Православные праздники, памятные дни, посты

Вопросы, касащиеся религии, культовых зданий и ритуала.
Евгений(Judjin)
Сообщения: 365
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 103 раза

Re: Православные праздники, памятные дни, посты

#391

Сообщение Евгений(Judjin) » 30 ноя 2020, 21:25

26 ноября (13.11 ст.ст.) Святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского (407). Часть 1.

Изображение

Поздравляю православных с началом Рождественского поста и сегодня позволю себе возвратиться чуть назад, к дню когда мы праздновали память Святителя Иоанна Златоуста. Сегодня будет сложный момент повествования, требующий некоторого прояснения. И, наверное, я сделаю некий собственный вывод исходя из традиции православия и в целом христианства.
Речь пойдет от дней, когда в жизни Святителя наступили тяжелые испытательные времена…

Изображение

Распущенность столичных нравов Константинополя, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия, жена императора Аркадия, распорядилась о конфискации собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой Иоанн Златоуст встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. С помощью архиепископа Александрийского Феофила, около которого объединились недовольные Иоанном епископы, Евдоксией в 403 году был инициирован так называемый "собор при Дубе" из личных недругов Златоуста, который осудил и его по мелочным и ложным обвинениям, во главе которых стояло оскорбление императрицы.

Святой был осужден на казнь, но император Аркадий заменил казнь изгнанием. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть Иоанна и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. Но уже через два месяца новый донос пробудил гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный собор, заочно постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел здание сената, последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.
Находясь в Кукусе в Армении, святитель Иоанн старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и своим друзьям в Константинополе, он утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святой был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести его в глухой Питиунт (ныне Пицунда, в Абхазии).

Изображение

Истощенный болезнями святитель, в сопровождении конвоя совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. Ночью святителю Иоанну Златоусту явился святой мученик Василиск, мощи которого почивали в этом городе, и сказал: «Не унывай, брат Иоанн, завтра будем вместе». На следующий день, 14 сентября 407 года, причастившись Святых Таин, вселенский святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу. Здесь же, в Команах, и был погребен великий вселенский учитель и иерарх.
Где находятся Команы? Ответ на этот вопрос в мире сегодня имеет достаточно определенное местоположение и находится он на территории современной Турции, где ныне проводятся раскопки на территории Команы- Понтийские.
Однако существует еще несколько Коман и один из них претендует именно на место захоронения Святителя- это Команы Абхазские.

Село Команы (Коман, Каманы) в Абхазии — одно из самых почитаемых христианами мест, история которого насчитывает более двух тысяч лет (В лесах возле селения проводятся исследования найденных древних языческих святилищ). Центр христианской культуры Абхазии. Расположено оно в Сухумском районе, в 15 км от центра абхазской столицы Сухуми на берегу реки Западная Гумиста. Название поселения переводится как «Святое место».
Как утверждается - до 483 года тело святителя находилось в селе, после чего его перенесли в Константинополь. Перенесение мощей из Команы в Константинополь Церковь празднует 9 февраля.
В Команах действует мужской монастырь Иоанна Златоуста.

Изображение

Изображение

При строительстве колокольни в земле была обнаружена гробница, в которой, предположительно, был погребен святитель до переноса его тела в Константинополь.

Изображение

Изображение

До войны с Грузией в 1990 г. Сухумо-Абхазская епархия входила в состав Грузинской православной церкви, получившей свою независимость от РПЦ в СССР по распоряжению И.В. Сталина. Но сегодня грузинское духовенство покинуло Абхазию. Из 140 абхазских храмов в настоящее время действует лишь 15 и два мужских монастыря — Новоафонский и Команский.
Этот древний храм относится к XI веку. В конце XIX века был восстановлен и получил дополнительные пристройки, с севера и с юга были возведены два придела, а с запада – трехэтажная колокольня, перекрытая высоким шатром.

Изображение

Храм и монастырь названы именем святого Иоанна Златоуста и не с проста, здесь в храме 14 сентября 404 года скончался изгнанный из Константинополя епископ Иоанн Златоуст, направляющийся в ссылку в Питиунт по указу императора Аркадия.

Позже мощи Иоанна Златоуста перевозят из Каманы через Питиунт в Константинополь. Саркофаг, где эти годы покоился Иоанн Златоуст, и частицы его мощей по сей день находятся в Каманском храме.
Исследователь старины археолог Константин Вриссис в 1884 году указал место, где согласно его изысканиям находился где находились мощи Иоанна Златоуста до их переноса в Константинополь. Вскоре храм был восстановлен и сюда потянулись паломники со всех сторон света.
В годы советской власти храм святого Иоанна Златоуста постепенно ветшал, но в 1975 году был постепенно восстановлен на личные средства Ануа Юрия Дмитриевича - местного жителя.

Во время грузино — абхазской войны из храма исчезла Плащаница с изображением Иоанна Златоуста, вышитая византийскими монахинями, и до сих пор найти её не удалось. Был осквернен саркофаг. Мощи святителя Иоанна Златоуста удалось сохранить только благодаря самоотверженности прихожанки храма Зои Ануа.
Среди святынь помимо саркофага и аналойной иконы Иоанна Златоуста с частицей его мощей, находятся: икона главы святителя Иоанна, икона Иверской Божией Матери – покровительницы этой земли, особо чтимая в Абхазии икона «Избавительницы», икона Святого Василиска, скульптурное изображение головы Иоанна Крестителя на блюде. Также в храме находятся другие иконы и церковная утварь.
Так действительно ли место Команы, где умер Святитель Иоанн Златоуст находится в Абхазии, а не в Турции? Историко-археологический ответ на этот вопрос достаточно определенно решен- русские ученые-византинисты сочли «абхазскую теорию» совершенно безосновательной, а в западной литературе эта теория вообще не принимается во внимание.

Кроме никому особо неизвестному Вриссису, нет никаких археологических свидетельств. Кроме того, ни в одном позднеримском или византийском источнике не упоминается г. Команы на территории современной Абхазии. Этот топоним появляется только в конце XIX в. (не без влияния теории Вриссиса) как попытка интерпретации тогдашнего абхазского названия этой местности Гума. Несмотря на большое количество древностей, в т. ч. римских и ранневизантийских периодов, найденных в Гуме, создание т. н. Команского храма может быть датировано не ранее, чем XI в... Продолжение следует.

Молитвы

Тропарь, глас 8
Уст твои́х, я́ко же све́тлость огня́ возсия́вши, благода́ть вселе́нную просвети́:/ не сребролю́бия ми́рови сокро́вища сниска́,/ высоту́ нам смиренному́дрия показа́;/ но, твои́ми словесы́ наказу́я, о́тче Иоа́нне Златоу́сте,/ моли́ Сло́ва Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак, глас 6
От небе́с прия́л еси́ Боже́ственную благода́ть,/ и твои́ми устна́ми вся учи́ши/ покланя́тися в Тро́ице Еди́ному Б'огу,/ Ио́анне Златоу́сте всеблаже́нне, преподо́бне,/ досто́йно хва́лим тя:// еси́ бо наста́вник, я́ко боже́ственная явля́я.

Кондак на перенесение мощей, глас 1
Возвесели́ся та́инственно честна́я Це́рковь,/ возвраще́нием честны́х твои́х моще́й,/ и сия́ сокры́вши я́ко зла́то многоце́нное,/ пою́щим тя неоску́дно подава́ет моли́твами твои́ми// исцеле́ний благода́ть, Ио́анне Златоу́сте.


Евгений(Judjin)
Сообщения: 365
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 103 раза

#392

Сообщение Евгений(Judjin) » 06 дек 2020, 14:53

26 ноября (13.11 ст.ст.) Святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского (407). Часть 2.

Изображение

Па́вел Але́ппский (1627- 1669 год) — архидиакон Антиохийской православной церкви. Его отец был сыном православного священника-араба, в 1647 году ставшего Антиохийским патриархом Макарием III. Стал известен как автор важных в историко-этнографическом отношении записок о России, Украине, Молдавии и Валахии (Румыния), которые Павел Алеппский вместе с Макарием посетил в середине XVII века. Записки Павла Алеппского представляют собой своего рода отчёт о совершённой поездке. В 1654 — 1656 годах Павел Алеппский побывал в России, посетив под конец своего путешествия Москву, чему посвящена бо́льшая часть его трудов.
Отрывок из его записок «Путешествие антиохийскаго патриарха Макария в Россию в половине XVII века» мне бы и хотелось здесь превести, так как он непосредственно касается нашей темы. Все примечания сделаны мной в скобках внутри текста для удобства понимания.
« Они явились в Токат (город в Турции на линии Амасья- Токат – Сивас) и остановились в хане (место для ночевки, тоже что и караван-сарай); а мы остались позади без клади, оставив при себе только узел с ризами и необходимой одеждой. Мы условились войти ночью и согласно с этим выступили из Омалы только после полудня. На пути мы прошли мимо Команы, о которой упоминается в житии Златоуста: это небольшой город, вправо от дороги. Только начиная с Никсара (ранее этот город носил название Неокесария и часто упоминаем в письмах Святителя Василия Великого), опять увидели мы кирпичные дома, плоские земляные кровли и софы.

В понедельник вечером мы отправились осмотреть большую старинную церковь во имя Успения Божьей Матери в лежащей близ города деревне, называемой Какси, жители которой все христиане и армяне. Осматривая церковь, мы были поражены ее величавой архитектурой: она имеет величественные размеры, и ее высокий купол покоится на четырех колоннах из синего мрамора, из соседних каменоломен; она исполнена величия. Существует мнение, что это - сооружение императора Феодосия Великого. Мы совершили в ней водосвятие, и владыка окропил всех присутствовавших. Утром мы отправились посетить гробницу св. Иоанна Златоуста, с величайшим благоговением и усердием. Гробница находится на дороге, по которой мы прибыли из Омалы в Токат, и другого пути к ней нет. Прежде чем мы, подвигаясь вперед, достигли деревни Команы, нам указали груду камней в поле, подле дороги, в которой, как говорят, был найден саркофаг, заключавший тело святого. В ней постоянно горит светильник, а кругом нее разрушенные основания монастыря, который, должно быть, был большой. Вблизи Команы также находится, подле дороги, огромная скала большой высоты, та самая, которую перенес сюда св. Григорий. В ней вырыто несколько келий, а на вершине изображение этого святого чудотворца, как о том упоминается в его житии и известно всем доселе. Другие говорят, что ее перенес сюда Златоуст. На вершине ее нечто вроде гробницы, куда мы взобрались, так же, как поднимались и к кельям, в которые входили и молились в них. На гробнице лежит старинная греческая книга, которой мы не могли читать, так как она от долгого времени сильно обветшала. Мы были поражены великим удивлением пред таким необыкновенным чудом, как обломок горы, стоящий на поверхности земли. «Дивен Бог во святых своих, и вся хотения Его в них».

В Комане показали нам среди виноградника древнее здание с куполом, где, как нам сообщили, была гробница мученика Василиска, поверх которой было положено тело Златоуста; гробница эта посещается и в настоящее время. Из Команы мы прошли в деревню, называемую Бизари, лежащую насупротив Омалы, на вершине холма. Между обеими деревнями пролегает дорога. Все жители Бизари - армяне. В деревне этой находится старинная византийская церковь, на большинстве камней которой имеются кресты. Она в честь Воздвижения Креста; поддерживается четырьмя колоннами и имеет высокий купол, в котором еще сохранилось изображение Спасителя, с золотом. У нее есть еще другой купол с изображениями двух святых, имена коих написаны по-гречески. Престол остается до сих пор в своем первоначальном виде; он имеет вид основания колонны, разрисован и отделан под мрамор.

Саркофаг, в котором заключено было тело св. Иоанна Златоуста, из синего мрамора, и помещается с правой стороны перед вратами третьего алтаря, подле самой стены. Говорят, что когда император Аркадий взял тело святого, саркофаг был без крышки; но недавно, лет шестьдесят тому назад, святой явился ночью одному некнижному пожилому человеку и сказал ему: «на таком-то поле зарыта крышка моего гроба. Скажи жителям города Бизари, у которых находится моя гробница, чтобы они пошли и взяли ее и положили на мою гробницу». Человек этот в изумлении проснулся и рано поутру отправился и стал рыть на том месте, которое указал ему святой. Это то самое место, о котором мы только что упоминали, как о груде камней на поле. Здесь и была найдена крышка. К этому рассказу прибавляют, что одно из важных лиц в Токате пыталось перевезти ее в этот город, но буйволы не хотели двинуться с места или сделать хоть один шаг по направлению к этому городу, а только в направлении к вышеупомянутому Бизари. Люди устали бить их, и, наконец, предоставили им идти своим путем, и буйволы шли, ни разу не останавливаясь, пока не прибыли в это последнее место; и этим самым, говорят, святой явил чудо, ибо всех буйволов было пять или шесть. Мы совершили у гробницы святого молебен, со многими метаниями и с возжжением в большом числе восковых свеч, и приложились к ней. Янкосам мы дали немного денег.

Направо от этой церкви есть другая, во имя св. Георгия, и как раз за ней находится малая церковь во имя св. Григория чудотворца, принадлежащая нашей общине. Посему нам пришло на мысль, что монастырь, разрушенные основания которого видны близ Команы, рядом с грудой земли и камней, в которой была найдена крышка от гробницы святого, должен быть действительно и несомненно тем монастырем, где прежде находился священный саркофаг, и когда монастырь был разрушен, гробницу, должно быть, перенесли сюда. По этой стране разбросано много остатков зданий церквей и монастырей, относящихся, говорят, ко временам Златоуста, который, обратив жителей в христианскую веру и окрестив их, построил для них эти церкви, которые они знают и называют по именам до сего времени. Весьма вероятно, что тело Златоуста было перевезено по той дороге, по которой мы прибыли из Эноса в Токат; так обыкновенно рассказывает местное население; а для перенесения из Эноса поместили святые мощи на царский корабль и таким образом доставили их в Константинополь.»

Таким образом, у нас есть достаточно точное подтверждение место нахождения захоронения Святителя Иоанна Златоуста. А как же Команы- Абхазские?
Здесь можно сделать две версии. Первая- в результате определенных действий здесь был высоко поставлен культ прославления Святителя Иоанна Златоуста и мученика Василиска (о нем я попытаюсь рассказать в свое время, как в продолжении нынешнего повествования), что послужило созданию вторых Коман, подобно как создавался Новый Иерусалим.
Второе- после захвата турками Каппадокии и Понта и в результате насильственного выселения греко-армянского населения есть большая вероятность, что изгнанные христиане могли взять с собой команские святыни. Исход народа происходил на восток в сторону земель Российской Империи и прежде всего в сторону Грузии. Поэтому я вовсе не исключаю, что команские святыни могли оказаться именно на территории нынешней Абхазии, что и послужило их здешнему почитанию. Так что у меня нет не подтверждения ни опровержения того, что здешние святыни – не подлинные.

Изображение

Изображение

Евгений(Judjin)
Сообщения: 365
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 103 раза

#393

Сообщение Евгений(Judjin) » 07 дек 2020, 21:41

8 декабря (25.11 ст.ст.) Священномученик Климент, Папа Римский (101)

Изображение

«Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому, что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты – Петр, и на камне сем Я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.» (Мф. 16, 17 – 19)

Римский престол усмотрел в этих словах Господа однозначную Апостольскую преемственность именно и только от Апостола Петра. И решили, что именно «папы» поставленные Апостолом Петром носят в себе верховную преемственность данную им от самого Господа, передаваемую ими дальше. Имеет ли Русская православная церковь такую преемственность? Да имеет и человек, который принес эту преемственность на Русь носит имя - Священномученик папа Климент Римский.
Этому Святому я уже посвящал ряд статей, сегодня- продолжим.

Есть указания на то, что именно о Клименте Римском пишет Апостол Павел:

«Ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена – в книге жизни.» Послание к Филиппийцам 4:3

И именно Климент, как пишут Тертуллиан и блаженный Иероним был непосредственным преемником апостола Петра во главе Римской Церкви. И хотя некоторые древние авторы называют первым преемником Петра – Лина, а некоторые еще и Анаклета. Ни у кого нет сомнений, что Климент был рукоположен именно Апостолом Петром.

Также есть указание на то, что именно Климент и похоронил Апостола Петра после его распятия.
Во главе Римской Церкви Климент во всем следовал наставлениям апостола Петра и пользовался уважением не только христиан, но и иудеев и язычников. Занимаясь проповедью христианства, Климент не оскорблял религиозные убеждения иноверцев, но использовал рациональные аргументы и свидетельства из Ветхого Завета. Епископ заботился о нуждающихся христианах и велел составить списки бедняков, чтобы им не приходилось прибегать к помощи государства или иноверцев. Пытаясь убедить всех в истинности христианского учения, Климент навлек неприязнь знатных граждан Рима.
Обеспокоенный распространением христианства, комит священных щедрот Публий Тарквициан дал патронам римских регионов средства на организацию народных волнений против христиан.

Из-за вспыхнувших в Риме волнений префект города Мамертин велел привести Климента и упрекнул его в отступлении от отеческих обрядов и в пропаганде суеверий. В ответ Климент заявил, что обвинения, выдвинутые неразумными людьми, необоснованны, но он не намерен отступать от христианской веры; вопросы, связанные с религией, каждый должен решать самостоятельно, с помощью здравого рассудка. Не добившись желаемого, Мамертин сообщил императору Траяну (98-117) о невозможности положить конец народным волнениям и об отсутствии доказательств вины Климента. Император велел принудить епископа к жертвоприношению или выслать «за Понтийское море, в пустыню, что прилегает к городу Херсону». Получив императорский указ, префект уговаривал Климента уступить, но, ничего не добившись, заплакал и пожелал, чтобы Бог сохранил его в изгнании. Мамертин предоставил судно и все необходимое для путешествия; вместе с епископом в путь отправились многие христиане.

По прибытии в назначенное место (Инкерман, где ныне находится Свято-Климентский монастырь) Климент обнаружил каторжную тюрьму, где более 2 тысяч христиан, приговоренных к длительным срокам, трудились на добыче мрамора в Инкерманских карьерах.

Изображение

Изображение

Заключенные с радостью приветствовали епископа, которого Бог послал им в утешение, и пожаловались, что им приходится доставлять воду издалека: источник находился в 6 милях от каменоломен. После общей молитвы Климент заметил невдалеке агнца с поднятой ногой, который словно указывал место. Осознав, что ему явился Господь, епископ велел копать в этом месте. Однако никто из христиан не видел агнца, поэтому Климент взял кирку и ударил в землю; из места, указанного агнцем, немедленно забил источник.

Изображение

Весть о чудесном обретении источника разнеслась по окрестностям, многие уверовали во Христа, так что в день принимали крещение по 50 и более человек. По прошествии года христиане построили 75 церквей, в провинции были уничтожены все идолы и языческие храмы, на протяжении 300 миль вырубили священные рощи. Язычники донесли об этом императору Траяну; из Рима прислали дукса Ауфидиана с приказом мучить и убивать христиан. Увидев, что верующие с радостью принимали смерть ради Христа, гонитель велел прежде всего заставить Климента отречься от веры. Не добившись успеха, он велел вывезти епископа в море и утопить с привязанным к шее якорем, «чтобы христиане не могли почитать его словно Бога».

После казни Климента, когда верующие собрались на берегу и плакали, ученики епископа Корнелий и Феб призвали всех к молитве, чтобы Бог явил им останки мученика. Море отступило почти на 3 мили, и христиане увидели «созданное Богом сооружение наподобие мраморного храма, и внутри, в каменной гробнице, тело святого Климента; также и якорь, с которым он был утоплен, лежал около него». Ученикам святого было открыто, что тело мученика следовало оставить на морском дне; в каждую годовщину его смерти море отступало на 7 дней, и христиане могли посетить гробницу святого. Согласно Мученичеству, это чудо совершалось каждый год, поэтому все окрестные жители уверовали во Христа, среди них не осталось ни язычников, ни иудеев, ни еретиков.

В день памяти Климента у его гробницы совершались исцеления больных и одержимых.
Вероятно, ежегодное паломничество к мощам Климента в Херсоне прекратилось в начале IX в. В 861 г. равноапостольный Кирилл (Константин) Философ, который оказался в Херсоне на пути в Хазарию, при содействии епископа Георгия и стратига фемы Никифора организовал церемонию обретения мощей Климента, которая состоялась 30 января. В ходе экспедиции на остров были поэтапно обнаружены мощи Климента и якорь; рака с мощами была на корабле доставлена в Херсон. Мощи были помещены в соборный храм. Равноапостольный Кирилл доставил часть мощей в Константинополь, а в 867- 868 г. перевез их в Рим.
После этого почитание Климента в Херсоне не прекратилось. В конце X в. равноапостольный князь Владимир (Василий) Святославич вывез в Киев мощи Климента и его ученика св. Фива.
Глава Климента хранится в Киево-Печерской лавре в Киеве. Оттуда рака с частицами мощей была передана в 90-х гг. ХХ в. в Инкерманский во имя священномученика Климента, папы Римского, мужской монастырь (близ Севастополя).

Изображение

Монастырский комплекс включает пещерные помещения, высеченные в средневековый период в западной части Монастырской скалы, наземные постройки (2-я пол. XIX - 1-я пол. ХХ в.), а также отдельные постройки в окрестностях (на территории г. Инкермана), не входившие в средние века в комплекс монастыря: древний монастырь Св. Софии (церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»), Армянскую церковь (церковь вмч. Димитрия Солунского), собор во имя свт. Николая Чудотворца и др. постройки на территории крепости Каламита.

Некоторые исследователи рассматривают совокупность всех пещерных памятников Инкерманской долины как остатки большого средневекового монастырского ансамбля по образцу монастырей долины Ихлара и Гёреме в Каппадокии, Иваново в Болгарии, Гареджи в Закавказье. Более того, по мнению авторов, в период развитого средневековья в этом регионе складывался монашеский центр, подобный Афону, Олимпу Вифинскому, Метеорам, и лишь турецкая экспансия остановила этот процесс.
Активное возрождение Инкерманского монастыря началось в XIX в. по инициативе архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова), осуществлявшего идею восстановления древних святых мест Таврики и создания «Русского Афона». 9 авг. 1849 г. жители Симферополя, Бахчисарая, Алушты и др. обратились к архиеп. Иннокентию с прошением о восстановлении древних христианских храмов. В числе первоочередных мест, подлежащих восстановлению, архиеп. Иннокентий называл и Инкерманский комплекс. По примеру афонского пустынножительства он предлагал учредить из всех святых мест Крыма единое иноческое братство с центром в Бахчисарайском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре, «прочие же священные места с их церквами и часовнями будут почитаться его отраслями, под названием киновий». С высочайшего соизволения (15 апр. 1850) указом Святейшего Синода Инкерманская киновия была включена в список древних святынь, подлежащих восстановлению, освящена архиеп. Иннокентием во имя сщмч. Климента. Богослужения в монастыре начались после освящения 15 нояб. 1852 г. главного храма (бывш. Георгиевского) во имя сщмч. Климента.

Многочисленные последующие войны приводили то к упадку, то восстановлению обители, пока 20 января 1926 г. решением Севастопольского райисполкома Инкерманский монастырь был окончательно упразднен.
С 1991 г., при епископе Симферопольском и Крымском Василии (Златолинском), началось возрождение древних храмов как приходских. 4 марта 1993 г., при архиепископе Симферопольском и Крымском Лазаре (Швеце), был официально зарегистрирован монастырь сщмч. Климента. Много труда и сил положил на его возрождение, как и ряда др. древних святынь Крыма, архим. Августин (Половецкий; † 1996). За 7 лет подвижнической деятельности он восстановил из руин 3 севастопольских храма, скит и 2 монастыря, первым из которых был Климентовский. Трагически погибший архимандрит Августин был погребен в ограде возрожденной им обители у подножия Монастырской скалы.
В Инкерманском монастыре действующими являются 7 храмов: пещерные Климентовский,

Изображение

Андреевский (с частицей мощей апостола Андрея),

Изображение

МартИновский,

Изображение

полупещерный Пантелеимоновский

Изображение

и наземный Троицкий

Изображение

, пещерный храм св. Димитрия Солунского и Никольский собор.

Изображение

Главная святыня обители - рака с частицей мощей сщмч. Климента Римского, переданная в 90-х гг. ХХ в. из Киево-Печерской лавры.

Изображение

Храм древнего монастыря Св. Софии в 90-х гг. ХХ в. был освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и передан возрожденному Инкерманскому монастырю.

Изображение

К сожалению, источник святого Климента пересох в результате уже современных работ на каменоломнях, а вода из этого источника образовала большое и красивое озеро прямо за скалой монастыря.

Изображение

Изображение

Тропарь Клименту Римскому, глас 4
Иже от Бога чудодействы / преславно удивляя вселенныя концы мира, / священный страдальче, / паче естества морю составы водам содеваеши разделение / в честней памяти твоей / всегда притекающим усердно в Богозданную ти церковь / чудесным твоим мощем, / и по всенародном хождении / море во едино течение чудодетельне твориши, / Клименте предивный, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 2
Божественнаго винограда / священноодеянна всем лоза явися, / каплющи сладость премудрости, / молитвами твоими, всечестне, / да тебе исткану, яко багряницу, / песнь мысленную принесем, / Клименте святе, / спаси рабы твоя.

Евгений(Judjin)
Сообщения: 365
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 103 раза

#394

Сообщение Евгений(Judjin) » 09 мар 2021, 21:22

10 марта (25.02 ст.ст.) Святителя Тарасия, архиепископа Константинопольского (806).

Изображение

Святитель Тарасий, Патриарх Константинопольский, происходил из знатного рода, родился и был воспитан в Константинополе, где получил хорошее образование. Он быстро выдвинулся при дворе императора Константина VI Порфирородного (780-797) и его матери, святой царицы Ирины (797-802; память 7 августа), и достиг звания сенатора. В те времена Церковь волновали иконоборческие смуты.

Святой Патриарх Павел (780-784; память 30 августа), не сочувствовавший в душе иконоборчеству, по слабости характера не мог решительно бороться с ересью и потому удалился в монастырь, где принял схиму. Когда к нему пришла святая царица Ирина со своим сыном-императором, святитель Павел объявил им, что достойным преемником его может быть только святой Тарасий (в то время мирянин). Тарасий долго отказывался, не считая себя достойным столь высокого сана, но потом подчинился общему желанию, с условием, что будет созван Вселенский Собор для осуждения иконоборческой ереси. Пройдя в короткое время все иерархические ступени, святой Тарасий был возведен на патриарший престол в 784 году. В 787 году под председательством святителя - Патриарха Тарасия в г. Никее состоялся VII Вселенский Собор, на котором присутствовало 367 епископов. На Соборе было утверждено почитание святых икон. Те из епископов, которые принесли покаяние в иконоборчестве, были вновь приняты Церковью.

Святитель Тарасий мудро управлял Церковью 22 года. Он вел суровую аскетическую жизнь. Все свое имение он истратил на Богоугодные дела, питая и покоя стариков, нищих, сирот и вдов, а в Святую Пасху устраивал для них трапезу, на которой сам прислуживал. Святой Патриарх бесстрашно обличил царя Константина Порфирородного, когда тот оклеветал свою супругу, императрицу Марию, внучку праведного Филарета Милостивого († 792; память 1 декабря), чтобы заточить Марию в монастырь и сочетаться браком со своей родственницей. Святитель Тарасий решительно отказался расторгнуть брак императора, за что подвергся опале. Вскоре, однако, Константин был низложен своей матерью, царицей Ириной.

Святитель Тарасий скончался в 806 году. При кончине бесы, напоминая его жизнь с самой юности, старались приписать святителю не совершенные им грехи. "Я неповинен в том, о чем вы говорите, - отвечал святитель. - Вы ложно клевещете на меня, нет у вас надо мной никакой власти".

Оплакиваемый Церковью, святитель был погребен в устроенном им монастыре на Босфоре. У гроба его совершались многие чудеса. Местонахождение данного монастыря ныне мне не удалось определить, да и данные о погребении Святителя Тарасия, возможно чуть позже, указаны как монастырь Святых Апостолов. Этот монастырь не сохранился, а возможно уже при захвате Константинополя крестоносцами или позже, мощи Святителя Тарасия были перевезены в Венецию...

В IX веке император Византии Лев V преподнес в дар жителям Венеции мощи святого Захария – отца Иоанна Крестителя. Для хранения мощей святого было решено построить церковь Сан-Дзаккария. В 1105 году в результате сильнейшего пожара собор сильно пострадал, его полное восстановление произвели лишь в XV – XVI веках.

Изображение

Несмотря на то, что изначально оформление церкви задумывалось в готическом стиле, сегодня у нас есть возможность любоваться образцом венецианского зодчества. Кардинальное изменение образа здания произошло вследствие смены архитекторов, работавших над реализацией проекта – работы завершались под руководством Мауро Кадучи.
Практически все стены церкви украшены росписью, которую наносили именитые художники той эпохи.
В этом месте каждый год на великий праздник светлой Пасхи собирались дожи для проведения особой церемонии. Внутренняя часть собора представлена апсидой, вокруг которой располагается амбулаторий. Освещение здесь очень хорошее, за проникновение солнечного света «отвечают» высокие окна, выполненные в готическом стиле.

Изображение

Внутреннее убранство церкви венчают две капеллы, одна из которых посвящена святому Афанасию, вторая – святому Тарасию. На фото вверху, вход в нее находится справа. Постройка IX–X вв. сохранилась в виде крипты капеллы святого Тарасия (capella San Tarasio), примыкающей к юго-восточной части нынешней церкви со стороны сакристии. Сама капелла является частью готического комплекса XII в. К этому периоду восходит перестройка всего монастыря и возведение колокольни (XIII в.). На сегодняшний день крипта этой капеллы частично затоплена.

Изображение

Однако здесь по-прежнему находятся останки 8 венецианских дожей, которые возглавляли правительство с XI по XII века. В самой капелле хранятся золотые алтари-полиптихи средневековья из-за чего эта капелла получила второе название- Золотая капелла.

Изображение

Полиптих Богородицы, инкрустированный деревянным маркетри и изваянный Людовико да Форли в 1443 году. В центре "Дева на троне и младенец", по бокам слева от Святого Блеза и справа от Святого Мартина датируется 1385 годом и изображен художник Стефано ди Сант-Аньезе. Вне этой основной группы из трех картин слева Святой Марк и справа Святая Елизавета написаны Антонио Виварини.

Изображение

Полиптих Святой Сабины в центре. Слева- святой Иероним, справа- святой Люцериус. В вверхнем ряду слева- святая Маргарита, справа- святая Агата.

Изображение

Полиптих «Тела Господня» справа- Свв. Ахиллей и Нерей, слева - Свв. Иероним и Панкратий.

О главных святынях церкви святого Захарии я уже рассказывал, поэтому здесь приведу лишь более менее полный список:

Мощи святого праведного Захарии, отца Иоанна Крестителя (память 5/18 сентября), мощи святителя Афанасия Великого, патриарха Александрийского (память 2/15 мая, 18/31 января), мощи мучеников Панкратия, Нерея, Ахиллея (память в Западной Церкви 12 мая) и мученицы Савины девы (память в Западной Церкви 29 августа), мощи святого Тарасия (местное празднование 17 сентября), святых Григория, Феодора, Льва (память в греческой Церкви 24 августа), мощи святых мучеников Вонифатия и Клавдия.
Император Лев V Армянин (813–820) вместе с другими реликвиями, прислал мощи св. Захарии, отца Иоанна Предтечи, которые прежде почивали в Константинополе в церкви св. апостола Иакова Младшего. По свидетельству хронистов, кроме мощей отца Предтечи, Лев V прислал также части Древа Креста Господня, части одежд Христа и Божией Матери и другие святыни…

Изображение

Кондак святителю Тарасию, архиепископу Константинопольскому
Правосла́вными догма́ты Це́рковь уясни́в,/ и Христо́ву, блаже́нне, честну́ю ико́ну почита́ти/ и покланя́тися всех научи́в,/ обличи́л еси́ иконобо́рцов безбо́жное веле́ние./ Сего́ ра́ди вопие́м ти:// о о́тче, ра́дуйся, му́дре Тара́сие!

Евгений(Judjin)
Сообщения: 365
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 103 раза

#395

Сообщение Евгений(Judjin) » 12 мар 2021, 22:43

13 марта (28.02 ст.ст.) Преподобного Иоанна Кассиана Римляна (435).

Изображение

Преподобный Иоанн Кассиан родился ок. 360 г. Точное место его рождения неизвестно, но большинство исследователей указывает на Малую Скифию (ScythiaMinor, современная Добруджа в Румынии).
Преподобный Иоанн происходил из состоятельной христианской семьи и получил прекрасное домашнее образование. Он хорошо овладел греческим и улучшил свое знание во время пребывания на Востоке. Будучи еще юношей, ок. 380 г. Иоанн вместе со своим другом Германом отправился во Святую Землю. Там оба друга решили принять монашество и поступили в один из монастырей в Вифлееме, находившийся недалеко от пещеры Рождества Христова. Пробыв там два года, преподобный Иоанн вместе с Германом испросил у настоятеля разрешения посетить египетских подвижников и обещал вскоре вернуться.

После этого они отправились в Египет, в пустыню Скит (eremus Scythus), Келлию и Нитрию, где познакомились с жизнью знаменитых египетских подвижников, в частности, Моисея и Пафнутия. Через семь лет они, исполняя обещание, вернулись обратно в Вифлеем, но вскоре опять отправились в Египет, где провели еще несколько лет. В это время преподобный Иоанн собирал материал для своих будущих сочинений о монашестве.

Разразившиеся в 399 г. оригенистические споры породили смуты и раздоры среди египетского и палестинского монашества. Как и множество других египетских монахов, преподобные Иоанн и Герман были вынуждены покинуть Египет. Ок. 399–400 гг. они прибыли в Константинополь, где преподобный Иоанн стал любимым учеником святителя Иоанна Златоуста, занимавшего тогда Константинопольскую кафедру. Вскоре святитель Иоанн возвел Кассиана в сан диакона и предоставил в его ведение сокровищницу кафедрального собора.

После второй ссылки святителя Иоанна Златоуста преподобный Иоанн Кассиан вместе с Германом, тогда уже священником, в 404 г. был направлен в Рим к папе Иннокентию Ic посланием от Константинопольского клира просить защиты несправедливо сосланному патриарху. Преподобный Иоанн пробыл в Риме некоторое время и, по всей вероятности, был рукоположен там во священника. Кроме того, там же он сблизился с будущим папой Львом Великим. Около 415–416 гг. преподобный Иоанн прибыл в Южную Галлию, в Марсель, где он основал два монастыря – мужской (святого Виктора) и женский (Христа Спасителя), в которых он, основываясь на своем опыте, приобретенном на Востоке, попытался соединить общежительный уклад с высоким подвижническим духом отшельничества. С тех пор преподобный Иоанн не покидал Марселя. Там он написал свои сочинения. Преподобный Иоанн скончался ок. 435 г.

Интересные факты об Иоанне Кассиане Римлянине:
Отрывки из книг Иоанна Кассиана вошли в церковно-славянскую и русскую версию «Добротолюбия»: на церковно-славянский они переводились преподобным Паисием Величковским с греческого, на русский – святителем Феофаном Затворником с латыни
Память Иоанна Кассиана приходится на 29 февраля. Этот факт породил о нем множество народных легенд. В них Касьян выступает как суровый святой. Однако по обычаю память Иоанна Кассиана в невисокосный год празднуется 28 февраля
После разделения церквей мнение Кассиана о спасении души личными усилиями стало у католиков считаться ложным, но сам он почитается как местный святой, один из покровителей Марселя. Кроме того, в некоторых католических монастырях действует созданный им устав.

Убедительным свидетельством почитания Иоанна Кассиана в монашеской среде в V-VII вв. является уважительное и внимательное отношение к его аскетическим писаниям, которые активно читались и перерабатывались на Востоке. Сочинения Иоанна Кассиана получили широкое распространение среди палестинского монашества в форме различных сокращенных изложений. Наиболее подробное описание этих извлечений представлено в «Библиотеке» святителя Фотия, патриарха Константинопольского.
В X в. началось восстановление основанного Иоанном Кассианом монастыря святого Виктора в Массилии (Марсель), сильно пострадавшего от междоусобиц знати и нападений арабов.

Изображение

Из-за особого расположения монастыря рядом с портом Марселя на возвышении.

Изображение

Отсюда открывается красивая панорама бухты Марселя.

Изображение

Важным источником сведений по истории монастыря в период расцвета (X-XII вв.) является картулярий обители, в котором содержатся данные в т. ч. о почитании святого Иоанна Кассиана. В грамоте Римского папы Бенедикта IX (1040) изложено предание о том, что 1-я монастырская церковь была освящена по просьбе «блаженного аббата Кассиана» свт. Львом Великим, подчеркивается роль Иоанна Кассиана как основателя первых монастырей на Западе. В грамоте 1060 г. о монастыре святого Виктора сказано: «Эта обитель в древности была столь прославленной, что при аббате блаженном Кассиане, ныне телом в ней почивающем, было пять тысяч монахов, как значится в книгах, им самим написанных». В грамоте 1044 г. об Иоаане Кассиане говорится как о «святейшем отце и выдающемся наставнике, устроителе сей обители святого Виктора».

Изображение

Распространение почитания Иоанна Кассиана в XI-XII вв. исследователи объясняют политикой аббатов монастыря святого Виктора, отношения которых с местной знатью ухудшились из-за приверженности обители принципам григорианской реформы. В условиях конфликта со светскими и с духовными иерархами насельники монастыря стремились подчеркнуть древность обители и ее преданность Папскому престолу. В Житии св. Изарна (аббата монастыря св. Виктора в 1020-1047), сообщается, что монастырь некогда был великим и прославленным, однако после разорения вандалами пришел в упадок. Автор Жития утверждал, что здесь погребено множество святых мужей и дев, среди святынь обители были мощи Вифлеемских младенцев, «первых Христовых свидетелей», привезенные Иоанном Кассианом из Святой земли.

Почитание Иоанна Кассиана в числе других Марсельских святых приобрело особое значение благодаря покровительству, которое оказывал монастырю св. Виктора папа Урбан V (1362-1370), бывший аббат этой обители. Папа Урбан поместил голову Иоанна Кассиана в серебряный ковчег, на крышке которого приказал выгравировать надпись: «Глава святого Кассиана». По свидетельству Ж. Б. Гене, посещавшего монастырь в XVII в., реликварий Иоанна Кассиана был изготовлен из позолоченного серебра, украшен драгоценными камнями и увенчан митрой. В 1363 г. в особый реликварий была помещена также десница Иоанна Кассиана. Часть мощей Иоанна Кассиана вместе с другими реликвиями хранилась в раке святого Виктора, установленной за главным алтарем монастырской церкви. В крипте храма находился мраморный саркофаг, в котором, по преданию, Иоанна Кассиана был похоронен.
В годы Французской революции (1789-1799) монастырь святого Виктора был закрыт, в 1794 г. многие святыни обители были уничтожены.

Изображение


Богослужения в монастырском храме, который стал приходской церковью, были возобновлены в 1804 г., после чего в него были возвращены уцелевшие реликвии, в т. ч. глава и частицы мощей Иоанна Кассиана.

Изображение

Изображение

В XIX в. почитание святого возродилось. В 1966 г., после реставрации обители, главный алтарь храма был освящен во имя святых Волузиана и Фортуната, Иоанна Кассиана и Виктора. Святой Иоанн Кассиан особо почитается в г. Кан. В 2009 г. в капеллу святого Кассиана в Каннах была передана частица мощей Иоанна Кассиана и Виктора.

P.S. В cвязи, со скорым наступлением Великого поста и учитывая, что в это время многие православные хотят возвысить себя в чтении духовных писаний, то историко-повествовательный стиль Иоанна Кассиана изобилующий многими подробностями жизни Египетских отшельников, ответами на различные вопросы духовной жизни. А также учитывая особую популярность этих книг в монастырской среде с первых времен, например Метеорских монастырей в Греции, решусь вам предложить к душеполезному чтению книги святого Иоанна Кассиана, хранящиеся в известных православных интернет-библиотеках:

https://lib.pravmir.ru/library/author/316

https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_Rimljanin/

https://predanie.ru/book/67891-tvoreniya/

Тропарь преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 8
Постом предочистився, премудрости постигл еси разумение, / от пустынных же Богоносных отец научился еси страстей обузданию. / Того ради подаждь нам твоими молитвами / плоти нашея духу послушание: / еси бо наставник, Кассиане преподобне, // всем поющим о Христе твою память.

Кондак преподобному Иоанну Кассиану Римлянину, глас 4
Преподобен быв, Богу возложился еси, / и просвещая добрыми виды, Кассиане, / яко солнце облистал еси / сиянием Божественных твоих учений, / сердца всех чтущих тя всегда просвещая. / Но прилежно моли Христа, // о иже любовию тепле восхваляющих тя.

Евгений(Judjin)
Сообщения: 365
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 103 раза

#396

Сообщение Евгений(Judjin) » 20 мар 2021, 13:35

20 марта (07.03 ст.ст.) Семи священномучеников, в Херсонесе епископствовавших: Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора (IV).

Изображение

Святые священномученики Василий, Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор, Еферий и Капитон несли благовестие Христово в земли Северного Причерноморья от Дуная до Днепра, включая Крым, и запечатлели свое апостольство мученической смертью в IV веке в городе Херсонесе Таврическом.

Изображение

Еще задолго до Крещения святого Владимира христианская вера уже проникла в Крым, который в древности назывался Тавридой и был подвластен римским императорам. Начало просвещения Тавриды верою Христовой положено святым апостолом Андреем Первозванным († 62; память 30 ноября). Дальнейшему распространению христианства там способствовали, помимо своей воли, сами же его враги: римские императоры ссылали туда государственных преступников, которыми в первые три века христианства считались и исповедники Христа. Так, в правление Траяна (98-117) был сослан на заточение в Инкерманские каменоломни святой Климент, епископ Римский († 101; память 25 ноября). Там продолжал он свою проповедь, там принял и мученическую кончину.

Изображение

Населявшие крымские земли язычники упорно сопротивлялись распространению христианства. Но вера Христова через своих самоотверженных проповедников крепла и утверждалась. Многие благовестники положили свои жизни в этой борьбе.

В начале IV века в Херсонесе была учреждена епископская кафедра. Это была переломная эпоха, когда Херсонес, служивший базой для римских воинов, постепенно переходил в зависимость от Византии. В царствование Диоклитиана (284-305), в 300 году (то есть еще до начала гонения, которое император начал с 303 года) Иерусалимский Патриарх Ермон (303-313) для Евангельской проповеди разослал в разные страны многих епископов. Двое из них, Ефрем и Василий, прибыли в Херсонес и насаждали там Слово Божие. Затем святитель Ефрем пошел к народам, жившим по Дунаю, где в благовестии Христовом претерпел много скорбей и трудов. Во время начавшегося гонения он был обезглавлен (точно известен лишь день его кончины – 7 марта). Проповедь в Херсонесе продолжал святой Василий – сподвижник святого Ефрема. Многих идолопоклонников он наставил на путь истины. Другие заблудшие жители города, ожесточенные его деятельностью, оказывали яростное сопротивление: святой исповедник был схвачен, нещадно избит и изгнан из города. Удалившись в горы и поселившись в пещере, он непрестанно молил Бога за изгнавших его, чтобы Он озарил их светом истинного Боговедения. И Господь послал неверным чудо. У знатного жителя Херсонеса умер единственный сын. Покойный явился родителям во сне и поведал, что некто святой Василий своими молитвами к Истинному Богу может воскресить его из мертвых. Когда родители разыскали святителя и просили его совершить чудо, святой Василий отвечал, что сам он – грешный человек и не имеет сил воскрешать мертвых, но Господь Всемогущ и может исполнить их просьбу, если они уверуют в Него. Долго молился святой, призывая Имя Святой Троицы. Затем, освятив воду, возлил ее на умершего, и тот ожил. С почетом был возвращен в город святитель, многие уверовали и крестились.

Изображение

Вскоре, по повелению императора Максимиана Галерия (305-311), гонение на христиан разразилось с новой силой. Христоненавистники вооружились и против святителя Василия: 7 марта 309 года они ночью ворвались в его дом, связали его, поволокли по улицам и забили до смерти камнями и палками. Тело святителя было брошено за городом на съедение псам и птицам и много дней лежало без погребения, но осталось нетронутым. Потом христиане тайно похоронили в пещере святое тело мученика.
Через год, узнав о мученической кончине святителя Василия, три его сподвижника – епископы Евгений, Елпидий и Агафодор, оставив проповедь в Геллеспонтской стране, прибыли в Херсонес продолжить его святое дело. Они положили много трудов для спасения человеческих душ. Все три епископа разделили участь своего предшественника – беснующиеся язычники также побили их камнями 7 марта 311 года.
По прошествии нескольких лет, уже в царствование святого равноапостольного Константина Великого (306-337; память 21 мая) из Иерусалима в Херсонес прибыл епископ Еферий. Сначала он тоже встретил противодействие со стороны язычников, но святой император, объявивший свободу христианской веры во всей империи, не допустил насильственных действий против проповедника: он издал указ, по которому херсонесским христианам беспрепятственно разрешалось совершать богослужения. Стараниями святителя Еферия в городе был построен храм, где святой мирно правил своей паствой.
Чтобы отблагодарить императора за покровительство христианам, святитель Еферий ездил в Константинополь. На обратном пути он заболел и скончался на острове Амосе (в Греции) 7 марта.

На место святителя Еферия святой император Константин прислал в Херсонес епископа Капитона. Христиане встретили его с радостью, но язычники потребовали от нового епископа знамения, чтобы уверовать в Бога, Которого он проповедует. Возложив всю надежду на Господа, святой Капитон в святительском облачении вошел в разведенный костер, долго молился в огне и вышел из него невредимым, набрав в свою фелонь горячих угольев. Тогда множество неверующих убедились в силе Бога христианского.
Об этом чуде и о великой вере святого Капитона было возвещено святому Константину и святым отцам на Первом Вселенском Соборе в Никее(325).

Через несколько лет святитель Капитон по делам направился в Константинополь, но корабль бурею прибило в устье Днепра. Местные жители (язычники), захватив корабль, утопили всех бывших на нем, в том числе и святого Капитона. Это произошло 21 декабря. Память святого епископа Церковь установила отмечать с прочими херсонесскими священномучениками, 7 марта.

Проповедь священномучеников укрепила веру Христову в Херсонесе. С начала V века этот город становится духовным центром, откуда христианство распространяется на север в сторону Руси. С IХ века Херсонес все более привлекает внимание русских, начавших селиться в городе. Современные археологические раскопки показали, что в городе находилось более пятидесяти храмов, относящихся к V-ХIV векам.

Изображение

Западный монастырь
Монастырь примыкает к западному концу Западной оборонительной стены. В качестве ограды использовались крепостные стены, образовавшие замкнутое пространство. Кафоликоном была Западная базилика, расположенная в центре двора. Существование при монастыре богадельни косвенно подтверждают раскопки склепа с внешней стороны Западной оборонительной стены, в котором погребали умерших в монастырской странноприимнице. Некоторые исследователи отождествляют западный монастырский комплекс с городским монастырем св. Леонтия - «домом св. Леонтия», упомянутым в «Слове о перенесении мощей Климента Римского». Монастырь сформировался на месте гробницы первого херсонского архиерея св. Василия и в таких случаях «монастырь становился духовным наследником святого». Впрочем нельзя точно утверждать, что монастырь, основанный на месте погребения столь почитаемого в Херсоне священномученика Василия, посвятили другому святому - Леонтию. В Херсоне действительно существовал храм (или монастырь) св. Леонтия, откуда происходит найденная на городище евлогия в виде вырезанного из кости креста с надписью «св. Леонтий», но его локализация пока неизвестна.

Изображение

Комплекс квартала III
Еще одним ранневизантийским сакральным участком Херсона был комплекс с так называемым Подземным храмом, расположенный на главной улице в восточном углу квартала III.

Изображение

Внутри огражденной территории сохранились следы небольших помещений, составлявших единый замкнутый комплекс с почитаемой святыней и двумя храмами; ранневизантийским пещерным и более поздним наземным. Вероятно, что этот культовый комплекс являл небольшой монастырь-меморий, организованный, возможно, по образцу загородного Влахернского монастыря. Последний также, несмотря на богато украшенный храм, имел весьма скромный набор остальных помещений, явно рассчитанных на проживание одного-двух иноков. Как известно, одним из видов монашеского служения довольно рано стала охрана почитаемых гробниц, равно как и других святынь, на котором со временем мог сформироваться как огромный многолюдный монастырь, так и небольшой монастырек, в котором подвизался один монах - хранитель святыни.

Изображение

К типу подобных малых монастырей-мемориев, вероятно, можно отнести рассматриваемый херсонский комплекс. Не исключено, что под контролем монашества находился еще один ранневизантийский сакральный памятник, расположенный в городской черте Херсона, - так называемый четырехапсидный храм, связанный с памятью св. Капитона. В византийском городе существовали различные учреждения, выполнявшие благотворительные функции: богадельни, странноприимницы, приюты для нищих, лепрозории и прочие.

Изображение

В Херсоне уже в ранневизантийский период были открыты богадельня при Западном монастыре и птохион св. Фоки в Портовом районе. В планировку усадьбы квартала VIII входили небольшая часовня, хозяйственные и жилые помещения, возможно, небольшой общины благоверных жен полумонашеского типа.

Изображение

О существовании в Херсоне этого церковно-монастырского института в более ранний средневизантийский период известно из письменного источника «Слово о перенесении мощей Климента Римского», из которого следует, что благоверные жены наряду с монахинями участвовали во всенощных песнопениях у раки с мощами св. Климента.

В ранневизантийское время два монастыря сооружаются на сакральных местах, связанных с памятью первого архиерея Херсона св. Василия; представительный Западный монастырь был построен на гробнице святого и освящен, в соответствии с существовавшими в христианском мире традициями, его именем. На главной улице над пещерой, в которой, согласно преданию, подвизался св. Василий, сформировался малый монастырь-меморий. В городе активизируется церковно-приходская и монастырская благотворительная деятельность: в Портовом районе строится птохион св. Фоки, при Западном монастыре - богадельня. В постиконоборческий период оба монастырских комплекса остаются действующими (Западный - до X в.), к XI в. формируется Юго-Восточный монастырь в Портовом районе. Как и в других восточно-христианских центрах, в Херсоне наблюдается проникновение богослужения монастырского типа в «мирские» храмы, что выразилось в строительстве после X в. небольших домовых и квартальных храмов-часовен.

Изображение

В письменных источниках появляются первые сведения о херсонских благоверных женах, живших, скорее всего, общинами полумонашеского типа. В палеологовский период продолжают функционировать меморий на главной улице и Юго-Восточный монастырь. На сакральном «театральном» участке, предположительно, формируется небольшой Южный монастырь. Вблизи от главных религиозных центров города появляются различные церковно-монастырские структуры, однако определить их правовой и экономический статус, как, впрочем, и самих монастырей, при современном состоянии источников не представляется возможным. В городской монастырской топографии Херсона прослеживаются две тенденции: сакральные центры и городская окраина в непосредственной близости от оборонительных стен, последние при этом используются в качестве монастырской ограды. Судя по сохранившимся строительным остаткам, монастырские комплексы Херсона были небольшие по площади, малочисленные и, в отличие от монастырей других восточно-христианских центров.

Изображение

Городские монастыри византийского Херсона в соответствии с традицией местного градостроительства вписывались в уже существовавшие жилые кварталы, практически сливаясь с ними.

СВЯЩЕННОМУЧЕНИКАМ ХЕРСОНЕССКИМ
Тропарь, глас 4
Боже отец наших, / творяй присно с нами по Твоей кротости, / не отстави милость Твою от нас, / но молитвами их / в мире управи живот наш.

Кондак, глас 2
Светоносный день наста / пастырей, епископствовавших светло в Херсоне, / ихже воспеваем праздник, / пострадавших за Христовы овцы. / Священномученицы, молите Пастыреначальника Христа, / и нас причести деснаго овец стояния, да вопием вам: / радуйтеся, священнии отцы, / за Христа кровь свою излиявшии.

Храм Семи херсонесских мучеников:

Изображение

Евгений(Judjin)
Сообщения: 365
Зарегистрирован: 29 мар 2012, 19:30
Благодарил (а): 8 раз
Поблагодарили: 103 раза

#397

Сообщение Евгений(Judjin) » 03 апр 2021, 20:36

04 апреля (22.03 ст.ст.) Преподобного Исаакия Далматского (IV).

В 378 г. Император Валент выступил из Константинополе в поход против готов. На пути его остановил отшельник Исаакий пришедший из Сирии и сказал: "Государь, перестань враждовать против Господа, и Он благословит путь твой." Царь сначала не обратил на него внимания, но когда отшельник не отставал от него на второй и третий день, грозя гневом Божиим, говоря: "Ты не одолеешь врагов, а погибнешь," то велел заключить его в тюрьму, намереваясь казнить по возвращении из похода. Вблизи Адрианополя Валент потерпел поражение, был ранен. Удалось ему с несколькими воинами укрыться в хижине. Враги настигли их, зажгли в пылу стычки хижину и царь сгорел. Наследника он не имел, и власть в 378 году перешла к Грациану.

Грациан (375-383) сразу же объявил полную свободу православным и возвращение из ссылки пострадавших при Валенте за веру. Освобожден был и преподобный. Исаакий. Исаакий решил, что, поскольку его миссия завершена, ему остается лишь вернуться в сирийскую пустыню. Однако царские сановники Саторник и Виктор со слезами молили святого остаться в городе, чтобы споспешествовать восстановлению иноческой жизни, подорванной во время арианских гонений. В конце концов он уступил при условии, что у него будет келья в уединенном и тихом месте, где он сможет закончить свои дни в безмолвии. Оба сановника, ставшие духовными сыновьями Исаакия, соперничали в усердии, предлагая ему такое место. Подвижник остановил свой выбор на поместье Саторника, расположен¬ном за тогдашней городской оградой, в квартале Псамафия (Саматья), около Ксиролофских ворот. Там он поселился в маленькой келье и стал вести ангелоподобную жизнь отшельника.

Изображение

Каждое утро оба сановника, прежде чем приниматься за дела, приходили к нему за благословением. Все больше и больше благочестивых людей посещали Исаакия ради бесед об истинной вере и духовной жизни. Сам император Феодосий бывал у отшельника, просил дать советы и вступиться перед Господом за него и за империю. Понемногу ширился круг его учеников. Место, где он подвизался, вскоре стало первым монастырем Константинополя. Под его влиянием возникли другие монашеские сообщества числом до ста пятидесяти иноков как в самом городе, так и в его окрестностях, среди которых и община святого Ипатия в Руфинианском монастыре. Чтобы поддержать их духовное усердие, св. Исаакий регулярно посещал всех иноков. Несмотря на то что он не обладал никакой официальной властью, он почитался отцом всех столичных иноков.

Изображение

Когда св. Иоанн Златоуст стал епископом Константинопольским (398), он, видя, что большое число иноков ходит по городу и посещает дома горожан, принял меры против таких нарушений, приказав всем не покидать монастыри. Кроме того, он приступил к реорганизации благотворительности, в частности создал больницу, ответственных за которую назначал сам. Такие важные пастырские меры затмили дела св. Исаакия, и многие иноки почувствовали себя отстраненными.

Их недовольством поспешил искусно воспользоваться архиепископ Александрийский Феофил. Он прибыл в Константинополь и, стремясь направить против Златоуста те обвинения, которые выдвигались против него самого, привлек на свою сторону Исаакия и его иноков. И старый отшельник, к сожалению, принял активное участие в Соборе, будучи среди обвинителей св. Иоанна (403). Златоуст был свергнут и отправлен в ссылку. Однако такой приговор вызвал столь бурный протест, что святой епископ вскоре был восстановлен на престоле, но, увы, ненадолго.
Св. Исаакий с тех пор больше не вмешивался в церковные дела и мирно прожил остаток жизни в своем монастыре. Получив Божественное откровение о скором конце своей земной жизни, он собрал учеников, наказал им быть твердыми в истинной вере и назначил Далмата своим преемником, а затем отошел ко Господу (406).

Изображение

После поминальной службы в кафедральном соборе, которую отслужил патриарх, процессия с его останками направилась в монастырь. Но Аврелиан, один из важных дворцовых сановников и горячий почитатель святого, преградил дорогу, выставив военный отряд. Воины завладели святыней и положили тело св. Исаакия в крипту церкви, построенной Аврелианом в честь св. Стефана. Вынужденные смириться с таким благочестивым насилием, иноки возвратились в монастырь, лишенные утешения от мощей духовного отца.

Монастырь Далмата (ныне точное местонахождение этого монастыря неизвестно, поэтому представлены фотографии этого района где он мог бы находится) находился за пределами городских стен в восточной части городского квартала Псамафия.

Изображение

Это был первый монастырь Константинополя, согласно агиографическим данным, по крайней мере, первый православный монастырь, основанный в 382 г. святым Исааком, но свое название он получил по имени его первого ученика и преемника по управлению монастырем — Далмата, с которым связано возвышение и слава монастыря. Далмат был офицером императорской гвардии, а около 383 г. став учеником св. Исаака, частично раздал свое имущество бедным, а частично вложил свои собственные средства в расширение и устройства монастыря. После смерти Исаака около 406 г. Далмат стал его преемником и одним из самых авторитетных монахов первой трети V в., хотя в течение сорока восьми лет не выходил за стены монастыря. В источниках имя Далмата сопровождалось формулой «архимандрит и экзарх константинопольских монастырей». Преемником Далмата, скончавшегося в 438 г. стал его сын Фавст.
Однако, по свидетельству преподобного Феодора Студита 1-м из построенных в Константинополе назван монастырь преподобного Дия, основанный в IV в. сирийским монахом Дием (Ɨ ок. 430; пам. 19 июля), прибывшим в Константинополь после многих лет аскетической жизни близ Антиохии. Император Феодосий I Великий (379-395), посетив Дия и поразившись его праведной жизни, выделил ему землю и средства на устройство обители.

Изображение

Церковь св. Стефана в Аврелианах (ἐν ταῖς ᾿Αὐρηλιαναῖς), освящена во имя первомч. Стефана; согласно Феодору Чтецу, основана Аврелианом, чиновником высокого ранга при имп. Феодосии I Великом и Аркадии (конcул в 400); вода из источника, бившего в алтаре храма, поступала в бани дворца Еленианы - с ними связано описанное Феодором Чтецом чудо, в память о котором по повелению имп. Анастасия I была сделана икона с подписями, выполненными диаконом этой церкви. В алтаре храма и был похоронен прп. Исаакий Далматский. Церковь восстанавливали из руин имп. Василий I Македонянин (867-886) и сын имп. Алексея I Комнина севастократор Исаак, который передал ее в дар основанному им монатырю Пресвятой Богородицы Космосотиры в Феррах (1152). Исходя из упоминаний в источниках, церковь располагалась близ дворца Еленианы и монастыря Пресвятой Богородицы Перивлепты и к югу от Далматского монастыря.

В 765 году начинается настоящее гонение иконопочитателей: старцев отшельников (Стефана, Петра) мучат и режут в куски, монахов таскают по цирку с женщинами и мучат, тюрьмы становятся монастырями, а эти последние казармами: высшие чины столицы, именитые люди и начальники частей обезглавлены. Евнух славянин Никита, став патриархом, приказывает в патриаршей церкви Ирины уничтожить все мозаики и покрыть иконы. Молитвы Святым воспрещены, мощи их отрыты, а мощи ев. Евфимии брошены в море: все, кто упорствовал в призывании имени Богородицы, предаются смерти. Знаменитый монастырь Далмата обращен в казармы, монастыри Каллистрата, Дия и Максимина разрушены; громадная церковь св. Евфимии обращена в отхожее место, теряется память о месте хранения мощей святого Исаакия Далматского.

Изображение

В день памяти преп. Исаакия Далматского 30 мая 1672 родился Император Петр I Великий. В честь этого события в Санкт-Петербурге во имя св. Исаакия Далматского воздвигнут величественный собор (вместо прежних более скромных Исаакиевских храмов, первый из которых был сооружен по воле самого Петра Великого в 1707; Государь очень дорожил этой, тогда еще совсем скромной, церковью. Именно там 19 февраля ст.ст. 1712 он обвенчался с Екатериной Алексеевной (будущей Императрицей Екатериной I).

Изображение

Изображение

За первым Патриаршим Богослужением 24 октября/6 ноября 1991 в соборе св. Исаакия молились Глава Российского Императорского Дома Государь Великий Князь Владимир Кириллович и Его Августейшая Супруга Государыня Великая Княгиня Леонида Георгиевна. Это был первый и последний визит Великого Князя на Родину. В Исаакиевском соборе 29 апреля 1992, в присутствии всей Императорской Семьи и тысяч молящихся, состоялось и отпевание Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II Государя Владимира III Кирилловича, в Бозе почившего 21 апреля 1992.

Изображение

Тропарь преподобному Исаакию Далматскому

Тропарь, глас 8:
В тебе отче, известно спасеся еже по образу приим бо крест, последовал еси Христу, и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо: прилежати же о души, вещи безсмертней: тем же и со Ангелы срадуется, преподобне Исаакие, дух твой.
Кондак, глас 2:
Чистотою душевною Божественно вооружився, и непристанныя молитвы яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения Исаакие, моли непрестанно о всех нас.
Кондак, глас 8:
Яко угодник Божий верный, по Христове Церкви ревностию разжегся, бразды Уалентовы удержав, пророчески тому о затворении церкви, пагубную смерть предрекл еси, преподобне. Темже присно моли о нас, чтущих тя, Исаакие преподобне.


Вернуться в «Религия»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость