24 ноября (11.11 ст.ст.) Преподобного Феодора Студита, исповедника (826). «Увы, мы собственной рукой в тщеславном ослепленье
Вели к погибели наш град, святой Константинополь:
Иначе бы его вовек не одолели турки!»
Каждый раз, когда я буду касаться святынь Константинополя (а этих святынь будет достаточно много) я буду использовать отрывки из памятника Византийской литературы «Плач на падение Константинополя.
Оговорюсь сразу- сегодня будет очень много текста из-за большой важности материала.
Константино́поль — название Стамбула до 28 марта 1930 года. Византийский Константинополь, находившийся на стратегическом мысе между заливом Золотой Рог, Мраморным морем и Босфорским проливом, на границе Европы и Азии, был столицей христианской империи. На протяжении Средних веков Константинополь был самым большим и самым богатым городом Европы.
На сегодняшний день это один из крупнейших городов с населением более 20 миллионов человек с границами уходящими за горизонт и носящий в обиходе название- большой базар.

Название «Константинополь» сохраняется в современном греческом языке и я буду придерживаться именно данного названия. Заметим, что турки тоже официально используют мусульманские названия ряда городов: вместо названия Тбилиси используют Тефлис, вместо Армении- Эрминистан и т.д. Понятно, что части населения России утратившему после 1917 года свое православное сознание, подобные нюансы не представляют особого смысла, но по сути они очень важны в духовном смысле.
«И пусть никто и никогда не ищет дружбы с турком,
С турецким псом, поганым псом, неукротимым зверем.
О если б знали вы, как он своей коварной дружбой
И оплетает христиан и, как дракон, глотает!»
Впрочем, не забудем, что основной вклад в разорение и уничтожение Константинополя, что послужило экономическому росту европейских государств, внесли римо-католики.
13 апреля 1204 года Константинополь захватывается рыцарями Четвёртого крестового похода, которые его сжигают и практически полностью разоряют. Город становится столицей Латинской империи крестоносцев, в котором экономическое господство перешло к венецианцам. В июле 1261 византийцы, поддержанные генуэзцами, отвоёвывают город, и власть вновь переходит к византийской династии Палеологов.
До середины XIV века Константинополь оставался крупным торговым центром, затем постепенно пришёл в запустение, ключевые позиции в городе захватили венецианцы и генуэзцы. С конца XIV века Константинополем не раз пытались овладеть османские турки. После строительства султаном Мехмедом Завоевателем в 1452 году Румельской крепости на берегу Босфора
судьба города была решена, и 29 мая 1453 года после длительной осады город пал.
Стены Константинополя были очень удачно спланированы и могли сдерживать превосходящие силы наступающих, а наступающих осман по самым скромным оценкам было 150 тысяч, хотя обычная оценка- 200 тысяч человек. Защитников же города было менее 10 тысяч.
Османы использовали исполинскую пушку, одно точное попадание образовало брешь в основной стене, византийцы были вынуждены стянуть силы к этому пролому ослабив защиту других стен. Тем самым османы прорвали оборону сразу по нескольким направлениям полностью сокрушив обороняющихся.


Преподобный Феодор Студит родился в 758 году в Константинополе в семье сборщика царских податей Фотина и его супруги Феоктисты, благочестивых христиан. Серьезное и систематическое образование преподобный Феодор получил у лучших риторов, философов и богословов столицы.
В то время в империи широко распространилась ересь иконоборцев, которую поддерживал злочестивый император Константин Копроним (741-775). Взгляды императора-иконоборца и его двора решительно противоречили религиозному чувству Фотина, ревностного сторонника Православия, и он оставил государственную службу. Затем родители святого Феодора, по обоюдному согласию, раздав свое имение бедным, расстались и приняли монашеский постриг. Их сын Феодор вскоре стал широко известен в столице, участвуя в многочисленных тогда диспутах об иконопочитании. Совершенное ораторское искусство, свободное владение терминологией и логикой философов и, самое главное, глубокое знание христианской догматики, буквы и духа Священного Писания неизменно приносили победу в диспутах святому Феодору – ревностному обличителю иконоборческой ереси.
Церковные раздоры умирил VII Вселенский Собор, созванный по инициативе и под покровительством благочестивой императрицы Ирины. Своими установлениями Вселенский Собор как высший авторитет в жизни Церкви навсегда обличил и отверг иконоборчество. Среди отцов Собора был блаженный Платон (память 5 апреля) дядя преподобного Феодора, долгое время подвизавшийся на Олимпе (ныне гора Улудаг, рядом с Бурсой. Турция). Старец высокой жизни, блаженный Платон по окончании Собора призвал племянников – Феодора с братьями Иосифом и Евфимием – к иноческой жизни в пустыне. Оставив Константинополь, они отправились в местечко Сакудиан, недалеко от Олимпа.
Уединенность и красота того места, его труднодоступность для людей праздных, понравились старцу и его племянникам, и они решили остаться здесь. Постепенно к храму во имя святого Иоанна Богослова, который построили братья, начали стекаться жаждущие монашеского подвига. Так возник монастырь, игуменом которого стал блаженный Платон. Жизнь инока Феодора была воистину подвижнической. Он трудился на самых тяжелых черных работах.
Когда блаженный Платон ушел на покой, братия единодушно избрала преподобного Феодора игуменом монастыря.
Когда император преступил церковные каноны, события внешней жизни нарушили благоговейную тишину монашеских келлий. Преподобный Феодор мужественно разослал по монастырям послания, в которых объявил императора Константина VI (780-797) отлученным от Церкви за разорение Божественных установлений о христианском браке. Преподобного Феодора и десятерых его сподвижников отправили в ссылку в город Солунь (Салоники. Греция). Но и оттуда продолжал звучать обличающий голос преподобного. Святая Ирина, возвратившая себе престол, освободила преподобного Феодора в 796 году, передала ему опустевший при Копрониме Студийский монастырь. Скоро в обители святого собралось около 1000 иноков. Для управления монастырем преподобный Феодор написал устав иноческой жизни, получивший название Студийского. Преподобный Феодор выступал со многими посланиями против иконоборцев. За догматические сочинения, а также написанные им каноны и трипеснцы блаженный Феостирикт назвал преподобного Феодора "пламенным учителем Церкви".
Когда императорский престол захватил Никифор, свергнув благочестивую императрицу Ирину, и грубо нарушил церковные установления, своей властью приобщив к Церкви ранее отлученного пресвитера, преподобный Феодор вновь выступил с обличением императора. После истязаний преподобного вновь отправили в ссылку, где он пробыл более двух лет. Освободил преподобного кроткий и благочестивый император Михаил, сменивший на престоле убитых на войне с варварами Никифора и его сына Ставрикия. Смерть их задолго была предсказана преподобным Феодором.
Чтобы избежать междоусобной брани, император Михаил уступил престол своему военачальнику Льву Армянину. Новый император оказался иконоборцем. Святители и учители Церкви пытались вразумить нечестивого царя, но безуспешно. Лев запретил иконопочитание и отдал на поругание святые иконы. В ответ на такое беззаконие преподобный Феодор совершил с братией крестный ход вокруг монастыря с высоко поднятыми иконами и пением тропаря Нерукотворному образу Спасителя. Император гневно угрожал святому смертью, но преподобный продолжал открыто утверждать верующих в Православии. Тогда император отправил преподобного Феодора и его ученика Николая в ссылку, сначала в Иллирию в крепость Метопу, затем в Анатолию в Бониту. Но из заточения исповедник продолжал борьбу с ересью. Истязаемые палачами, которых посылал в Бониту император, почти лишенные пищи и питья, покрытые язвами, едва живые, Феодор и Николай все переносили с молитвой и благодарением Господу.
В Смирне, куда мучеников перевели из Бониты, преподобный исцелил от лютой болезни воеводу – царского племянника и единомышленника, велев ему покаяться в совершенных злодеяниях иконоборчества. Однако тот вновь впал в ересь и умер. Льва Армянина, убитого его же воинами, сменил, хотя и нечестивый, но веротерпимый император Михаил II Травлий. Новый император освободил из заточения всех православных отцов и исповедников, однако запретил иконопочитание в столице. Преподобный не захотел вернуться в Константинополь и решил поселиться в Вифинии в городе Херсонесе, близ церкви святого мученика Трифона. Несмотря на тяжелый недуг, преподобный Феодор ежедневно совершал Божественную литургию, поучал братию. Предуведав свою кончину, святой призвал братию и завещал их хранить Православие, почитать святые иконы и соблюдать монастырский устав. Затем он повелел братии взять свечи и петь канон на исход души. При пении слов "во век не забуду оправданий Твоих, яко в них оживил мя еси" – преподобный Феодор отошел ко Господу, в 826 году.
В тот же час было видение преподобному Илариону Далматскому (память 6 июня). Воссиял свет небесный, послышалось пение и был Голос: "Это душа преподобного Феодора, пострадавшего даже до крови за святые иконы, отходит ко Господу". Преподобный Феодор при жизни своей и по смерти совершил много чудес: призывающие его имя избавлялись от пожаров, о нападений диких зверей, получали исцеления, воздавая благодарение Богу и Его святому угоднику – преподобному Феодору Студиту. 26 января празднуется память перенесения мощей преподобного Феодора Студита из Херсонеса в Константинополь в 845 году.
Обзор истории Студийской обителиОсобое место в этом процессе принадлежало Студийскому монастырю святого Иоанна Предтечи, основанному в Константинополе около 463 г. при патриархе Константинопольском Геннадии (458–471) и императоре Льве Великом (457–474). Этот самый известный в истории Византии монастырь получил название “Студийского” по имени своего основателя — патриция и консула Романа Студиона, прибывшего в Константинополь из Рима в 454 году.
Обитель была основана вне стен Константинополя; по её храму, воздвигнутому в честь святого Иоанна Предтечи, ближайшие ворота городской стены первоначально назывались воротами Иоанна Предтечи.
С давних времён Студийская обитель была под непосредственным покровительством императоров. Настоятель Студийского монастыря издревле считался первым из всех игуменов; ему усвоялось звание архимандрита и протосинкелла, что было даровано настоятелям лишь наиболее знаменитых византийских монастырей. Поскольку монастырь располагался сравнительно недалеко от дворца, он был особенно часто посещаем императорами. Императоры ежегодно присутствовали за богослужением 29 августа, в день усекновения главы святого Иоанна Предтечи. В конце VIII века в Студийском монастыре уже насчитывалось около 700 насельников; к этому времени обитель обладала большим духовным авторитетом и влиянием.
Расцвет Студийского монастыря пришёлся на годы игуменства в нём преподобного Феодора Студита (759–826). Будучи настоятелем этой древней обители с 798/99 по 826 гг., преподобный Феодор постоянно выступал за идею свободы и независимости Константинопольской Церкви от императорской власти. Известно, что со времён вступления на императорский престол Льва III Исавра (717–740) в Константинопольской Церкви начался период иконоборчества или, точнее, — борьбы между иконоборчеством и иконопочитанием. Студийский монастырь стал оплотом иконопочитания, за что и подвергался гонениям со стороны императорской власти. При императоре Константине V Копрониме (740–775) монахи были изгнаны из Студийской обители, она лишилась императорского покровительства, её святыни и иконы были осквернены иконоборцами. Но храм и другие монастырские здания уцелели, и когда иконоборческие гонения ослабли, монахи снова стали возвращаться в Константинополь. Студийский монастырь вновь начал населяться, но когда сюда прибыл преподобный Феодор Студит, общее число иноков здесь ещё не превышало 12 человек.
В период иконоборчества большая часть столичного монашества, в том числе и многие студиты, была вынуждена бежать из Константинополя; одним из направлений эмиграции была Таврика — области Боспора, Херсонеса, Никопсиса по направлению к низменной Готии, то есть юго-западного Крыма. Ко второй половине VIII в. относится возникновение ряда пещерных монастырей в юго-западном нагорье Крыма.
Прибывшие в Таврику в конце VIII — начале IX вв. монахи-иконопочитатели своим духовным наставником считали преподобного Феодора Студита. Об этом свидетельствует, например, направленное в 821 г. преподобным Феодором “письмо к епископам, сосланным ради Христа в Херсонес”. Преподобный Феодор Студит обращается с напутствиями и к отправляющимся в Крым монахам. Таковы были связи Студийской обители с теми землями, где позднее довелось побывать святому равноапостольному князю Владимиру, просветителю Киевской Руси, которые спустя почти тысячелетие вошли в состав Российского государства.
В период ослабления иконоборческих гонений Студийский монастырь трудами преподобного Феодора быстро возрождался; были годы, когда здесь подвизалось около тысячи насельников. Затем последовала очередная ссылка в Малую Азию и, наконец, смерть в изгнании на Проти — одном из Принцевых островов в 826 году. ( ныне остров Кыналыада, ближайший к Константинополю).

В 842 г. в Константинопольской Церкви окончательно восторжествовало иконопочитание; имя преподобного Феодора Студита — активного противника иконоборчества — заняло одно из почётных мест в сонме святых Православного Востока. В 844 г. его останки были перенесены в Студийскую обитель и, сопровождаемые торжественным шествием многочисленной братии, были положены в гробнице рядом с телом его брата — Иосифа, архиепископа Солунского (ум. в 825 г.), который также скончался в изгнании.
После 842 года, при императоре Михаиле III (842–867), в Константинополь начали возвращаться ближайшие ученики преподобного Феодора Студита. Один из них, преподобный Навкратий, стал игуменом в Студийском монастыре, и для обители снова наступило время расцвета. Монастырь продолжал процветать и при преемниках преподобного Навкратия (ск. в 848 г.) — Николае Студите и Софронии, трудами которых число братии по-прежнему увеличивалось. Влияние столичного монашества с этого времени стало постоянно возрастать: с 842 по 1204 гг. из 43-х Константинопольских патриархов 26 вышли из монастырей, причём среди них Антоний III (974–979) и Алексей IV (1025–1043) — из Студийской обители.
Студийскому монастырю из века в век императорская семья поручала воспитание своих детей мужского пола. Так, сыновья императора Мануила I Комнина (1143–1180) Исаакий и Иоанн были отданы в Студийскую обитель на воспитание, “чтобы поучались добродетели подражанием жизни отличных мужей”.
В домонгольскую эпоху русские паломники часто посещали Константинополь на пути в Святую Землю. Этому способствовало и укрепление русско-византийских государственных отношений, в частности, брак наследника византийского престола Алексея Комнина с дочерью киевского князя Мстислава (1125–1132). Русские паломники издавна считали Студийский монастырь одной из самых больших святынь Царьграда: в нём хранились мощи святого Иоанна Крестителя, там находилась гробница преподобного Феодора Студита, который являлся для русских иноков идеалом исповедника веры, хранителя канонов и устроителя монашеского общежития. Поэтому в своих записях о “хождениях” русские паломники уделяли большое внимание и Студийскому монастырю.
В 1200 году один из русских паломников, архиепископ Новгородский Антоний, поклонялся в Студийском монастыре мощам святого Иоанна Крестителя и был у гробницы преподобного Феодора Студита. Записки Антония Новгородца о Студийском монастыре представляют большой интерес, поскольку уже в 1204 году Константинополь был разрушен крестоносцами. Русский паломник перечисляет святыни, увиденные им в Студийской обители: “Верх святаго Иоанна Крестителя главы его и перси и перст его и зуб лежат в Студийском монастыри у святаго Феодора; ту же лежат святый Феодор и брат его Иосиф, Селунский епископ, в монастыри Студиском во едином гробе <…> ту же и глава Захарии пророка и святаго Вавилы и иных святых мощи и лице святаго Иоанна Крестителя”.
XIII век оказался временем поражения и Византии, и Руси, одной — крестоносцами, другой — татаро-монголами. При взятии Константинополя крестоносцами в 1204 году Студийский монастырь сильно пострадал. В числе прочих святынь крестоносцы похитили из обители и ту часть главы святого Иоанна Предтечи, которая хранилась в монастырском храме. После нашествия крестоносцев территория Студийского монастыря превратилась в пустырь, заросла травой и служила пастбищем для скота. Монастырь оставался в запустении в течение всего периода существования Латино-Константинопольской империи (1204–1261 гг.) и был снова восстановлен лишь в 1293 г. Константином Порфирогенитом (Багрянородным), братом императора Андроника II (Палеолога (1282–1328)26. Вплоть до падения Константинополя в 1453 году укреплялись и расширялись связи древнего центра византийской образованности с русскими княжествами.
Среди путешествий русских паломников в Царьград выделяются хождения новгородцев.
Русские христиане постоянно подвизались в Константинополе; наиболее ярко это отражено в Никоновской летописи, где под 1389 г. сообщается о посещении Царьграда русским митрополитом Пименом. Как отмечал один из паломников, находившихся в свите митрополита, “поидохом в монастырь святаго Иоанна, иже глаголется греческим языком Продром, русским же глаголется Предтеча; и ту поклонихомся и целовахом, и упокоиша нас добре тамо живущая русь”.
В свою очередь, монахи из Константинополя приходили в русские земли и обосновывались здесь на временное или постоянное жительство; в самой Москве уже в XIV в. существовал греческий монастырь “Никола Старый”. Можно предположить, что в этом монастыре подвизались и выходцы из Студийской обители.
Особенно тесные связи установились между Студийским и Троице-Сергиевым монастырями. В 1419 г. один из насельников Троице-Сергиева монастыря — Зосима — на пути в Святую Землю посетил Константинополь; в своих записках он перечисляет священные реликвии, хранившиеся в то время в Студийском монастыре: “Ту стоит монастырь великий Студийский: ту лежит Евфимий патриарх; и ту миро Дмитриево в раце стоит, близ врат Студийских”.
Русские паломники и в дальнейшем посещали Константинополь и подолгу жили там; один из них, Нестор Искандер, составил обстоятельный рассказ о взятии Константинополя турками в 1453 году, поскольку он был очевидцем этого события. 30 мая 1453 г. султан Мухаммед II совершил торжественный въезд в столицу покорённой Византии и приказал обратить в мечеть храм святой Софии. Падение Константинополя отразилось на судьбе многих других древних христианских храмов, в том числе и Студийской базилики.
На Руси о падении Константинополя стало известно от греков, бежавших из разрушенной столицы бывшей Византийской империи. В окружном послании Московского митрополита Ионы (1448–1461) ко всем русским православным христианам сообщалось: “Человек христианин православный, по имени Димитрий, гречин, пришёл до нас от великого Православия, от великого того царствующего Константина града, и поведал нам, что попущением Божиим, грех ради наших, тот, от толиких лет, никем не взятый и Богом хранимый Константиноград, взяли безбожные турки, святые Божии церкви и монастыри разорили и святые мощи сожгли, старцев и стариц, иноков и инокинь, и весь греческий род, многолетных мечу и огню предали, а юных и младых в плен отвели”.
А вскоре на Руси стало известно и о том, что ряд древних христианских храмов Константинополя турки обратили в мечети.
Судьба опустевшей Студийской обители была решена после вступления на престол в 1481 г. сына Мухаммеда II — султана Баязида II (1446–1512). Воспитатель султана Баязида — эмир Ахор Ильяс — обратил церковь святого Иоанна Предтечи в мечеть. Эмир Ахор в это время был начальником царских конюшен; он предоставил в пользу мечети доходы от ряда других зданий. С тех пор древняя монастырская базилика стала называться Эмир-Ахор-джамиси (или Имрахор-джами).

Уничтожение турками Византийской империи не привело к гибели христианской культуры, потому что остался народ — носитель этой культуры, которая продолжала жить во взаимодействии с духовной культурой других народов. Древняя Русь, как и другие государства, получившие духовное просвещение из Византии, бережно сохраняла византийское христианское наследие, неотъемлемой частью которого были духовные традиции Студийской обители.
Традиции Студийского монастыря оказали большое влияние на формирование монашеской и общецерковной жизни древней Руси. В те годы, когда Студийским монастырём управлял преподобный Феодор, здесь был составлен Студийский монастырский устав, который первоначально имел лишь местное значение. Обитель насчитывала тогда в своих стенах около 1000 иноков, и согласно уставу для каждого из насельников указывались его ежедневные послушания.
В деле упорядочения монашеской жизни Православного Востока преподобный Феодор был продолжателем традиций святителя Василия Великого. Постепенно правилами Студийского монастыря стали руководствоваться многие другие монастыри Востока, поскольку преподобный Феодор Студит усовершенствовал общежительный (киновийный) устав применительно к условиям своего времени. “Преподобный Феодор Студит в своём уставе объединил монастырскую практику Константинополя и Иерусалима, установил внутреннюю связь между киновиями Византии и Святой земли, создал до известной степени общий типик для всего греко-восточного монашества”, — отмечал один из русских авторов в начале ХХ столетия.
В течение нескольких десятилетий после кончины преподобного Феодора Студита (826) в его уставе не было значительных изменений. Студийский устав был принят не только в Константинопольском Патриархате и некоторых областях Малой Азии; из Константинополя он перешёл на Афон, в южную Италию, а вскоре был введён и в русских монастырях.
Студийский устав входил в церковную жизнь Киевской Руси постепенно. Можно предполагать, что полного славянского перевода Студийского устава до XI в. на Руси не существовало, а были переведены лишь некоторые наиболее необходимые сведения в виде прибавления к другим богослужебным книгам — Октоиху, Минеям, Триоди и Часослову. Под 1051 г. в Лаврентьевской летописи помещено “Сказание о начале Печерского монастыря”. Там отмечено, что преподобный Феодосий (†1074 г.), один из основателей иночества на Руси, ввёл в своей обители устав Студийского монастыря, который он списал у чернеца Михаила, монаха этого монастыря, прибывшего в Киев с митрополитом Георгием.
Отсюда Студийский устав быстро разошёлся в списках по всей Киевской Руси и был принят в других монастырях.
До настоящего времени дошла рукопись XII в., содержащая славянский перевод Студийского устава в “алексиевской редакции”; в отечественных рукописных собраниях имеется также несколько подобных списков XIII в.
Студийский устав был во всеобщем употреблении на Руси до самого начала XV в., и только с этого времени он стал постепенно заменяться Иерусалимским уставом святого Саввы.
В заключение следует отметить, что в некоторых русских монастырях студийские традиции сохранялись и после XV столетия. По словам святителя Димитрия Ростовского (1651–1709), в России были монастыри, которые соблюдали Студийский устав и в его время.
Перу преподобного Феодора Студита принадлежит значительное число сочинений, написанных на разные темы: о сотворении мира, о монастырской жизни, о достойном почитании икон, о почитании Богоматери и святых. Основными произведениями преподобного Феодора являются Огласительные поучения — Большой катехизис, состоящий из трёх книг, и Малый катехизис, составленный из 134 поучений. Огласительные поучения предназначались для чтения перед монашеской братией.
Рукописи, содержащие сочинения преподобного Феодора Студита, находятся во многих монастырских библиотеках и национальных книгохранилищах. Студийская обитель издавна щед¬ро делилась с русскими иноками своим духовно-литера¬турным наследием. Можно предположить, что уже в XI веке в Киево-Печерском монастыре были переведены важнейшие сочинения преподобного Феодора Студита.
Преподобный Феодосий Печерский (ок. 1036–1076), инициатор введения Студийского устава на Руси, был талантливым писателем и проповедником. Он хорошо знал греческую богословскую литературу; наряду с такими книгами, как Скитский Патерик, сочинениями преподобного Мефодия Патарского, преподобного Иоанна Дамаскина, он был знаком и с Поучениями преподобного Феодора Студита.
Как отмечал в начале ХХ столетия один из русских исследователей, «не представляя дословных заимствований из поучений Феодора Студита, слова Феодосия Печерского представляют поразительное сходство с поучениями Феодора Студита по духу, по отдельным выражениям и вообще по форме. Даже самые заглавия у Феодосия напоминают таковые же у Феодора Студита: “О воздержании и о смиренномудрии”».

Духовные и культурные связи со Студийским монастырём и другими обителями Константинополя позволили новгородцам использовать лучшие византийские традиции. Многое в новгородской архитектуре и живописи было заимствовано из Византии, и немалая заслуга в этом принадлежит новгородским паломникам. По словам Д. С. Лихачёва, “новгородцы в Константинополе не были простыми зрителями, наивными путешественниками, попавшими в незнакомый город. Одна из самых поразительных черт новгородских путешественников — это их хорошее знакомство с историей Византии, с историей Константинополя, интерес к истории тех памятников искусства, которые они видели <…> Перед нами образованные люди, ассоциирующие увиденное с теми сведениями, которые они получили у себя в Новгороде”.
В эти годы на Русь был привезён из Константинополя целый ряд икон. Особый интерес представляет деятельность Афанасия Высоцкого (сконч. в Константинополе в 1401 г.), основавшего в 1374 г. Высоцкий монастырь под Серпуховым. В молодости Афанасий (в миру Андрей) подвизался в Троице-Сергиевом монастыре у преподобного Сергия Радонежского и был “любим зело старцу”. В 1387 г. вместе с Киприаном он отправился в Константинополь, где поселился в Студийском монастыре и занимался переписыванием книг.
В 1387–95 гг. Афанасий Высоцкий прислал с иеромонахом Виктором из Константинополя в основанный им Серпуховский монастырь 10 икон для монастырского храма Пресвятой Богородицы — “Деисус поясной”, известный также под названием Высоцкий чин. В 1920–37 гг. все эти иконы были подвергнуты реставрации и в настоящее время хранятся в Третьяковской галерее и в Русском музее. Высоцкий чин состоит из семи икон; это изображения Спасителя, Богоматери, святого Иоанна Предтечи, двух архангелов, а также апостолов Петра и Павла.
По мнению В. Н. Лазарева, “наиболее естественно предположить, что Афанасий заказал иконы мастеру, принадлежавшему к тому Студийскому монастырю, в котором он проживал. В этом случае мы имели бы работу художника, связанного с монастырской традицией”. Студийские иконописные традиции оказали благотворное воздействие на развитие древнерусской школы иконописи. Борьба студитов за иконопочитание нашла своё отражение и в богослужебном круге Русской Православной Церкви, которая, как и другие Православные Церкви, в 1-ю неделю Великого поста празднует Торжество Православия в память восстановления иконопочитания, — чин, введённый по настоянию насельников Студийской обители.
Благодаря Студийскому уставу русское богослужение обогатилось традицией чтения и пения Акафиста Богородице, что также впоследствии нашло своё отражение в русской церковной живописи. Первоначально Акафист Богородице совершался только в Константинополе, но с IX века этот обычай был включён в уставы монастырей святого Саввы и Студийский, а затем распространился во всех Православных Церквах. В русской письменной традиции Акафист Богородице известен с ХI–ХII вв.
Известный русский литургист И. Карабинов процесс формирования Постной Триоди делит на три периода: “первый из них простирается до святого Феодора Студита (759–826) и соответствует первой эпохе византийской церковной поэзии. Второй период должен обнять собой деятельность святого Феодора, подражателей и продолжателей его труда и других песнописцев IX в.”. С деятельностью преподобного Феодора Студита связано дальнейшее развитие гимнов типа контакиев (кондаков) и канонов. Как гимнограф преподобный Феодор был во многом близок творчеству Романа Сладкопевца, жившего в годы царствования Анастасия I (491–518). В период иконоборчества произведения Романа Сладкопевца и его предшественников были повсеместно преданы забвению, но возродились в гимнографическом творчестве Студийской обители.
Можно предположить, что студийская гимнография стала известна на Руси впервые в Киево-Печерском монастыре, так как преподобный Феодосий вместе со студийским уставом монастырского общежития ввёл в обители и студийский устав богослужения. В это время в Киев прибыли и носители певческой византийской традиции.
После обращения Студийской базилики святого Иоанна Предтечи в мечеть Имрахор-джами (XV в.), паломники, посещавшие Стамбул на пути в Святую землю, по-прежнему уделяли внимание этому древнему монастырскому центру. В первой половине XVI в. французский путешественник Пьер Жиль отправился в Царьград по приказу короля Франциска I (1515–1547) для поиска греческих рукописей. Он видел Студийский монастырь лежащим в развалинах, сохранились только остатки колонн древней базилики, о которой он сообщил некоторые сведения.
Затем Студийская базилика была восстановлена турками в качестве мечети.
Подробное описание Студийской базилики в Оттоманскую эпоху принадлежит известному в своё время русскому писателю А. Н. Муравьёву, посетившему Ближний Восток в 1849–50 гг. Он побывал в Константинополе в феврале 1850 г. и “был вознаграждён зрелищем знаменитой обители студитов, столь близкой нашему сердцу, потому что отселе почерпнул преподобный Феодосий Печерский монашеский устав, распространившийся на всю Россию <…> Но обитель сия, — продолжает автор, — где процветали Феодоры и Иосифы, теперь обращена в текэ или монастырь дервишей, под именем Эмир-Ахор джамиси, от главного конюшаго султанского, отнявшего её у христиан”.
Далее А. Н. Муравьёв сообщает, что— Недавно она (базилика) опять пострадала от пожара и тогда уничтожились все её мозаики и вся правая сторона мраморных зелёных столбов. На боковом дворе монастырском, подле церкви, видны развалины обширного здания и под ним цистерна с 24 великолепными столбами коринфского ордена.
Девлет-Гирей — один из знаменитых крымских ханов, который долго жил в Константинополе и снискал расположение султана Сулеймана; в 1551 г. с его помощью он и овладел Крымом. Именно Девлет-Гирей и обратил мечеть Имрахор-джами в мусульманский монастырь.
Новая страница в истории изучения Студийской обители была открыта в конце XIX — начале XX вв., и это было связано с учреждением Русского Археологического института в Константинополе, которое состоялось в 1895 г. трудами выдающегося византолога Ф. И. Успенского (1845–1928).
Большое внимание Русский Археологический институт уделил исследованию бывшего Студийского монастыря, которое было начато в 1906 году. Работа сотрудников Института в мечети Имрахор-джами продолжалась с 1906 по 1909 гг.; был снят план внешних частей базилики, уточнена топография Студийского монастыря; в 1908 г. здесь были обнаружены остатки древней мозаики.

Ещё при своём посещении Константинополя в 1884 г. в составе научной экспедиции Ф. И. Успенский обратил внимание на то, что в правом нефе базилики находится плита от древней христианской гробницы. В 1909 г., благодаря неоднократным ходатайствам перед великим визирем Хильми-пашой, Институт получил разрешение на раскопки. До этого времени ни одному иностранному научному учреждению не удавалось получить разрешение на производство раскопок в Константинополе, не говоря уже о раскопках христианских дре¬вностей внутри мечети.
Раскопки носили целенаправленный характер. Ещё в середине XIX в. А. Н. Муравьёв обратил внимание на то, что у стены правого нефа базилики “есть неведомая гробница, быть может, кого-либо из великих студитов”. Тот же автор отмечал далее, что в Студийской базилике есть “ещё одна обширная мраморная плита, с двумя изваянными крестами, которая прислонена теперь к стене внутри мечети и, как нам говорили дервиши, вынута была из средины помоста церковного, когда устрояли они сверху возвышенный пол для своих безумных плясок. Семь гробниц покрывала сия доска”.
В 1909 г. при раскопках, проведённых сотрудниками Института в восточной части правого нефа базилики, были обнаружены мраморные гробницы игуменов Студийского монастыря, а в гробницах — останки игуменов, облачённых в чёрные монашеские одеяния; среди них находились и мощи преподобного Феодора Студита. Был найден также склеп, в который складывались кости простых насельников обители; он был сооружён уже после того, как в начале XIII в. монастырский храм разграбили крестоносцы.
А затем в Россию пришла «красная чума» и все работы здесь были прекращены. На сегодняшний день развалины обители наглухо закрыта, а за забором лает злая собака…

ФЕОДОРУ СТУДИТУ
Тропарь, глас 8
Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, монашествующих богодухновенное удобрение, / Феодоре премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, / моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак, глас 2
Постническое и равноангельное житие твое / страдальческими уяснил еси подвиги / и Ангелом совсельник, богоблаженне, явился еси, Феодоре. / С ними Христу Богу моляся / не престай о всех нас.