Православные праздники, памятные дни, посты

Вопросы, касащиеся религии, культовых зданий и ритуала.
Agressor
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 09 ноя 2018, 22:19

Re: Православные праздники, памятные дни, посты

#371

Сообщение Agressor » 29 дек 2019, 07:14

Ооооооо,сектанты РПЦ ещё на перевелись? :twisted: Хватит бредятину тут писать.


Евгений(Judjin)
Сообщения: 336
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 102 раза

#372

Сообщение Евгений(Judjin) » 05 янв 2020, 18:24

07 января (25.12 ст.ст.) РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.

Тропарь, глас 4
Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума, / в нем бо звездам служащии / звездою учахуся / Тебе кланятися, Солнцу Правды, / и Тебе ведети с высоты Востока. / Господи, слава Тебе.
(Рождество Твое, Христе Боже наш, / озарило мир светом знания, / ибо чрез него звездам служащие / звездою были научаемы / Тебе поклоняться, Солнцу правды, / и знать Тебя, с высоты Восходящее Светило. / Господи, слава Тебе!)

Кондак, глас 3
Дева днесь Пресущественнаго раждает, / и земля вертеп Неприступному приносит. / Ангели с пастырьми славословят, / волсви же со звездою путешествуют: / нас бо ради родися / Отроча Младо, Превечный Бог.
(Дева в сей день Сверхсущественного рождает, / и земля пещеру Неприступному приносит; / Ангелы с пастухами славословят, / волхвы же за звездою путешествуют, / ибо ради нас родилось / Дитя младое, предвечный Бог!)

Величание
Величаем Тя, / Живодавче Христе, / нас ради ныне плотию рождшагося / от Безневестныя / и Пречистыя Девы Марии.
(Величаем Тебя, / Податель жизни, Христе, / нас ради ныне по плоти родившегося / от не познавшей мужа и пречистой Девы Марии.)

Задостойник, глас 1
Величай, душе моя, / Честнейшую и Славнейшую Горних воинств, Деву Пречистую, Богородицу.
Любити убо нам, яко безбедное страхом / удобее молчание, / любовию же, Дево, / песни ткати, спротяженно сложенныя, неудобно есть; / но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь.
(Величай, душа моя, / честью и славой высшую Небесных Воинств, / Деву Пречистую, Богородицу.
По страху нам легче бы хранить молчание, / как дело безопасное, / по любви же, Дева, / ткать песнопения, с усердием составленные, трудно; / но Ты, Матерь, и силу подавай / по мере природного призвания.)

Празднику Рождества Господа Иисуса Христа я уже посвятил несколько статей. Кроме того, не сомневаюсь, что вы все знаете и события этого праздника и его символический смысл. Поэтому сделаем некое продолжнение предыдущего поста продолжив читать «Протоевангелие Иакова». Здесь есть ряд интересных мест, кроме того они изображались на фресках древних византийских храмов, что говорит о том, что данные сюжеты были широко известны в христианском обществе первых веков.

XI. И, взяв кувшин, пошла за водой; и услышала голос, возвещающий: Радуйся, благодатная! Господь с тобою; благословенна ты между женами. И стала оглядываться она, чтобы узнать, откуда этот голос. И, испугавшись, возвратилась домой, поставила кувшин и, взяв пурпур, стала прясть его.

Изображение

(Как видим, Богородица в первый раз услышала голос Архангела Гавриила у колодца, что вы можете видеть на фресках. Очевидно, что подобное событие может вызвать страх у любого человека, поэтому Архангел бережно, как бы предупреждает Богородицу о своем явлении, а затем начинает Благовествование.)

И тогда предстал перед нею ангел Господень и сказал: «Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога и зачнешь по слову Его». Она же, услышав, размышляла, говоря сама себе: «Неужели я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает?» И сказал ангел: не так, Мария, но сила всевышнего осенит тебя, потому и рожденное тобой Святое наречется сыном Всевышнего. И наречешь ему имя Иисус, ибо Он спасет народ свой. И сказала Мария: Я- раба Господа, да будет мне по слову твоему.

XII. И окончила она прясть багрянец и пурпур и отнесла первосвященнику. Первосвященник благословил ее и сказал: Бог возвеличил имя твое, и ты будешь благословенна во всех народах на земле. О6радовавшись, Мария пошла к родственнице своей Елизавете. И постучала в дверь, Елизавета же, услышав, перестала (прясть) багрянец, побежала к двери и, открыв, увидела Марию и благословила ее, сказав: за что мне это (дано), что пришла матерь Господа моего ко мне. Ибо находящийся во мне младенец взыграл и благословил тебя.
(Впоследствии, тема детской дружбы Крестителя Господня Иоанна и Господа Иисуса Христа найдет свое неоднократное упоминание в живописи ведущих художников мира.)

Изображение

А Мария не постигла тайны, которые открыл ей архангел Гавриил, и подняла глаза к небу и сказала: кто я. Господи, что все народы земли меня благословляют?

(Этот вопрос Богородицы не соответствует тексту канонического Евангелия, где Лука довольно ясно пишет-
И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды
; (Лк. 1:46-48)
В толковании этого текста Евангелия Святители видят проявление пророческого духа Богородицы. Поэтому очень важно знать основы канонического текста, что знали и все великие Святители Церкви завещавшие нам читать Евангелие, хотя бы по одной главе- ежедневно. Сами же они выполняли это правило в более строгом объеме, например преподобный Серафим Саровский прочитывал все Евангелие каждый день.)

И прожила у Елизаветы три месяца. Между тем ее чрево день ото дня увеличивалось, и Мария в страхе вернулась к себе в дом и пряталась от сынов Израиля. Было же ей шестнадцать лет, когда совершались таинства эти.

XIII. Шел уже шестой месяц (ее беременности), и тогда Иосиф вернулся после плотничьих работ и, войдя в дом, увидел ее беременною. И ударил себя по лицу, и упал ниц, и плакал горько, говоря: как теперь буду я обращаться к Господу Богу моему, как буду молиться о девице этой, ибо я привел ее из храма девою и не сумел соблюсти? Кто обманул меня? Кто причинил зло дому моему и опорочил деву? Не случилось ли со мною то же, что с Адамом? Как тогда, когда Адам славословил (Господа), явился змей, и увидел Еву одну, и обольстил ее, так произошло и со мною. И встал Иосиф, и позвал Марию, и сказал: Ты, бывшая на попечении Божием, что же ты сделала и забыла Господа Бога своего? Зачем осквернила свою душу, ты, которая выросла в Святая святых и пищу принимала от ангела? Она тогда заплакала горько и сказала: чиста я и не знаю мужа. И сказал ей Иосиф: Откуда же плод в чреве твоем? Она ответила: Жив Господь Бог мой, не знаю я, откуда.

XIV. И Иосиф испугался, и успокоен был ею, и стал думать, как поступить с ней. И говорил Иосиф: если я утаю грех ее, то стану нарушителем Закона, а если расскажу о нем сынам Израиля, то предам невинную кровь на смерть. Что же мне сделать с нею? Отпущу ее втайне (из дому). И наступила ночь. И ангел Господень явился ему во сне и сказал: не бойся за деву: ибо то, что в ней, от Духа святого: родит она Сына, и ты назовешь его Иисусом. Ибо Он спасет народ свой от наказания за грехи. И проснулся Иосиф, и прославил Бога Израиля, пославшего ему благодать, и оставил ее (Марию).

(Далее следуют два абзаца, которые вы сможете сами найти при желании, повествующие о том, как Иосиф оправдывается о беременности своей жены Марии перед первосвященником, которую обещал хранить в святости).

XVII. Тогда вышло указание от цезаря Августа совершить перепись в Вифлееме Иудейском. И сказал Иосиф: сыновей своих запишу. Но что делать мне с этой девой? Кем записать ее? Женою? Мне стыдно. Дочерью? Но все сыны Израиля знают, что она мне не дочь. Да покажет день Господень, что будет угодно Господу. И посадил ее на осла оседланного и повел его один сын, а Иосиф с другим сыном пошел за ними. И прошли три мили. И посмотрел (в тексте – обернулся) Иосиф и увидел, что она печальна и подумал, что находящийся в ней плод печалит ее. Потом опять посмотрел Иосиф и увидел, что она радостна, и спросил ее: Мария, отчего я вижу твое лицо то грустным, то веселым? И Мария ответила Иосифу: Оттого, что я вижу перед глазами два народа, один плачет и рыдает, другой радуется и веселится. И прошли половину пути, и сказала ему Мария: сними меня с осла, ибо то, что во мне, заставляет меня идти. И он снял ее с осла и сказал ей: куда мне отвести тебя и скрыть позор твой? Ибо место здесь пустынно.

Изображение

XVIII. И нашел там пещеру, и привел ее, и оставил с ней сыновей своих, и пошел искать повивальную бабку в округе Вифлеема.
И вот я, Иосиф, шел и не двигался. И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете остановились, посмотрел на землю и увидел поставленный сосуд и работников, возлежавших подле, и руки их были около сосуда, и вкушающие (пищу) не вкушали, и берущие не брали, и подносящие ко рту не подносили, и лица всех были обращены к небу. И увидел овец, которых гнали, но которые стояли. И пастух поднял руку, чтобы гнать их, но рука осталась поднятой. И посмотрел на течение реки и увидел, что козлы прикасались к воде, но не пили, и все в этот миг остановилось.

XIX. И увидел я женщину, спускающуюся с горы, которая сказала мне: человек, куда ты идешь? Я отвечал: ищу повивальную бабку. В ответ она спросила меня: Ты из Израиля? И я сказал ей: Да. Она же сказала: А кто такая, кто рожает в пещере? Я отвечал: Она обручена со мной. И она сказала: Она не жена тебе? Тогда ответил я: Это Мария, которая выросла в храме Господнем, и я по жребию получил ее в жены, но она не жена мне, а зачала от Духа святого. И сказала ему бабка: Правда ли это? И ответил Иосиф: пойди и посмотри. И бабка повивальная пошла вместе с ним . И встали они у пещеры, и облако сияющее появилось в пещере. И сказала бабка: душа моя возвеличена, глаза мои увидели чудо, ибо родилось спасение Израилю. И облако тогда отодвинулось от пещеры, и в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. И воскликнула бабка, говоря: Велик для меня день этот, ибо я узрела явление небывалое. И вышла она из пещеры, и встретила Саломею, и сказала ей: Саломея, Саломея, я хочу рассказать тебе о явлении чудном: родила дева и сохранила девство свое. И сказала Саломея: Жив Господь Бог мой, пока не протяну пальца своего и не проверю девства ее, не поверю, что дева родила.

Изображение

XX. И только протянула Саломея палец, как вскрикнула и сказала: Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот моя рука отнимается как в огне. И пала на колени перед Господом, говоря: Господь Бог отцов моих, вспомни, что я из семени Авраама, Исаака и Иакова, не осрами меня перед сынами Израиля, но окажи мне милость ради бедных: ибо Ты знаешь, что я служила Тебе во имя Твое и от Тебя хотела принять воздаяние. И тогда предстал перед нею ангел Господень, и сказал ей: Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к младенцу и подержи его, и наступит для тебя спасение и радость. И подошла Саломея, и взяла младенца на руки, сказав: поклонюсь ему, ибо родился великий царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея и вышла из пещеры спасенною.
XXI. И Иосиф приготовился идти (дальше) в Иудею. А в Вифлееме Иудейском была большая смута, ибо пришли маги и спрашивали: где родившийся царь иудеев? ибо мы увидели его звезду на востоке и пришли преклониться перед Ним. И, услышав это, Ирод встревожился и послал слуг за магами. Потом созвал первосвященников и спрашивал их в претории, где должен родиться Христос согласно писанию? Ответили ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано, и отпустил их. И спрашивал потом магов, говоря им: Какое знамение видели вы о рождении царя? И отвечали маги: мы видели звезду большую, сиявшую среди звезд и помрачившую их, так что они почти не были заметны, и так мы узнали, что родился царь Израиля, и пришли преклониться перед Ним. И сказал Ирод: пойдите и поищите, и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне поклониться ему.

Изображение

И пошли маги. И звезда, которую они видели на востоке, шла перед ними, пока не пришли они к пещере, и остановилась перед входом в пещеру. И увидели маги Младенца с матерью Его Марией, и, открыв сокровища свои, поднесли Ему в дар золото, ладан и мирру. И, получив откровение от ангела не возвращаться в Иудею, пошли в страну свою иным путем.
XXII. Тогда Ирод понял, что маги обманули его, и, разгневавшись, послал убийц, говоря им: убейте младенцев от двух лет и младше. И Мария, услышав, что избивают младенцев, испугавшись, взяла ребенка своего и, запеленав, положила в воловьи ясли. А Елизавета, услышав, что ищут Иоанна (сына ее), взяла его и пошла на гору. И искала места, где спрятать его, но не нашла. И воскликнула громким голосом, говоря: гора Бога, впусти мать с сыном, и гора раскрылась и впустила ее. И свет светил им, и ангел Господен был вместе с ними, охраняя их.

Изображение

XXIII. Ирод же тем временем разыскивал Иоанна и отправил слуг к Захарии, говоря: Где спрятал ты своего сына? Он же ответил, сказав: Я слуга Бога, нахожусь в храме и не ведаю, где сын мой. И слуги пришли и рассказали это Ироду. И Ирод в гневе сказал: сын его будет царем Израиля. И отправил к нему опять (слуг), говоря: скажи правду, где сын твой? Ибо знай, что твоя жизнь в моей власти. И Захария ответил: Я свидетель (мученик) Божий, если прольешь кровь мою, Господь примет душу мою, ибо неповинную кровь ты прольешь перед храмом. И перед рассветом Захария был убит, а сыны Израиля не знали, что его убили.

XXIV. И во время (обряда) целования собрались жрецы и не встретил их, согласно обычаю, Захария с благословением. И жрецы, стоя, ждали Захарию, чтобы совершить молитву и прославить Всевышнего. Но так как он не появлялся, все они прониклись страхом. И один из них дерзнул войти (в святилище) и увидел у алтаря кровь запекшуюся, и голос возвестил: Убит Захария, и кровь его не исчезнет до тех пор, пока не придет отмщение. Услышав такие слова, испугался жрец и, выйдя, рассказал другим жрецам. И они решились войти и увидели, что там было, и стены храма возопили, и жрецы сами разорвали одежды свои; но тела его не нашли, только кровь, сделавшуюся как камень, и объятые ужасом вышли и возвестили народу, что убит Захария. И услышали все колена народа, и плакали и рыдали о нем три дня и три ночи. После трех дней жрецы стали советоваться, кого сделать вместо него, и жребий пал на Симеона. Это ему было возвещено Святым духом, что он не умрет, пока не узрит Христа живого.

Изображение

XXV. А я, Иаков, который написал этот рассказ в Иерусалиме, во время смуты скрывался в пустыне до тех пор, пока не умер Ирод и смута не стихла в Иерусалиме.

Изображение

Славлю Господа Бога, даровавшего мне премудрость, чтобы описать это. Да будет благодать его для всех, боящихся Господа нашего Иисуса Христа.

Изображение

Евгений(Judjin)
Сообщения: 336
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 102 раза

#373

Сообщение Евгений(Judjin) » 17 янв 2020, 20:43

19 января (06.01 ст.ст.) СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСИТЕЛЯ НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

Изображение

Тропарь праздника, глас 1:
Во Иoрда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́йческое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся Христе́ Бо́же// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.
(Господи, когда Ты крестился во Иордане, явилось поклонение Святой Троице; ибо голос Отца свидетельствовал и Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность слов (Отца); Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе.)

Кондак праздника, глас 4:
Яви́лся еси́ днесь вселе́нней,/ и свет Твой, Го́споди, зна́менася на нас,/ в ра́зуме пою́щих Тя:/ прише́л еси́ и яви́лся еси́,// Свет Непристу́пный.
(Сегодня Ты, Господи, явился вселенной, и свет открылся нам, разумно воспевающим Тебе: «Свет неприступный, Ты пришел и явился нам».)

Задостойник

Припев: Величай, душе моя, Честнейшую горних воинств, Деву Пречистую Богородицу.

Недоумеет всяк язык благохвалити по достоянию, изумевает же ум и премирный пети Тя, Богородице; обаче Благая сущи, веру приими, ибо любовь веси Божественную нашу: Ты бо христиан еси Представительница, Тя величаем.

Припев: Величай, душа моя, Пречистую Богородицу, которая почетнее небесных (ангельских) воинств.

(Никакой язык не в силах восхвалить по достоинству, и даже ангельский ум недоумевает(, как) воспеть Тебя, Богородица; но, как Благая, прими веру, ведь любовь нашу живую Ты знаешь; Ты — Предстательница христиан; Тебя мы величаем).

Величание
Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию Крестившагося от Иоанна в водах Иорданских.
(Славим Тебя, Податель жизни, Христос, ради нас сегодня крестившегося по плоти от Иоанна в водах Иорданских.)

До IV века Крещение и Рождество праздновались совместно, 6 января.

Изображение

Изображение

Отделение Рождества Христова и перенесение его празднования на 25 декабря произошло лишь в IV веке.

Воспоминание иорданского события Церковь ежегодно обновляет чином великого освящения воды. Если вечерня совершается обособленно, чин положен на ее окончание: после возгласа «Буди держава» священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды. Оно совершается также и в самый праздник после литургии. В навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего водное естество, а также крещения оглашенных, которое в древности совершалось в навечерие Богоявления. В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя.

Этот чин получил свое начало в Иерусалимской Церкви, в IV-V веках практиковался лишь в ней одной: по обычаю, все выходили на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. В Русской Православной Церкви водоосвящение в навечерие совершается в храмах, на праздник же оно обычно происходит на реках, источниках и в колодцах - в так называемых иорданях, поскольку Христос крестился вне храма. Сам чин освящения воды приписывают евангелисту Матфею.
В сочельник Богоявления (как и в сочельник Рождества Христова) предписывается строгий пост: принятие пищи один раз после освящения воды. Если навечерие случится в субботу и воскресенье, пост облегчается: дозволяется принятие пищи дважды. Попраздненство Крещения Господня длится восемь дней.

ОСНОВНЫЕ ТЕКСТЫ СЛУЖБЫ И ПЕСНОПЕНИЯ ДЛЯ ОБЩЕНАРОДНОГО ПЕНИЯ

Совершается Литургия свт. Василия Великого с антифонами праздника

Изображение

1-й антифон (Антифо́н — (от греч. ἀντίφωνος — отвечающий звуком на звук, противогласие) – песнопение, осуществляемое попеременно двумя, расположенными друг против друга хорами) глас 1 (Псалом 113):

Во исхо́де Изра́илеве от Еги́пта,/ до́му Иа́ковля из люде́й ва́рвар.
Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас.

Бысть Иуде́я святы́ня Его́,/ Изра́иль о́бласть Его́.
Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас.

Мо́ре ви́де и побеже́,/ Иорда́н возврати́ся вспят.
Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас.

Что ти есть, мо́ре, я́ко побе́гло еси́?/ И тебе́, Иорда́не, я́ко возврати́лся еси́ вспять?
Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Моли́твами Богоро́дицы, Спа́се, спаси́ нас.

Изображение

2-й антифон, глас 2 (Псалом 114):
Возлюби́х, я́ко услы́шит Госпо́дь/ глас моле́ния моего́.
Спаси́ ны, Сы́не Бо́жий,/ во Иорда́не крести́выйся, пою́щия Ти:// аллилу́ия.

Я́ко приклони́ у́хо Свое́ мне,/ и во дни моя́ призову́.
Спаси́ ны, Сы́не Бо́жий,/ во Иорда́не крести́выйся, пою́щия Ти:// аллилу́ия.

Объя́ша мя боле́зни сме́ртныя, беды́ а́довы обрето́ша мя,/ скорбь и боле́знь обрето́х и И́мя Госпо́дне призва́х.
Спаси́ ны, Сы́не Бо́жий,/ во Иорда́не крести́выйся, пою́щия Ти:// аллилу́ия.

Ми́лостив Госпо́дь и пра́веден,/ и Бог наш ми́лует.
Спаси́ ны, Сы́не Бо́жий,/ во Иорда́не крести́выйся, пою́щия Ти:// аллилу́ия.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Единоро́дный Сы́не и Сло́ве Бо́жий, Безсме́ртен Сый/ и изво́ливый спасе́ния на́шего ра́ди/ воплоти́тися от Святы́я Богоро́дицы и Присноде́вы Мари́и,/ непрело́жно вочелове́чивыйся,/ распны́йся же, Христе́ Бо́же, сме́ртию смерть попра́вый,/ Еди́н Сый Святы́я Тро́ицы,// спрославля́емый Отцу́ и Свято́му Ду́ху, спаси́ нас.

3-й антифон, глас 1 (Псалом 117):
Испове́дайтеся Го́сподеви, я́ко Благ,/ я́ко в век ми́лость Его́.
Тропарь Праздника: Во Иoрда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́йческое яви́ся поклоне́ние:/ Роди́телев бо глас свиде́тельствоваше Тебе́,/ возлю́бленнаго Тя Сы́на имену́я,/ и Дух в ви́де голуби́не/ изве́ствоваше словесе́ утвержде́ние./ Явле́йся Христе́ Бо́же// и мир просвеще́й, сла́ва Тебе́.

Да рече́т у́бо дом Изра́илев:/ я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его́.
Во Иoрда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́йческое яви́ся поклоне́ние…

Да рече́т у́бо дом Ааро́нь:/ я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его́.
Во Иoрда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́йческое яви́ся поклоне́ние…

Да реку́т у́бо вси, боя́щиися Го́спода:/ я́ко Благ, я́ко в век ми́лость Его́.
Во Иoрда́не креща́ющуся Тебе́, Го́споди,/ Тро́йческое яви́ся поклоне́ние…

ВЕЛИКОЕ ОСВЕЩЕНИЕ ВОДЫ

Тропари на водоосвящении, глас 8
Глас Господень на водах вопиет, глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, явльшагося Христа.(трижды)
Днесь вод освящается естество, и разделяется Иордан, и своих вод возвращает струи Владыку зря крещаема. (дважды)

Яко Человек на реку пришел еси, Христе Царю, и рабское крещения прияти тщишися, Блаже, от Предтечеву руку, грех ради наших, Человеколюбче. (дважды)
Слава, и ныне:
Ко гласу вопиющаго в пустыни, уготовайте путь Господень. Пришел еси, Господи, зрак рабий приим, крещения прося, не ведый греха: видеша Тя воды и убояшася. Трепетен бысть Предтеча, и возопи глаголя: како просветит светильник Света? Како руку положит раб на Владыку? Освяти мене и воды, Спасе, вземляй мира грех.

Согласно евангельскому свидетельству, к Иоанну Предтече, который находился у реки Иордан в Вифаваре (Ин. 1:28) пришел Христос, которому было тогда, как утверждает евангелист Лука, тридцать лет. Местоположение Вифавары, куда пришел креститься Спаситель, не определено с достоверной точностью. Примерно с XVI века им считается место, где находится сейчас монастырь Святого Иоанна, неподалеку от современной Бейт-Авары.

Рождество Мессии стало началом новой эры для всего человечества, Крещение же – провело границу между Ветхим и Новым Заветами.
Празднование Богоявления восходит еще к апостольским временам, об этом упоминается и в Апостольских постановлениях. Сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского (II в.) о праздновании Крещения Господня и о совершаемом в преддверии праздника ночном бдении.

В апостольских постановлениях читаем: «Богоявления праздник да празднуют, понеже в тот день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в Крещении, и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим Свидетельствованнаго» (кн. 5, гл. 42; кн. 8, гл. 33)

Изображение

Евгений(Judjin)
Сообщения: 336
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 102 раза

#374

Сообщение Евгений(Judjin) » 28 янв 2020, 22:12

30 января (17.01 ст.ст.) Преподобного Антония Великого (356).

Изображение

Преподобный Антоний Великий (ок. 251 - ок. 356, Египет) является одним из основателей православного монашества. Добавление «Великий» означает для нас не только то, что человек совершил в своей жизни большие подвиги, но и то, что его жизненный путь и его труды заслуживают особого внимания и изучения каждым православным человеком для получения наибольшей душевной пользы (особо обращу внимание на «Добротолюбие»).

Обращу внимание и на поучительное наставление "О последних временах".
Прп. Антоний оставил предсказания о монашестве последних времен.
«Придет время, дети мои, когда монахи оставят пустыни, и потекут вместо них в богатые города, где вместо этих пустынных пещер и тесных келий воздвигнут гордые здания, могущие спорить с палатами царей; вместо нищеты возрастет любовь к собиранию богатств; смирение заменится гордостию; многие будут гордиться знанием, но голым, чуждым добрых дел, соответствующих знанию; любовь охладеет; вместо воздержания умножится чревоугодие, и очень многие из них будут заботиться о роскошных яствах не меньше самих мирян, от которых монахи ничем другим отличаться не будут, как одеянием и наглавником, и, несмотря на то, что будут жить среди мирян, будут называть себя уединенниками. При том они будут величаться, говоря: я Павлов, я Аполлосов, как будто вся сила их монашества состоит в достоинстве их предшественников; они будут величаться отцами своими, как иудеи отцом своим Авраамом».

Антний Великий не был первым отшельником, многие истово верующие люди и до него уходили в пустыню в поисках покаяния и чистой молитвы. Но Антоний стяжал такую великую благодать, которая стала известна всему миру, он получил дары мудрости, пророчества, исцеления больных. У него появились тысячи последователей, которые стали образовывать уединённые общины, прообразы известных нам сейчас лавр. Как бы далеко не уходил он в пустыню, но везде его находили последователи и люди жаждущие исцеления души и тела. Однако эти великие дары пришли к Антонию не случайно, а как награда за его истинную веру, стойкость перед чудовищными искушениями и бесовскими нападениями, за подвиги воздержания кротости и любви. Стойкость св. Антония стала примером для всех будущих подвижников и монахов. Она послужила также сюжетом для многих картин и литературных произведений. Достаточно упомянуть картину "Терзания(Искушение) Святого Антония" написанную 12-13 летним Микеланджело. Но этот сюжет для меня недоступен, т.к. находится в США, стране "где я не буду никогда". Поэтому ниже икона из греческой церкви из Константинополя.

Изображение

Св. Антоний родился в знатной коптской семье и был воспитан в твёрдых правилах веры. Потеряв в 20 лет родителей, он решил посвятить свою жизнь служению Богу. Раздав всё имущество нуждающимся и пристроив к родственникам малолетнюю сестру, он отправился в пустыню. Здесь молодого подвижника ждали многочисленные и тяжёлые искушения. Бесы то соблазняли его похотью и богатством, то принимали вид страшных чудовищ и диких зверей. Не преуспев в искушениях они пытались взрастить у Антония тщеславие. Когда и это искушение было отвергнуто, они напали на отшельника и нанесли ему жестокие раны. Люди нашли его и, сочтя мёртвым, принесли в деревню, чтобы приготовить к погребению. Ночью он пришёл в себя и умолил друга снова отнести себя в пустыню. И тут Господь явил ему знамение. Преподобный увидел спускавшийся к нему с неба луч света и воскликнул: "Где был Ты, милосердный Иисусе?.. почему с самого начала не явился исцелить мои раны?" Господь ответил: "Антоний! Я был здесь, но ждал, желая видеть твое мужество; теперь же, после того, как ты твердо выдержал борьбу, Я буду всегда помогать тебе и прославлю тебя во всем мире". После этого преподобный Антоний встал, чудесно исцеленный от ран и готовый к новым подвигам. В это время ему было 35 лет.

Благословение Господне пребыло с Антонием на всём его дальнейшем пути (а умер он в возрасте 105 лет). В общей сложности, он пробыл в пустынях 85 лет и не повредили ему ни жара, ни голод, ни дикие звери, ни разбойники. Во время жутких гонений Максимиана, он вышел из затвора и отправился в Александрию, чтобы служить и помогать христианским мученникам. Но палачи не посмели его тронуть. В возрасте почти 100 лет св. Антоний по просьбе Афанасия Великого ещё раз прервал затворничество и отправился в Александрию, чтобы осудить арианский грех. Ариане распускали ложные слухи, что Антоний Великий поддерживает их ересь. Св. Антоний разоблачил и проклял ариан при всём стечении народа. Его авторитет и слава чудотворца оказали могучее воздействие на людей. После этого, почти невероятного для старца подвига, Антоний вернулся в пустыню и прожил там ещё 5 лет. Святой отошёл к Господу в 356 году. Двум ученикам, ходившим за ним в последние 15 лет его жизни, он велел не открывать места своего погребения, из опасения обоготворения.

При византийском императоре Юстиниане (527—565) его мощи были найдены и торжественно перенесены из египетской пустыни в Александрию (ок. 529 года), затем — в Константинополь (около 623 года). Здесь их видел паломник Антоний Новгородский о чем оставил свидетельство в своем отчете: «… А святая Федосия девица в женском монастыре лежит.
Оттоле близ святой Исаиа пророк под трапезою лежит.
Сторонь же той церкви Лаврентия святого, здесь мощи его.
Оттоле идучи горе, святой Антоний отец лежит.
А от того святой Павел белец на Лугареве.» (прошу прощения за грамматические ошибки).

Однако в 980 году мощи Святого Антония были перенесены во Францию. Честная глава Антония Великого долгое время хранилась в аббатстве Монмажур, однако в 1491 году она была перенесена в Арль в кафедральный собор святого Трофима.

Изображение

В начале I тыс. до Р. Х. на территории Арля (Арелат) существовало лигурийское поселение; в VII в. до Р. Х. выходцы с острова Родос основали напротив будущего Арля торговую факторию Роданусия. В 46 г. до Р. Х. на месте Арля была основана римская колония. В начале IV в. при императоре Константине I Великом в Арле были восстановлены общественные здания, форум и храмы, построен императорский дворец и монетный двор.

Изображение

Император Константин трижды бывал в Арле ( в 308, 314, 316гг.), ставшем впоследствии одной из резиденций его сына, императора Константина II (337-340). Церковное предание, отраженное в послании папы Зосимы от 417 г., связывает основание христианской Церкви в Арле с именем святого Трофима, апостола от 70. (Однако о нем может быть расскажу в свое время. )
Тем не менее скажем, что святой Киприан Карфагенский писал о том, что в 254 г. церковь Арля уже миновала период становления и была достаточно организованной. Древнейшие христианские памятники в Арле также относятся к началу III в. Все это дало основание тому, что знаменитый Путь Пилигримов к мощам Апостола Иакова в Сантьяго-Компостелла обязательным пунктом прохождения во Франции сделал именно Арль.
С февраля 1888 года по май 1889 года в Арле работали художники Гоген и Винсент ван Гог; для последнего этот период был самым продуктивным в жизни.
В Арле сохранилось немало античных строений - часть городской стены, театр и амфитеатр (I век до н. э.), где могло поместиться до 20 тысяч зрителей (до сих пор используются для проведения корриды). При раскопках было обнаружено много ценных произведений искусства (напр., «Венера Арлезианская», перевезённая в Лувр).

Изображение

Однако нам интересен непосредственно собор, который находится на старинной площади Республики.

Изображение

Римский обелиск поставлен в центре площади Республики, напротив собора и Ратуши. Этот античный памятник 15-метровой высоты с 4 века возвышался посреди Римского цирка, но с разрушением Цирка упал, раскололся, ушел под землю и был найден только в 1389 году. Он высечен из гранита, добываемого в Малой Азии. Чтобы преодолеть 840 метров, отделяющих нынешнюю площадь Республики до развалин цирка, потребовалось 40 дней.

Изображение

В городе прямо у обелиска много старинных Церквей, но не все они предназначены для нужд молящихся.

То, что площадь можно назвать старинной определяется её главным зданием — романским собором св. Трофима. Собор выстроен в 10 -12 веках, а основой его послужила церковь святого Стефана 5го века. Этот собор многократно упоминается в истории средневековой Европы, например здесь короновались императоры Фридрих Барбаросса и Карл 4й.

Изображение

В этом соборе существует особая капелла Антония Великого.

Изображение

Изображение

И именно в этой капелле находится ковчег, внутри которого за плотной решеткой сохраняется Честная глава преподобного Антония Великого.

Изображение

Изображение

Изображение

АНТОНИЮ ВЕЛИКОМУ
Тропарь, глас 4
Ревнителя Илию нравы подражая, / Крестителю правыми стезями последуя, / отче Антоние, / пустыни был еси житель, / и вселенную утвердил еси молитвами твоими. / Темже моли Христа Бога, / спастися душам нашим.

Кондак, глас 2
Житейския молвы отринув, / безмолвно житие скончал еси, / Крестителя подражаяй всяким образом, преподобнейший, / с ним убо тя почитаем, / отцев начальниче Антоние.

P.S. В будущем возможно продолжу тему почитания мощей преподобного Антония Великого и продолжу повествование об Арле, если то будет Угодно.

Евгений(Judjin)
Сообщения: 336
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 102 раза

#375

Сообщение Евгений(Judjin) » 10 фев 2020, 20:42

12 февраля (30.01 ст.ст.) Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого (379), Григория Богослова (389) и Иоанна Златоустого (407).

Изображение

В Константинополе долго происходили споры о том, кому из трех святителей следует отдавать предпочтение. Одна часть людей превозносила святителя Василия (память 1 января), другая стояла за Григория Богослова (память 25 января), третья почитала святителя Иоанна Златоуста (память 13 ноября).
От этого среди христиан произошли церковные раздоры: одни называли себя василианами, другие – григорианами, третьи – иоаннитами.
По воле Божией, в 1084 году митрополиту Евхаитскому Иоанну явились три святителя и, объявив, что они равны пред Богом, повелели прекратить споры и установить общий день празднования их памяти. «Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство».

ВАСИЛИЮ ВЕЛИКОМУ, ГРИГОРИЮ БОГОСЛОВУ И ИОАННУ ЗЛАТОУСТУ
Тропарь, глас 4
Яко апостолов единонравнии / и вселенныя учителие, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати / и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 2
Священныя и боговещанныя проповедники, / верх учителей, Господи, / приял еси в наслаждение благих твоих и упокоение: / труды бо онех и смерть приял еси паче всякаго всеплодия, / Едине прославляяй святыя Твоя.

Вселенских – имеющих значение как учители для всех времен и народов. Они сыграли исключительную роль в формировании догматики, богослужения и церковной жизни вообще. Достаточно сказать, что из четырех вариантов Божественной Литургии, которая служится в поместных Православных Церквях, две приписываются авторству Иоанна Златоуста и Василия Великого.

Все они происходили из аристократических семей, которые отличались христианским благочестием и стремились дать своим детям как можно более хорошее образование. Например, Василий Великий учился у лучших учителей Кесарии Каппадокийской и Константинополя, а для завершения обучения отправился в интеллектуальную столицу античности Афины, где и познакомился с Григорием Богословом.
Теснейшая дружба, установившаяся между ними, сохранилась на всю жизнь. Григорий и Василий вместе провели юношеские годы и в дальнейшем оказывали поддержку друг другу. Для Златоуста же, который был младше их почти на 20 лет, первые двое были практически живой легендой и предметом глубочайшего почета и уважения. Иоанн много раз ссылается на суждения «блаженнейших, превосходнейших Василия и Григория» и ставит их как пример для подражания.
Василия Великого и Григория Богослова (а также Григория Нисского) еще называют Великими каппадокийцами, поскольку они были родом из Каппадокии – области Малой Азии, входившей в Восточную Римскую империю и населенной тогда греками. Сейчас Каппадокия принадлежит Турции, но сохраняет остатки еще многих храмов. Это поистине мистически прекрасное и уникальное место, о котором я постараюсь возможно сделать очень подробный рассказ.

Изображение

Изображение

О мощах Святого Иоанна Златоуста, которые хранились в Ватикане в Соборе Святого Апостола Петра я уже рассказывал и даже упомянул о том, что они были возвращены в Константинопольский патриархат.
Иоанн Златоуст был погребен в саркофаге. 30 лет его святые мощи пребывали в Команах (Абхазия), пока не было решено перевезти их в Константинополь. В 438 году сын Евдоксии и Аркадия, император Феодосий II отправил за мощами святителя Иоанна специальную делегацию. Но прибыв в Команы, эти люди никак не могли поднять тела усопшего архиерея. Тогда Феодосий II написал и отправил послание к святителю Иоанну, в котором просил прощения у него за себя и за неправедные деяния своей матери. Покаянное письмо было зачитано у гроба святого. После этого мощи с легкостью подняли и на корабле доставили в столицу Византии. По прибытии в Константинополь встречать святые мощи вышли Патриарх Прокл, император Феодосий II и огромное множество народа, любовь которого к своему архипастырю не угасла с годами. Раку с мощами поставили в церкви святой Ирины.

Изображение

А когда открыли крышку гроба, тело святого оказалось нетленным и источающим дивное благоухание. Позже мощи святителя Иоанна Златоуста перенесли в церковь святых апостолов. (эта церковь была полностью разрушена и ныне на месте этой церкви стоит мечеть).

В честь перенесения мощей святителя Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь установлено отдельное празднование, отмечаемое ежегодно 9 февраля. В IX веке на этот праздник написаны церковные песнопения.
Антоний Новгородец, так пишет о святых мощах:

«А у святыя же и Апостольския церкви царь Коньстянтин с материю своею лежат во едином гробе ; и за тем гробом лежит мрамор, а в нем стопа святаго апостола Петра, аки в воск воступил; той же камень из Рима принесен.И в той же церкви во олтари лежит святый Иоанн Златоустый и Григорей Богослов…»
Однако в 1204 году во время Четвертого крестового похода мощи святителя Иоанна были перенесены из Константинополя в Рим. Замечу, что отпечаток стопы Апостола Петра также был перенесен в Рим, где и находится по сей день (о нем я уже и рассказывал и показывал).
Лишь в ноябре 2004 года святыня была возвращена на свою историческую родину при личном участии Константинопольского Патриарха Варфоломея. Село Команы в Абхазии существует и поныне. Сейчас там расположен знаменитый Команский монастырь, ставший местом паломничества для многих верующих христиан. Возможно, что когда то и мне удасться там побывать.
Похожую историю имеют и мощи Святого Григория Богослова- Мощи св. Григория Богослова перенесены из Назианза в Царьград и положены в церкви святых Апостолов в царствование Константина Багрянороднаго (Чет. Мин. 25 января), а затем также перенесены в Ватикан, а позже в Константинополь вместе с мощами Иоанна Златоуста.

А вот с мощами Святого Василия Великого дела обстоят значительно сложнее. Причем сложность определяется по двум направлениям. Первое, это то, что эти мощи были разделены и попали в разные места, как и честная глава Святителя. Второе, это то что люди которые пытаются что-то рассказывать об этих Святынях просто переписывают некий текст из одного источника в другой, даже не задумываясь о реальном положении вещей. Так, например, Вы можете найти часто цитируемый текст «По западному преданию, честная глава Василия Великого находится на острове Сардиния. Она хранится в церкви святого Франческо, в г. Ористано, в драгоценном реликварии (дар имп. Феодосия I Великого)». Это все конечно- хорошо, но даже самая первая попытка просто найти эту церковь оборачивается тем, что данной церкви в Ористано- нет. Не верите? Сами поищите ее на гугл-картах, либо еще где-нибудь… Однако, благо отыскались правдолюбцы на просторах интернета, которые пообщались с местными епископами из Ористано, которые сказали, что слыхом не слыхивали о подобной Святыне.

Однако, существуют и более достоверные свидетельства, которые рассказывают-, что в Риме в церкви Марии Траспонтины, согласно Описи реликвий города (Reliquarum Urbis Indiculo), находились честная глава и рука Василия Великого. Церковь Санта-Мария-ин-Траспонтина (Chiesa di Santa Maria in Transpontina) в Риме действительно есть. ( сам я там не был, ввиду того, что обойти все сотни церквей в Риме- не в состоянии). И скорее всего именно отсюда мощи Святого Василия Великого были перевезены также в Константинопольский Патрирхат. А вот с честной главой Святителя дело обстоит сложнее. Скорее всего она, как это делалось- была разделена на две части, хотя может это и не так. Но, тем не менее, ныне мы имеем два ковчега с главой Святого Василия Великого и оба они хранятся в Греции- одна часть находится в Великой Лавре (Афон). Она была подарена византийским императором Никифором II Фокой, о чем говорится в хрисовуле 964 г. (Actes de Lavra. P., 1970. P. 105). А второй ковчег, по всей видимости тот, который из Рима, хранится в монастыре Давида Эвбейского на острове Эвбея. У меня есть в планах посещение этих мест, но как оно получится… Также обстоит дело и с основной частью мощей Святого Василия Великого, которые хранятся в Бельгии, часть возможно в Мюнхене, а рука Святого, хранится в греческой церкви в Венеции и о ней я уже рассказывал.

Изображение


ФАНАР. ВСЕЛЕНСКИЙ ПАТРИАРХАТ И ХРАМ СВ. ГЕОРГИЯ (RUM ORTODOKS PATRİKHANESİ)
Патриарший Собор св. Георгия (англ.: St. George’s Cathedral, тур.: Aya Yorgi Kilisesi)
Изображение

Сегодняшним текстом я начну повествование о Вселенском Константинопольском Патриархате. По моим планам я посвящу ему не менее трех статей, включая сегодняшнюю. Самого нынешнего патриарха Варфоломея здесь иногда можно встретить даже в будний день.

Изображение

После падения Константинополя (1453 год), центром православной жизни города в XVI веке стал район Фенер, куда в конце столетия была перенесена резиденция Патриарха. В 1601 году Патриарх Матфей II избрал своей новой резиденцией вместо храма св. Димитрия у Деревянных ворот (ныне Aya Dimitri Rum Ortodoks Kilisesi), расположенного примерно в 2/3 пути от нынешнего патриархата в сторону Влахернского храма, храм Святого Георгия, бывший до того женским монастырём.
Главный и по сути единственный храм на территории Патриархата – это первая церковь Константинополя Патриарший храм Святого Георгия Победоносца и, конечно, при входе в храм вас встречает икона этого Святого.

Изображение

Однако сегодня мы обратим внимание лишь на левую сторону собора- Северный неф.

Изображение

Именно здесь установлены ковчеги с частицам мощей Святых Григория Богослова и Иоанна Златоуста, а рядом с ними стоит и ковчег с мощами Василия Великого.

Изображение

Изображение

Евгений(Judjin)
Сообщения: 336
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 102 раза

#376

Сообщение Евгений(Judjin) » 13 фев 2020, 21:24

14 февраля (01.02 ст.ст.) Мученика Трифона (250).

Изображение

Святой Трифон родился во Фригии, это территория Турции примерно у Анкары.
Родился в семье христиан и с ранних лет принял христианские нравы. Будучи отроком, проявил дар чудотворений, исцеляя и облегчая недуги, изгоняя бесов. Обращал к христианской вере. Однажды молитвой святого Трифона были изгнаны вредные гады и насекомые, и тем спасены от голода жители Кампсады. Согласно преданию, изгнал дьявола из Гордианы, дочери римского императора Гордиана III, который, будучи идолопоклонником, не преследовавшим, однако, христиан, послал за Трифоном после того, как дьявол устами беснующейся девушки заявил, что только отрок Трифон может изгнать его. При этом дьявол покинул Гордиану, почуяв приближение Трифона, ещё за 3 дня до его прибытия в Рим. Примерно в 250 году был схвачен идолопоклонниками при этом его обнажённым подвесили на дереве и били, затем привязали к коню и повезли на охоту, после бросили в темницу, вбили гвозди в ноги и так водили по городу, но несмотря на это он отказывался отречься от Христа и признать римских богов, за что был осуждён на усекновение главы. Перед казнью Трифон истово молился, благодаря Господа и прося принять его в Своё царствие. По его молитве Господь взял его душу, причём ещё до того, как палачи успели привести приговор в исполнение.

В России очень много храмов посвященных святому Трифону, видимо из за существующего предания:
Народное московское предание говорит о том, что некогда государев сокольничий во время охоты в селе Напрудном упустил любимого царского сокола, чем вызвал гнев государя. Сокольничему было приказано в 3 дня сыскать сокола, иначе он должен был заплатить за него головой. Сокольничий, потратив 3 дня и вконец устав, горячо молился своему небесному покровителю мученику Трифону, а затем уснул на берегу Великого пруда. Во сне сокольничему явился Трифон с соколом на руке. Проснувшись, сокольничий неподалёку от себя увидел сокола, и вернув его государю, был спасён, а на том самом месте, где явился Трифон, поставил обетную церковь.
Однако городом святого Трифона считается город в Черногории под названием Котор в котором проживает чуть более 14.000 человек, расположенный между побережьем чудесного Боко-Которского залива и горой Ловчен.

Изображение

Из-за обилия исторических памятников и прекрасно сохранившихся средневековых сооружений в 1979 г. Котор объявлен ЮНЕСКО памятником Всемирного наследия.

В Которе в наши дни православных значительно больше, чем католиков, однако католических церквей больше, чем православных. Это связано с тем, что на протяжении большей части истории города в политическом плане в Которе доминировало католическое население, его представители составляли городскую знать. При этом доля православного населения постепенно росла, пока не стала преобладающей.
На сегодняшний день две общины в значительной мере объединены путем заключения смешанных браков: в местной прессе описывается неофициальное правило, когда в семьях, где один из супругов придерживается католичества, а другой православия, сына крестят в церкви, к которой принадлежит отец, а дочь в церкви, к которой принадлежит мать.

Небесным покровителем Котора считается святой Трифон, так как в 809 году (то есть ещё до раскола между католиками и православными) которский горожанин Андрия Сараценис выкупил святые мощи у венецианского купца, привезшего их из Константинополя. Тогда же был построен первый кафедральный собор Святого Трифона.

Изображение

Современный католический храм — более новый, в своем сегодняшнем виде построен в 1166 году на месте предыдущего. В 2009 году в Которе прошли празднества, приуроченные к 1200-летию обретения мощей святого. В связи с этим Папа Римский Бенедикт XVI на весь год объявил собор Святого Трифона папской базиликой.

Изображение

Изображение

Назван собор в честь святого покровителя Котора, этот белокаменный католический собор — крупнейший в городе. В часовне XIV века находятся мощи в виде усечённой главы Святого Трифона.

Изображение

Изображение

Изображение

а на втором этаже можно посмотреть коллекцию церковных реликвий, среди которых часть мощей святого Трифона.

Изображение

Там же расположено большое деревянное распятие, точное происхождение которого не установлено и древняя икона Богородицы.

Изображение

Остальные мощи Святого Трифона находятся в разных местах. Часть мощей в 1803 году была из Черногории привезена в Россию. В 1819 году эта святыня была вложена в трёх ковчежцах в икону, находившуюся в церкви Трифона в Напрудном. Когда церковь была закрыта в 1931 году, икона вместе с частицами мощей была перенесена в Храм иконы знамения Божией Матери в Переяславской слободе. Другая икона с частицей мощей святого Трифона находится в храме иконы Божией Матери «Нечаянная радость» в Марьиной роще. Часть мощей мученика Трифона находится в Свято-Троицком Китаевском монастыре в Киеве. Частичка мощей мученика Трифона хранится в Храме в честь Корсунской Иконы Божьей Матери в селе Корсунь Орловской области.

На сегодняшний день большинство православных храмов города Котора подчиняются Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви.
Основной православный собор Котора — храм Святого Николая. Расположенная на берегу морского канала, эта церковь начала XX века отлично видна с проходящей вплотную к ней городской стены.

Изображение

Построена в псевдо-византийском стиле, фасад украшают две колокольни. Отдельного внимания заслуживает иконостас, украшенный серебряным орнаментом. Фасад церкви украшает флаг Сербии.
Также действует небольшая церковь Святого Луки.

Изображение

Эта церковь в романском стиле построена в 1195 году феодалом Мауро Казафраги. В 1657 году во время Кандийской войны многие православные укрылись от турецкого вторжения в Которе. Венецианская администрация города разрешила им проводить богослужение в церкви Святого Луки. С тех пор здесь два алтаря — католический и православный, так что церковь может служить символом религиозной толерантности. Внутри остались старинные фрески. Пол церкви выложен надгробными камнями простых жителей Котора. В этом храме, есть совершенно чудесный предел святого Спиридона Тримифунского, а также частичка мощей апостола Луки, и частички мощей святого Евгения.
Котор является центром Которской католической епархии, которая охватывает весь залив, и местопребыванием католического епископа. Впервые Которская епархия упоминается в документе 530 года.
В разные времена он был римским, византийским, сербским и венецианским, принадлежал империи Наполеона, был в составе Австро-Венгрии и Югославии. Старый город, корни которого восходят ко II веку до н.э., включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Расцвет его пришелся на позднее Средневековье, когда узкая бухта давала надежное убежище военно-морским силам Венеции. Город обнесен отлично сохранившимися стенами высотой до двадцати метров и с двух сторон защищен горными потоками. Внутри стен — уютный лабиринт из узких улочек и старинных каменных домов, покрытые брусчаткой площади и венецианские дворцы.
Крепость на вершине горы Святого Иоанна была построена еще иллирийцами. Во времена византийского правления в VI веке она реставрировалась, после снова пришла в упадок и лишь в XV веке была фактически заново отстроена венецианцами, приобретя свои современные очертания. Стены, начинающиеся у залива, затем круто поднимаются в гору на высоту 280 метров. Для преодоления 1350 ступенек подъема требуется неплохая физическая форма

Изображение

(P.S. Использована статья блоггера filaretuos.)

Святой Трифон сподобился мученической кончины в Никее в 250 году при императоре Декии. Приняв тело мученика, христиане хотели придать его погребению в этом же городе, но святой Трифон в видении повелел перенести его тело на свою родину. Он был похоронен в селении Кампсада во Фригии, недалеко от города Апамеи. Позже его святые мощи были перенесены в Константинополь

Однако большая часть мощей святого Трифона все же была перенесена в Венецию и находится в двух разных церквях.
Скуола далматов свв. Георгия и Трифона — Scuola dalmata dei SS. Giorgio e Trifone, detta S. Giorgio degli Schiavoni.
Престол храма расположен прямо напротив главного входа. Над ним, в нише, выставлены для поклонения несколько стеклянных мощевиков. Центральный из них содержит часть мощей св. мученика Трифона. Реликвия была привезена, вероятно, в более позднее время кем-то из уроженцев Котора, проживавших в Венеции.

Вторая часть мощей находится в церкви святого Феликса 12 века, реконструирована в 16в.

Изображение

Мощи располагаются в левой боковой капелле, рядом со входом в санкристию. Святыня находится над престолом и содержит надпись «Кости святого мученика Трифона».

Изображение

Изображение

МУЧЕНИКУ ТРИФОНУ
Тропарь, глас 4
Мученик Твой, Господи, Трифон, / во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего, / имеяй бо крепость Твою, / мучителей низложи, / сокруши и демонов немощныя дерзости. / Того молитвами / спаси души наша.
Иной тропарь, глас 4
Пищи Божественныя, треблаженне, / наслаждаяся на Небесех неоскудно, / славящих песньми память твою покрый / и сохрани от всякия нужды, / отжени вредящих нивам животных, / да тебе от любве вопием всегда: / радуйся, Трифоне, мучеников укрепление.
Кондак, глас 8
Тройческою твердостию многобожие разрушил еси от конец, всеславне, / честен во Христе быв, и, победив мучители во Христе Спасителе, / венец приял еси мученичества твоего / и дарования Божественных исцелений, яко непобедим.

Изображение


Вернуться в «Религия»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость