пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Изображение

Евгений(Judjin)
Сообщения: 326
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 95 раз

#363

Сообщение Евгений(Judjin) » 16 окт 2019, 21:04

07 октября (04.10 ст.ст.) Священномученика Иерофея, епископа Афинского (I).

Изображение

По преданию, ученик апостола Павла и 1-й епископ Афинский (I в. по Р. Х.). Сведения об Иерофее содержатся главным образом в собрании богословских трудов «Ареопагитик». В трактате «О Божественных именах» автор несколько раз упоминает, что Иерофей был его наставником в богословии, с которым они вместе присутствовали при Успении и погребении Пресвятой Богородицы. Упоминание о присутствии священномученика Иерофея вместе с Дионисием Ареопагитом при погребении Богоматери сохранилось и в других, более ранних, источниках; т. о., автор «Ареопагитик» опирался на уже утвердившуюся церковную традицию.
Образ Иерофея вместе со священномучеником Дионисием Ареопагитом с VI в. становится обязательным атрибутом византийской, а впоследствии и древнерусской иконографии Успения, где святые обычно представлены стоящими за погребальным ложем Богоматери, сбоку от Господа Иисуса Христа.

Изображение

Эти сведения нашли отражение и в византийских синаксарях, в которых память Иерофея помещается 4 октября, на следующий день после памяти Дионисия Ареопагита. Иерофей подобно Дионисию, выступает как член Ареопага, обращенный в христианство проповедью апостола Павла и ставший 1-м епископом Афинским. Однако это противоречит явному указанию сщмч. Дионисия Коринфского в пересказе Евсевия Кесарийского, который называет 1-м епископом Дионисия Ареопагита. В синаксарях Иерофею приписывается авторство многих книг, в т. ч. сочинения «О Великом Таинстве» (по-видимому, Боговоплощения). Автор «Ареопагитик» упоминает об Иерофее как о сочинителе церковных песнопений, которые также не сохранились. Святитель Димитрий Ростовский составил заметку в Минеях-Четьих. В XII в. Евфимий Зигабен составил Похвальное слово в честь Иерофея.
Несомненным остается факт почитания мощей Иерофея на Востоке и на Западе. В Греции глава Иерофея хранится в монастыре его имени близ Мегары, а частицы мощей во многих церквях и монастырях Греции.

Иерофеев монастырь близ Мегары, женский монастырь принадлежит Элладской Православной Церкви. Этот монастырь в списке моих посещений в Греции значился как самый труднодоступный. Расстояние от железнодорожной станции Мегара до монастыря более 10 км. Однако все получилось хорошо, не считая того, что в одном из мест я заблудился и пришлось идти в обходной путь по такой «дороге», что если бы пошел дождь эта «дорога» превратилась бы в песчано-грязевое месиво. Однако обходя гору я все же вышел к монастырю…

Изображение

Изображение

Основан Иерофеев монастырь в XI в. как мужской монастырь. Сохранились сильно закопченные фрагменты росписей. В 1978 г. были расчищены фрески купола, которые исследователи датировали XII в. В центре композиции «Небесная литургия» представлен Христос Пантократор, восседающий на троне. Вокруг размещены 4 медальона с изображениями Этимасии (престол уготованный для второго пришествия Господа Иисуса Христа), Пресвятой Богородицы и 2 ангелов. По сторонам Этимасии и Богоматери представлены коленопреклоненными 2 пары архангелов. Эта композиция получила распространение в византийской монументальной живописи с XII в.

Изображение

В южной части кафоликона у стены расположена гробница священномученика Иерофея.

Изображение

Изображение

В этом месте с наружной стороны храма выросло гранатовое дерево, от плодов которого происходят многочисленные исцеления. Рядом с гробницей находится увенчанный куполом памятник с изображением Пресвятой Богородицы с младенцем Христом и священномучениками Иерофеем и Дионисием Ареопагитом по сторонам. Этот памятник был сооружен братией монастыря в XV в. в память их чудесного спасения Пресвятой Богородицей во время нападения пиратов, когда монахи спрятались в ветвях огромного кипариса, держа Ее образ. После этого икона и монастырь получили название «Кипариссиотисса». К кафоликону пристроены небольшой северный придел и притвор, к которому примыкает 3-ярусная колокольня.
На своде 1-го яруса сохранились фрески XVII в., отражающие влияние западного искусства. На них изображена коленопреклоненная Пресвятой Богородица со скрещенными руками, венчаемая Святой Троицей, ниже - прославляющие Ее пророки и гимнографы. По мнению археологов, колонны нижнего яруса колокольни принадлежали раннехристианскому храму, а другие два яруса построены заново после землетрясения 1981 г.

Изображение

Иерофеев монастырь был закрыт во время церковной реформы при короле Оттоне в 1833-1835 гг., которая предусматривала ликвидацию обителей, где проживали менее 5 насельников. Мощи святого Иерофея были перенесены в монастырь Пресвятой Богородицы Фанеромени на острове Саламин.
Иерофеев монастырь был возрожден в 1930 г. как женский. Монахини начали строительство новых зданий для нужд обители, в т. ч. близ кафоликона была сооружена полуподземная церковь во имя апостола Петра, украшенная в 1970-1978 гг. мозаичными изображениями.

Изображение

Изображение


Под этой церковью находится небольшое подземное помещение - костница. Около 1970 г. в стенах обители была воздвигнута небольшая церковь во имя прп. Филофеи Афинской. В 1967 г. в окрестностях монастыря освятили небольшой пещерный храм во имя прп. Иоанна Кущника. В находящейся рядом пещере в настоящее время завершается строительство храма во имя прп. Марка Афинского.

С сев. и вост. сторон кафоликона расположены дошедшие с незначительными перестройками средневековые здания братских келлий, резиденция игумена (игуменион), зал для собраний старцев (геронтикон), сторожка и др. Были построены келлии, трапезная, гостиница для паломников, большой храм во имя святителя Нектария Эгинского.

Изображение

Изображение

По молитве к священномученику Иерофею во время пожара 8 июля 1988 г. достигшее монастырских ворот пламя чудесным образом остановилось. Монахини занимаются птицеводством, рукоделием и иконописью. Устав монастыря общежительный.

Изображение

Обратите внимание, что вдали за входными воротами видна закрытая дверь с полукруглой аркой. Рядом с этой дверью справа есть веревочка, дернув за которую внутри прозвенит колокольчик, после чего монашенка откроет вам дверь(возможно не сразу- не спешите) и вы сможете посетить интерьеры цервей. Думаю вам как и мне здесь предложат угощение ввиде воды, кофе и лукума. Монастырь расположен далеко от населенных пунктов, но хорошая асфальтовая дорога из Мегары сюда ведет, но она длиннее, чем грунтовая дорога по которой я сюда шел и возвращался. Но идти вам по ней не советую- места осенью глухие и безлюдные.

Изображение


ИЕРОФЕЮ АФИНСКОМУ
Тропарь, глас 4
Благости научився и трезвяся во всех, / благою совестию священнолепно оболкся, / почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная / и, веру соблюд, равное течение совершил еси, / священномучениче Иерофее, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Кондак, глас 4
Якоже столп непоколебим, Иерофее, / прещения врагов не устрашися, / но прелести разрушил еси твердыню, / яко камень честен валяяся, отче. / Тем Владыка тя, храбрствовавша, венчает / живоначальною и Божественною десницею, / Егоже о всех нас умоли.

Евгений(Judjin)
Сообщения: 326
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 95 раз

#364

Сообщение Евгений(Judjin) » 23 окт 2019, 22:06

25 октября (12.10 ст.ст.) Перенесение из Мальты в Гатчину креста из части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и правой руки мощей святого Иоанна Крестителя (1799).

ЧАСТЬ 1.

По милости Божией, в июне-июле 2006 года в Россию временно была доставлена из Черногории для поклонения народу десная (правая) рука святого Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. В этой статье краткая история происхождения каждой из Гатчинских святынь в отдельности (по книге «Жития святых» свт. Димитрия Ростовского).

До появления в России эти святыни являлись наиболее ценной частью собранных священных реликвий рыцарского Мальтийского Ордена святого Иоанна Иерусалимского.
В 326 г. произошло чудесное обретение на Голгофе Креста Господня святою царицею Еленою. Вскоре же после этого по царскому повелению был заложен здесь новый храм Воскресения Христова, которому суждено было сделаться на долгие годы хранителем сей великой святыни всего христианского мира. Но ее нельзя представлять во всей целости, каковою она была при обретении. Предание сообщает нам о многих частях Креста Господня, еще в глубокой древности отделенных от него и разнесенных по всем концам мира. Хранил эти частицы Восток, хранил и христианский Запад. Точно также и Святая Русь в 1000-летний период своей христианской жизни не раз получала с Востока части Животворящего Креста Господня. Одну из этих частиц она получила с Запада от рыцарей Мальтийского ордена.

В одно время с частицею Креста Господня с острова Мальты была перенесена на Русь иоаннитами и другая, долгое время хранимая святыня: Филермская икона Божией Матери - Одигитрия.
Десная (правая) рука святого Иоанна Крестителя является третьей святыней, в честь которой на Руси установлено празднование.

Изображение

По преданию, идущему от глубокой древности, святой евангелист Лука, проповедуя Христа в Севастии, поклонился останкам мощей Его Крестителя и просил жителей Севастии дозволить ему перенести их в Антиохию, где бы они могли быть спасены от поругания и истребления неверными. Но севастийцы позволили ему взять только десницу Крестителя, которая с благоговением и была перенесена им в Антиохию.

В 639 году пала Антиохия, а вместе с нею подпала мусульманскому пленению и десница Крестителя. Много раз византийские императоры пытались взять ее из Антиохии, но все старания их не достигали желанной цели. Наконец, Господь судил христианской святыне быть перенесенною в столицу христианского царства - Константинополь.

Когда Константинополь пал под натиском турок (1453г.), вступивший в него султан Магомет II приказал десницу Крестителя наряду с другими христианскими святынями положить в его царскую сокровищницу и запечатать его печатью. (К этой истории я надеюсь в будущем еще вернуться если мне удастся посетить нужную экспозицию в музее Топкапы).

Но на защиту поруганного города и его поруганных святынь восстал упомянутый выше Орден иоаннитов, имевший в это время местом своего пребывания остров Родос. Они не только мужественно отразили все нападения турок на этом острове, но и стали угрожать их собственным владениям. Тогда преемник Магомета II-го, Баязет II, желая приобрести расположение иоаннитов к себе, послал в дар магистру их Ордена десницу Крестителя (1484 г.). Везде, куда только ни переселялись иоанниты, выстраивались церкви в честь Крестителя, а с этих пор вместе с каждым переселением переносилась в новые церкви и его десница. Такая же церковь впоследствии бьла выстроена магистром Ордена и на острове Мальта.

Когда Мальта взята была Наполеоном и корона магистра Ордена перешла к русскому императору Павлу Петровичу, еще в детстве восхищавшемуся славною историей Мальтийских рыцарей, благодарные ему за покровительство иоанниты решили передать в его владение все три великих сокровища, ни с одним из которых никогда еще они не расставались.
Десница Иоанна Крестителя была первою из святынь, перевезенных ими в Россию. В 1798 году она временно была помещена в орденскую капеллу, находившуюся в Петербурге. В следующем же 1799 году 12 октября (ст. ст.) были перевезены в Гатчину вместе с нею и остальные две святыни: частица Креста Господня и Филермская икона Божией Матери. Все подробности этого торжественного события впоследствии были внесены в службу, составленную по поручению Священного Синода на день 12 октября.

Для хранения святынь и размещения мальтийских рыцарей было начато строительство в Гатчине на окраине дворцового парка небольшого монастыря во имя священномученика Харлампия. Во время же пребывания императора в Гатчине местом хранения святынь являлась дворцовая церковь во имя Святой Троицы.

После убийства заговорщиками императора Павла I строительство монастыря было прекращено, святыни хранились в храме Зимнего дворца в Петербурге.

Изображение

В 1852 году, когда по личному указанию императора Николая Павловича был построен в Гатчине собор св. апостола Павла - в честь небесного покровителя Павла I, с этого времени святыни ежегодно на десять дней - с 12 по 22 октября переносились из Петербурга в гатчинский Павловский собор для поклонения народу.

После октябрьского переворота церковь Зимнего дворца была разграблена, но святыни удалось спасти. Они оказались в ризнице Архангельского собора Московского Кремля. Затем, по благословению Святейшего Патриарха Тихона, святыни были перевезены в Гатчину, в Павловский собор.

13 октября 1919 г. настоятель собора протоиерей о. Иоанн Богоявленский (будущий епископ Исидор и духовник будущего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II) увез святыни в Эстонию, спас их таким образом от изъятия большевиками и поругания.
Затем они были доставлены в Копенгаген, где их передали вдовствующей императрице Марии Федоровне. После ее смерти в 1928 г., дочери - великие княгини Ксения и Ольга, передали Филермскую икону главе Зарубежной Русской Церкви митрополиту Антонию (Храповицкому), который поместил ее в православном соборе Берлина. Епископ Тихон, окормлявший православную паству Берлина, в 1932 г. передал эту икону и остальные мальтийские святыни в православную Сербию - сербской королевской династии в знак благодарности за то, что Сербия дала приют многим русским эмигрантам.

Дальнейшая судьба чтимых святынь такова. Король Петр III Карагеоргиевич, уезжая в апреле 1941 г. в Великобританию, передал Сербскому Патриарху Гавриилу святыни на сохранение, по особому промыслу стечения обстоятельств. Во время Второй мировой войны было решено вывести из страны все ценности, чтобы они не попали к фашистам. Десницу Иоанна Крестителя должны были вывезти на самолете в Великобританию. Но случилось так, что места для нескольких ящиков не нашлось, так как планировалось, что прилетят три самолета, а прилетело только два. Все оставшиеся ящики спрятали вместе с другими сокровищами королевской династии в подполье келий настоятеля черногорского монастыря св. Василия Острожского архимандрита Леонтия (Митровича), где и хранились десять лет.

Изображение

В 1950 году сотрудники спецслужб Югославии обнаружили спрятанные святыни. Всё было изъято и скрыто от всех. И только спустя несколько десятилетий лет была раскрыта тайна местонахождения священной реликвии. В 1993 году Десница была предъявлена всему миру и вместе с частью Животворящего Креста Господня были переданы в Цетинский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Филермская икона Божией Матери по-прежнему находится в национальном музее г. Цетинье (Черногория).

...После того, как святыни покинули Русскую землю, в Павловском соборе г. Гатчины были изготовлены «копии» их, т.е. живописные изображения десной руки св. Иоанна Предтечи и Филермской иконы Божией Матери. Изготовил их священник Алексий Благовещенский, он же сшил для них прекрасные ризы. (о. Алексий служил в Павловском соборе с 1919 по февраль 1938 г. По делу «церковников» он был арестован 24.02. 1938 г., расстрелян в Ленинграде).

Во времена настоятельства протоиерея Петра Белавского, в Павловском соборе появился пожертвованный серебряный крест-мощевик с частицей мощей св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня. В 1990-х годах собору была пожертвована и частица Древа Животворящего Креста Господня, которая помещается теперь в мощевике, также укрепленном на иконе Десной руки св. Иоанна. Так, по милости Божией, частички святынь разными путями пришли в Павловский собор...

Православный Цетинский монастырь является одним из важных духовных мест Черногории. Он находится в бывшей столице страны, городе Цетине. Этот монастырь известен как Цетинский монастырь, но его настоящее название — монастырь Рождества Пресвятой Богородицы. Основан монастырь еще в XV веке Иваном l Черноевичем (? — 1490 гг.), который является одним из величайших правителем Черногории, черногорцы называют его национальным героем за то, что пытался объединить страну.

Изображение

За время многочисленных войн с турками Цетинский монастырь был практически полностью разрушен. И лишь в XVIII веке митрополит Данила Петрович Негош (1670 — 1735 гг.) реконструировал его. Позже к монастырю присоединили усыпальницу. Но еще не раз монастырь подвергался набегам турок, после которых он превращался в руины. В 1785 году, в то время пока правитель страны Пётр I Петрович Негош (1748 — 1830 гг.) находился в России, Черногория подверглась нападению визиря Махмуда-паши Бушатлия, который сжег весь город Цетине.
Под руководством Пётра I Негоша в октябре 1796 года 6-тысячной войско черногорцев разбила 30-тысячное османское войско. С этого моменты Черногория полностью освободилась от власти Османской империи. Спустя четыре года после смерти, Пётр I Петрович Негош (Petar I Petrović Njegoš) был канонизирован православной церковью в лике святителя под именем Пётра Цетинского. Деревянный иконостас монастыря включает икону и мощи Петра Цетинского, в честь которого и был назван монастырь.

Изображение

Во время своей поездки в Россию в 1785 году императрица Екатерина II отказалась от встречи с Пётром l Негошем, так как была недовольна тем, что черногорцы признали самозванца Степана Малого, который объявил себя русским императором Петром lll (как и Емельян Пугачев), к тому же Черногория не оказала помощи России во время войны с турками. После этого отказа Пётр быстро покинул страну и поклялся никогда сюда не приезжать. Но несмотря на это событие, он сохранил свою любовь к России до конца своих дней. Через несколько лет Екатерина II, убедившись в честности Пётра l Негоша и его непричастности к истории с лже-Петром lll, прислала ему подарок в знак примирения.

Пётр I Петрович Негош в своём предсмертном завещании написал: «Точно также да будет проклят и тот, кто бы покусился отвратить вас от верности благочестивой и христолюбивой России, и тому из вас, Черногорцев и Брдян, если он будет думать отступить от покровительства и надежды на единородную и единоверную нам Россию, дай Бог, чтоб у него у живого отпало мясо от костей, и не было бы ему добра в этой жизни, ни в будущей. Всем же хорошим, верным и тем, кто это мое последнее письмо послушает и выполнит, да будет мое отеческое и архипастырское благословение из рода в род и в веки веков. Аминь»
Во время Первой мировой войны столица Черногории, Цетине, находилась в зоне оккупации австрийских войск. В последний раз Цетинский монастырь отстраивали в 1927 году.

Изображение

Интерьер церкви монастыря весьма умеренный и скромный, но это не мешает ему привлекать сотни тысяч верующих со всего мира. Здесь хранятся останки последних монархов страны, мальтийский орден рыцарей, десница Святого Иоанна Крестителя, корона короля Стефана Дечанского, частица Животворящего Креста Господнего и многие другие артефакты. Помимо этого, в монастыре хранятся древние картины, книги, рукописи, старинная утварь, личные вещи митрополитов. Также в сокровищнице Цетинского монастыря хранится Евангелие, крест и плащаница, которую вышивала сама российская императрица Екатерина Великая.

Изображение

Евгений(Judjin)
Сообщения: 326
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 95 раз

#365

Сообщение Евгений(Judjin) » 24 окт 2019, 22:46

25 октября (12.10 ст.ст.) Перенесение из Мальты в Гатчину креста из части Древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и правой руки мощей святого Иоанна Крестителя (1799).

ЧАСТЬ 2.
Чудотворная икона, известная под именем Одигитрии Филермской, по сказанию древнего предания, была написана святым евангелистом Лукой.

Изображение

В церковных песнопениях упоминается, что эта икона Пресвятой Богородицы была написана во время её земной жизни. Святой Лука принёс икону назореям посвятившим свою жизнь иноческому подвижничеству. У них она пребывала три века. Позднее икону перенесли в Святой град Иерусалим, где ей также предстояло пробыть недолго. В 430- х годах благоверная царица Евдокия удалилась в Святую Землю и оттуда, по особому благословению, переслала икону сестре своего венценосного супруга, благоверной Пульхерии. Последняя при большом стечении народа с честью поставила бесценный образ в новоустроенной Влахернской церкви Константинополя. Эта церковь была разрушена и на ее фундаменте построена новая. Однако в структуре духовного поклонения это не имеет значения, т.к. важно не здание- у каждого храма есть свой Ангел-хранитель:
Византийский духовный писатель блаженный Иоанн Мосх, много путешествуя по разным монастырям, составил сборник повестей о благочестивых людях и подвижниках. В его сборнике мы можем прочитать, как один монах, случайно зашедший в пустую пещеру, увидел там молящегося ангела и спросил его: "Кто ты?" Ангел ответил: "Когда-то здесь был священный алтарь, и я был послан Богом как хранитель престола этого храма. Прошло уже много времени, и с тех пор как алтарь разрушен, здесь никого нет, но я охраняю это место, ибо оно свято"…

В храме многие верующие получали исцеления, молясь пред чудесным образом Царицы Небесной. В руках рыцарей-госпитальеров Более семи веков чудотворная святыня хранилась в Царьграде, но после захвата и разграбления его в 1203 году крестоносцами, икону вновь перенесли в Святую Землю. Именно тогда чудотворный образ оказался в руках римо-католиков - рыцарей-иоаннитов, пребывавших в то время в городе Акре. Через 88 лет Акра пала туркам и при отступлении рыцари перевезли икону на остров Крит. После короткого пребывания там образ был в 1309 году переправлен на Родос, где оставался более двух веков в руках рыцарей.

Изображение

Здесь образ был помещён в перестроенной древней базилике монастыря на горе Филеримос, откуда и пошло название иконы Филермской. А сама гора получила название в честь одного монаха из Иерусалима, который построил на холме церквушку и установил в ней чудотворную икону, которую, по приданию, принес с собой. Когда на Родосе началась Византийская эпоха и пришла новая вера – Христианство, на месте языческих святилищ был выстроен храм Богородицы. Причем в качестве строительного материала при строительстве использовались многочисленные фрагменты храма Зевса и Афины. Рыцари превратили храм Богородицы в католическую обитель. На внешней стене и сейчас мы можем увидеть восьмиконечный Мальтийский крест.

Изображение

Именно в этой церкви они хранили одну из самых главных своих реликвий – икону Богородицы Филеримской. Рыцари специально разделили внутреннее пространство на две части– католической справа, и православной слева. Алтарь же один, и расположен посередине так, что бы примерить две конфессии, разместив их под одной крышей. Этот шаг, как и много других, помог Рыцарям госпитальерам заручиться поддержкой местного православного населения, превратив островитян в надежных союзников. Так же итальянцами создана и знаменитая Дорога на Голгофу (Мартириу). Она символизирует путь, который прошел Иисус Христос, когда нес свой крест. Вдоль дороги установлены проскинетарии с бронзовыми изображениями Страстей Христовых.

Изображение

Венчает эту дорогу огромный 18-ти метровый крест, установленный итальянцами взамен старого деревянного тридцатиметрового креста, который сегодня является самой популярной смотровой площадкой острова Родос и любой желающий может на него подняться обозревая окрестности.

Изображение

Величественные сосны и стройные кипарисы создают вокруг монастыря чудесный парк, где живут много великолепных павлинов...

Изображение


К сожалению, к моменту посещения этого монастыря меня интересовали в основном природные красоты, поэтому я даже и не знал, что можно попасть внутрь монастыря и даже в находящиеся рядом катакомбы. Поэтому это место, возможно в будущем и окажется местом нашей встречи, а подробнее о монастыре можно прочитать здесь- https://ostrov-rodos.com/filerimos/

В конце июля 1522 года стотысячная армия и флот турецкого султана Сулеймана I высадились на острове и начали осаду крепости и столицы ордена иоаннитов. Когда город пал в конце того года, в условиях сдачи острова, полученных и принятых турецким султаном, говорилось:
"чтоб позволено было кавалерам пробыть на острове 12 дней, пока не перенесут они на суда мощи Святых (среди них была десница Святого Иоанна Крестителя и Крест из части древа Креста Господня), священные сосуды из церкви Святого Иоанна, всякие орденские редкости и их собственное имущество: чтоб находившиеся на острове церкви не были поруганы:за что кавалеры со своей стороны уступают Порте как Родос, так и принадлежащие ему острова."

Покинув Родос, рыцари более семи лет перевозили святыни по Италии, посетив остров Кандия, Мессину, Неаполь, Ниццу, Рим, опасаясь попасть в зависимость от какой-либо верховной власти. 24 марта 1530 года император Священной Римской Империи Карл V передал ордену ряд владений во главе с островом Мальта, куда 26 октября того же года вместе с великим магистром ордена и советом прибыли и орденские святыни. Местом ее пребывания стал форт Святого Ангела, а позднее замок Святого Михаила - главная резиденция Мальтийского ордена. С помощью Богородицы связывают победу над турками напавшими на остров в 1565 году. С 21 августа 1568 года реликвии рыцарей находились в построенной магистром ордена Жан де Ла Валеттом церкви Святой Богоматери Победной, а 15 марта 1571 года чудотворная икона и реликвии ордена были торжественно перенесены в новый город Ла-Валетта. Здесь в соборе святого Иоанна была сооружена придельная часовня Госпожи Филермской специально для чтимой иконы.

В России Принятие титула великого магистра Российским императором Павлом I обусловило прибытие реликвий ордена в Россию и состоявшееся 12 октября 1799 года перенесение Мальтийских святынь в Гатчину. Считается, что праздник 12/25 октября был установлен по аналогии с установлением в X веке подобного же празднования по случаю перенесения десной руки Иоанна Предтечи из Антиохии в Константинополь в самый день Навечерия Богоявления Господня 994 года.

По воле государя для Филермской иконы, помещенной в придворной церкви Гатчины, была изготовлена 7-фунтовая золотая риза усыпанная драгоценными камнями... В 1797 г. император Павел принял на себя обязанности протектора Мальтийского ордена. А уже в июне 1798 г. молодой французский генерал Бонапарт завоевал Мальту и прогнал оттуда иоаннитов. Великий магистр Ордена барон Фердинанд фон-Гомпеш покинул Мальту через пять дней после того, как она была захвачена французами. Ему удалось вымолить у захватчиков три святыни, которые упоминаются в документах Ордена впервые в 1530 г., когда иоанниты прибыли на Мальту. Таким образом, святыни 17 июня 1788 г. снова отправились в странствование…

“Захватив Мальту; французы выслали русского посланника и объявили жителям острова, что всякий русский корабль, появившийся у их берегов, будет немедленно потоплен. Император Павел был глубоко возмущен подобным поступком французов. Не прошло и двух месяцев после захвата Мальты генералом Бонапартом, как русская эскадра адмирала Ушакова совместно с турецким флотом приняла участие в действиях против Франции в Средиземном море. Захватив Ионические острова, русские готовились уже овладеть Мальтой, но англичане предупредили их. Нежелание Великобритании вернуть остров Ордену, не дало возможности дальнейшим событиям завершиться в благоприятном для него направлении.

Осенью этого же года совершилось важное событие, окончательно привязавшее императора Павла к Ордену: сановники и кавалеры Российского Приорства, собравшись в Cанктъ-Петербурге, торжественным актом признали великого магистра Ордена фон-Гомпеша виновным в сдаче острова Мальты французам, объявили его низложенным и просили Царя-Протектора принять Мальтийский орден в свое державство. Император Павел возложил на себя знаки нового сана: белый мальтийский крест, рыцарскую мантию, корону и меч. К императорскому титулу повелено было прибавить слова: «Великого Магистра Ордена св. Иоанна Иерусалимского». Однако, судьба Мальтийского ордена в России не была долгой. Россия не поняла возвышенных устремлений своего императора. Европе они были также непонятны. После мученической кончины Павла I, «отбившегося от рук» масонов, Александр не захотел принять управление Орденом, хотя и не отказал ему в покровительстве, приняв на себя обязанности протектора Ордена. Спустя несколько лет, в 1817г. было объявлено об упразднении Ордена в России, хоть он и не утратил здесь своего влияния вплоть до революции «кухарок» 1917г.

Святыни, спасенные бароном фон- Гомпешом от французов были привезены в Россию и первоначально хранились в здании мальтийского капитула, который был размещен в Воронцовском дворце на Садовой улице в Петербурге, впоследствии превращенном в Пажеский корпус. 3 августа 1799 г. в Петергофе император Павел I принял в Петербурге представителей Ордена, которые передали ему святыни Ордена. С 1801 года Мальтийские святыни пребывали в императорском Зимнем Дворце, в богато украшенном соборе Спаса Нерукотворного Образа. Так как придворный собор был обыкновенно закрыт для широкого народного доступа, на торжественном освящении в 1852 году Гатчинского Павловского собора прихожане осмелились обратиться с прошением к императору Николаю I о принесении святынь в новый собор Гатчины. Император не решился расстаться с реликвиями, но отдал распоряжение ежегодно переносить их в Гатчину для поклонения. В том же году он распорядился: "поручить одному из хороших иконных живописцев списать копию с находящегося в большей церкви Зимнего дворца образа Пресвятой Богородицы, привезенного из Мальты, писанного Лукою, и по сделании к написанному образу серебряного вызолоченного оклада, наподобие того, как теперь имеется, доставить изготовленный образ в Гатчинский собор, где оный должен быть помещен на аналое."

Высочайшее повеление было исполнено и список обрёл свое место в Павловском соборе. При этом сам чудотворный образ с 1852 по 1919 год, как и повелел император Николай I, вместе с другими Мальтийскими святынями, перевозился в Гатчину. Там 12 октября совершался многолюдный крестный ход из дворцовой в соборную церковь, где святыни выставлялись на поклонение, а 22 октября вновь возвращались в Зимний Дворец.

Тем временем, Мальтийский орден не оставлял попыток возвратить себе святыни. В 1915 году, в условиях союза в Первой мировой войне, по распоряжению императора-страстотерпца Николая II, с чудотворной Филермской иконы Божией Матери была сделана фотография. Она была передана в Мальтийский музей по просьбе старшего судьи и председателя судебной палаты острова Мальта Пулличино. Вывоз после революции Гатчина находилась под контролем сил Белой армии, однако их позиции слабели под натиском большевиков…

В один из воскресных дней, а именно 13 октября 1919 года, настоятелем собора был устроен в сопровождении этих святынь крестный ход кругом города. Когда народ разошелся по домам, явился в собор настоятель протоиерей Иоанн Богоявленский в сопровождении графа Игнатьева и еще какого-то военного человека и, уложив святыни в футляры, в которых они были привезены в собор, взял их с собою и увез в Эстонию, в город Ревель (ныне Таллин). Интересна судьба протоиерея Иоанна Богоявленского - через много лет его духовным сыном станет будущий Патриарх всея Руси Алексий II-ой. А сам о.Иоанн будет назначен первым ректором возобновленных после войны Ленинградских духовных школ. С этого поста он был призван, по пострижении в монашество с именем Исидор, к епископскому служению на Таллинской кафедре. Скончался епископ Исидор 18 декабря 1949 г.

В 1923 году Итальянское правительство обратилось к Советской России с просьбой "вернуть" святыни, но к этому времени они уже были зарубежом. В 1925 году послу Италии в СССР в тайне от Русской Православной Церкви и мирян, был передан список с Филермской иконы из Гатчинского Павловского собора. Эта икона пятьдесят лет хранилась на виа Кондотти в Риме в резиденции Мальтийского ордена, а с 1975 года пребывает в базилике Марии Ангельской в городе Ассизи. (об этой базилике я уже рассказывал в статье о святом Франциске Ассизском).

Изображение

Тем временем подлинные святыни некоторое время находились в Таллинском Александро-Невском православном соборе, а в конце концов были переданы королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу. Православным архиереям удалось в 1993 году вызволить из музейных хранилищ десницу святого Иоанна Крестителя и частицу Животворящего Креста Господня которые были помещены в Цетинский Петровский мужской монастырь. 30 октября 1994 года на открытии Собора Сербской Православной Церкви Черногорский митрополит Амфилохий открыл тайну православному народу. Однако, Филермская икона так и осталась в историческом музее города Цетине,

Изображение

и все попытки православной общественности, мирян и духовенства вызволить её до сих пор остаются безуспешными.

Изображение

Изображение

P.S. К этому повествованию когда-то позже постараюсь прибавить третью часть, связанную с посещением Константинополя (греческих читающих прошу простить, если я периодически в названии этого города буду использовать более привычное здесь слово «Стамбул»).

Евгений(Judjin)
Сообщения: 326
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 95 раз

#366

Сообщение Евгений(Judjin) » 29 окт 2019, 21:00

30 октября (17.10 ст.ст.) Праведного Лазаря Четверодневного, друга Божия, епископа Китийского (перенесение мощей из Кипра в Царьград, 898).

Изображение

В статье посвященной праведному Лазарю четверодневному, я уже рассказывал о его мощах, которые хранятся в Ларнаке (древний Китион).
Сегодня же речь пойдет о связанных с этими мощами событиях…

Почитание мучеников веры в том или ином виде известно с первых веков христианства. Карфагенский собор в 419 году постановил - с этого момента поклоняться мученикам разрешено было только в тех местах, где «есть или тело, или некая часть мощей». Это дало толчок к активному строительству новых храмов на месте захоронений. На этой волне над могилой Лазаря в Китионе появляется небольшой храм.
Тем не менее, точкой отсчета почитания мощей становится 787 год, когда Седьмой вселенский (Никейский) собор закрепил в своих Правилах следующее:

«если которые честные храмы освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычною молитвою. Если же отныне обрящется некий епископ, освящающий храм без святых мощей: да будет извержен, как преступивший церковные предания».

С этого момента в любой церкви обязательно должны быть мощи. Это установление неизбежно привело к тому, что наиболее популярными и богатыми становились те храмы, где хранились мощи наиболее значимых и известных святых. Позже это приведет к появлению поддельных мощей известных святых, воровству мощей и их активной подпольной торговлей. Подобная изуверская практика, получившая в средние века невиданный размах в западных странах, не пройдет мимо глаз Мартина Лютера, который станет основателем протестанского движения -отрицающего поклонение мощам. Несмотря на явное противоречие с постановлениями Собора - протестанство получит широкое распространение именно благодаря тому, что мощи превратятся в ценный товар. Признаемся, что практика продажи и воровства мощей не утратила своей актуальности и до сего дня…

Со всей империи в столичный Константинополь свозили реликвии. В конце IX века до императора Льва VI Мудрого дошли слухи, что на далеком Кипре есть маленький храм, где хранятся мощи Лазаря Четверодневного, друга Христа. Лев предложил властям Китиона сделку – они передадут ему останки святого, а он в ответ выделит средства на постройку новой церкви взамен обветшавшей. Мощи были торжественно перенесены, а новое здание, фрагменты которого сохранились по сей день, построено. Прошли годы, несколько раз был разграблен, а потом и пал Константинополь, многие храмы и святыни погибли в огне, многие были украдены.

Однако, как это практиковалось в те времена, мощи отдавались не целиком. Более того, иногда особо значимые мощи подменяли на другие, как это было с мощами апостола Варфоломея, которые были подменены при передаче их в Рим из Беневенто. Однако римляне подмену обнаружили и пригрозили Беневенто войной. Тогда им ничего не осталось как отдать подлинные мощи… но кое-что они себе, конечно, все равно оставили.

Подобное произошло, возможно, и здесь -после ужасного пожара 1970 года при восстановительных работах, сопровождаемых археологическими раскопками, был обнаружен каменный саркофаг содержащий часть мощей праведного Лазаря. Самое интересное, что эти мощи содержали и честную главу Лазаря, а не заметить отсутствие чесной главы в Константинополе, проще говоря, черепа, в доставленном комплекте было сложно… Впрочем, возможно был какой то неизвестный договор между Константинополем и Китионом.

Мощи, которых никогда не было.

Однако во Франции также находятся мощи святого Лазаря, причем история их появления носит особый характер.
Исходя из местной провансальской легенды иудеи посадили Лазаря на парусник, который чудесным образом причалил к Марселю. Здесь святой Лазарь стал епископом и после смерти был захоронен на том месте, где позже был основан монастырь Святого Виктора. В крипте собора до сих пор сохранилась капелла святого Лазаря на месте его захоронения, а на одной из колонн сохранилось древнейшее изображение праведного Лазаря.

Изображение


Изображение

Позже из за угрозы вторжения иноплеменников, мощи были вывезены из Марселя в Отен и Авасалон, где в честь святого Лазаря были построены замечательные храмы. Однако часть мощей и главу марсельцы у себя всеже оставили перенеся их в главный кафедральный собор города.

Изображение

В великолепном соборе Санта- Мария-Мажоре в Марселе ныне находится ковчег, в котором хранится глава и мощи святого Лазаря.

Изображение

Изображение

Об особом их почитании здесь свидетельствует тот факт, что в храме есть придел в честь святителя Лазаря, с его скульптурным изображением.

Изображение

Для охраны святых мощей первого епископа древней Массалии был основан Орден рыцарей святого Лазаря Иерусалимского, известный своей гуманитарной деятельностью и, в частности, созданием приютов и медицинских учреждений на Востоке.
Ежегодно в середине ноября православный марсельский приход в честь Казанской иконы Божией Матери принимает участие в ежегодном традиционном праздник города и организованном по этому случаю крестном ходе, где по традиции, во главе процессии рыцари Ордена Святого Лазаря торжественно несут раки с мощами cвятителя Льва и cвятого праведного Лазаря, друга Христова, который считается первым епископом и небесным покровителем Марселя...

Изображение

И все было бы хорошо, если бы не дотошные католические исследователи подлинности мощей, которые добрались и сюда, в Марсель.
Постановление ученых католической церкви было для марсельцев неутешительным:
«Как и другие легенды о святых палестинской группы, эта традиция (почитания мощей праведного Лазаря в Марселе), которой верили в течение нескольких веков и которая до сих пор находит некоторых сторонников, не имеет прочного основания. До середины одиннадцатого века, не было ни малейшего следа традиции, согласно которой палестинские святые пришли в Прованс. В склепе святого Виктора в Марселе была обнаружена эпитафия пятого века, что сообщает нам, что там похоронен епископ по имени Лазарь. Однако, по мнению наиболее компетентных археологов, этот персонаж - Лазарь, епископ Эксский, который был освящен в Марселе около 407 года и который, оставив свой престол в 411 году, некоторое время провел в Палестине, откуда и вернулся в конец его дней в Марсель.

Более чем вероятно, что именно имя этого епископа и его возвращение из Палестины породило легенду о приходе библейского Лазаря в Прованс и его апостольства в городе Марселе.»
«Санкт Лазарь Экс (. D 441) был первым достоверно известным епископ Экс-ан-Прованс , во Франции . Он был назначен на его епископство императором Константином III в 408, и лишен должности после того, как Константин был низложен будущим императором Констанцием II в 411. Затем он провел несколько лет в Палестине , прежде чем вернуться в Марсель , где он умер 3 августа 441.
Хотя Лазарь Эксский никогда не был канонизирован, он почитается как святой , благодаря смешению с его тезкой, Лазарем , другом Иисуса.» Конец цитаты.

Изображение


P.S. Однако точка еще не поставлена. Куда делась та часть мощей, которая была доставлена в Константинополь?
Самая популярная версия, которую вы можете найти в интернете та, что крестоносцы разграбившие Константинополь доставили эти мощи в… Марсель. После чего след их теряется.
И вот здесь возможна следующая версия произошедшего.
Если эти мощи действительно прибыли в Марсель привезенные крестоносцами и остались гласно замечены в истории. То так как здесь уже находились одни мощи Лазаря, то прилюдно встречать еще одни мощи и выставлять себя в неудобном свете было не резонно. Поэтому католики могли потихому встретить настоящие мощи и произвести замену тех мощей, что находились здесь до этого.
Лично для меня эта версия малоправдоподобна, однако это не важно.
Православный мир имеет мощи праведного Лазаря на Кипре, а 11 июня 2012 года часть этих мощей была доставлена делегацией православной церкви в Зачатьевский монастырь в самый центр Москвы. В настоящее время мощи Святого Лазаря хранятся в Москве в соборе Рождества Богородицы Зачатьевского монастыря. Доступ к мощам – ежедневно, с 7.00 до 20.00. В 12.00 служится молебен Святому Лазарю с акафистом.

Яко велико сокровище и богатство некрадомо / к нам прииде из Кипра, Лазаре, / Промыслом всех Бога, повелением царя благочестива, / подая чтущим тя исцеления даром, / избавляя от бед и от всякаго вреда, / верою взывающих ти: / спаси всех молитвами своими, Лазаре отче наш.


Вернуться в «Религия»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость